Развитие форм и методов налогового стимулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

Мировой опыт показывает, что стабильный экономический рост, увеличение валового внутреннего продукта возможно только на инновационной основе при активном использовании современных научно-технических достижений, а так же на способности к инновационной деятельности и нововведениям.
По этому поводу ведущий французский специалист по социологии организаций М. Крозье отмечает: «В современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.1 Сущность и значение налогового стимулирования инновационной деятельности…………………………………………………………………….4
1.2 Методы и инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности……………………………………………………………………..6
1.3 Факторы, движущие инновационной деятельности, особенности формирования государством системы ее налоговых стимулов……………12
1.4 Оценки эффективности налоговых стимулов…………………………….15
1.5 Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности……20
Заключение……………………………………………………………………..30
Использованная литература………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

тема 4.8 инновации.docx

— 118.60 Кб (Скачать файл)

Одним из наиболее важных направлений  государственного регулирования инновационных  процессов является налоговое стимулирование инновационной деятельности. В ФРГ  налоговая поддержка малого и  среднего бизнеса существует ещё  с первых послевоенных десятилетий. Однако если в те годы она была направлена преимущественно на решение проблем  занятости и декартелизации, то начиная  со второй половины 1980-х годов, в  эпоху быстрых технологических  изменений и структурных сдвигов, основной акцент налоговой поддержки  делался  на поощрение творческого  поиска, готовности рисковать и гибкости, что в наибольшей мере присуще  именно малому и среднему бизнесу.

В результате налоговой реформы 1998-2005 гг. в Германии налоговая нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса снизилась за счёт значительного  уменьшения ставок индивидуального  подоходного налога: минимальной  – на 10 процентных пунктов (с 25 до 15%) и максимальной – на 11 (с 53 до 42%), а также за счёт снижения фактических  выплат промыслового налога. Значительное снижение налоговой нагрузки на малый  и средний бизнес посредством  уменьшения индивидуального подоходного  налогообложения объясняется тем, что деятельность подавляющего большинства  малых и средних предприятий  в Германии подпадает под действие закона об индивидуальном подоходном налогообложении. Например, партнёрства  и товарищества (открытые торговые общества, коммандитные товарищества) декларируют свою прибыль в качестве обществ, но подоходный налог как с таковых с них не взимается. Только сами партнёры/товарищи несут налоговые обязательства в соответствии с правилами уплаты подоходного налога с физических лиц.

Кроме того, малый и средний  бизнес в Германии получал и продолжает получать широкую поддержку, в том  числе в области налогообложения, посредством многочисленных правительственных  программ (например таких, как «Pro Mittelstand», High-tech Macterplan, ERP-FördenProgramme). Основными результатами деятельности этих программ в области налогообложения к 2005 году стали: введение особой и накопительной амортизации для малых и средних предприятий, упрощение налоговой процедуры при смене собственности предприятия, повышение необлагаемого налогом минимума при продаже предприятия с 30680  до 51200 евро и пр.

Согласно данным, получаемым в результате ежегодных исследований, проводимых Европейской ассоциацией  всемирных инвестиций (EVCA), Германия располагает благоприятными условиями для построения прозрачных схем налогообложения фондовых структур всемирного капитала. Это достигается благодаря наличию специальной юридической формы – GmbH Co.KG (Общество с ограниченной ответственностью и коммандитные товарищества). С целью привлечения инвесторов в высокорисковые венчурные проекты в 2002 году в Германии был разработан законопроект, призванный сделать рынок венчурного капитала более привлекательным для инвесторов. В соответствии с изменениями, внесёнными в германское законодательство, в настоящее время только 50 % валовой прибыли, полученной от инвестирования в сфере венчурного капитала, облагаются налогом.

В Великобритании налоговые  кредиты на ИР являются важной составляющей комплекса мер по выполнению обязательства  правительства по росту ИР в стране наряду с иными формами поддержки  бизнеса. Налоговые скидки на ИР для  малого и среднего бизнеса (МСБ) были введены в 2000 году, а в 2002 году эта  схема  распространилась и на крупные  компании. К 2005 году было передано уже свыше 17000 заявлений на получение налоговых кредитов и свыше 1,3 млрд. фунтов стерлингов запрошено по данной схеме. В настоящее время применяется три типа налоговых скидок на ИР: с 2007 года вычет из налогооблагаемой базы расходов на ИР составлял для МСБ – 175%, для крупных компаний – 130% (ранее для МСБ – 150%, для крупного бизнеса – 125%), для малых компаний, не имеющих прибыли, использовались прямое возмещение затрат на ИР, а также налоговые скидки на ИР для компаний, разрабатывающих вакцины против инфекционных болезней.

По оценкам экспертов, налоговые скидки позволяют снизить  расходы на ИР для МСБ максимум на 15,75, а для крупных компаний – на 8,4%, компании без прибыли  могут получить 24,50 фунтов стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов, затраченных на ИР. Условия получения налогового кредита для предприятий МСБ следующие:

1) компания должна отвечать  требованиям МСБ ЕСС (занятость  менее 190 человек или годовой  оборот не превышает 130 млн.  евро, или годовой итог баланса  не превышает 43 млн. евро);

2) годовые расходы на  ИР – не менее 10000 фунтов стерлингов без верхнего ограничения;

3) расходы на ИР квалифицируются  в соответствии с Рекомендациями  Министерства торговли и промышленности, в числе примеров: а) работы  должны представлять собой научную  или технологическую новизну;  б) они не включают сферу  искусства, гуманитарные и социальные  пути, в том числе экономику;          в) проект ИР должен иметь  целью коммерциализацию;

4) налоговые скидки распространяются  только на текущие расходы,  в том числе: а) расходы на  собственный персонал ИР; б) материалы,  топливо вода и энергия; в)  программное обеспечение, непосредственно  используемое в ИР;          г) субконтрактные ИР в других  организациях (однако ИР, проведённые  данной компанией по субконтракту  от другой организации, не могут  претендовать на скидку);

5) запрашиваемая сумма  скидки может быть уменьшена,  если проекты на ИР получают  субсидию или грант;

6) компания должна быть  владельцем интеллектуальной собственности, полученной в результате ИР.

Капиталовложение  в ИР, включая строительство, согласно документу Министерства финансов Великобритании «Supporting growth in innovation:enhancing the R&D tax credit» стимулируется также 100 %-ной налоговой скидкой в первый год. Налоговые кредиты применяются и к расходам на «независимые исследования», финансируемые крупными компаниями и выполняемые университетами или научно-исследовательскими организациями. Как отмечено в данном документе, они снижают реальную стоимость вложений в ИР.

Обследование 2008 года показало, что благодаря налоговым скидкам  экономия собственных издержек на ИР возросла в среднем с 4 до 8% общих  расходов на ИР за 2005-2008 гг., компании намного  позитивнее стали оценивать этот механизм, 90 % компаний намерены продолжать обращаться за скидками далее. Налоговые  скидки оказывают значительное влияние  на политику компаний в области ИР: 37% компаний указали, что повысили свои расходы на ИР, 90% отметили, что это  напрямую дало им возможность сохранить  исследовательскую базу в Великобритании, 76% - что это послужило косвенной  причиной сохранения ИР в стране. Напрямую налоговые скидки привлекают иностранный  капитал в ИР, и это одна из причин наиболее высокой доли иностранного капитала в ИР частного сектора.

В США используется два  основных вида налоговых скидок –  специальный режим амортизационных  отчислений в рамках налоговой амортизации  и налоговый кредит в виде скидки на уже начисленный налоговый  платёж. В 1981 году налоговый кредит впервые привлёк Конгресс США  как инструмент воздействия на ИР промышленности страны. Разработка и  принятие нового закона явились реакцией системы государственного управления на распространившуюся в 1970-е годы точку зрения об изменении структуры промышленных ИР в направлении краткосрочных проектов в ущерб долгосрочным.

Положение о налоговых  льготах при проведении исследований и экспериментов 1981 года (Economic Recovery Tax Act of 1981) вошли в виде 41-й статьи в Свод законов о доходах от внутриэкономической деятельности США (Internal Revenue Code Section 41).

Первоначально закон предусматривал скидку с налога на доход в размере 25% дополнительных расходов компаний на квалифицированные ИР по сравнению  с соответствующими среднегодовыми затратами на эти цели за предшествующие три года. В соответствии с текущим  законодательством налоговая скидка уменьшена до 20%. Она связана с  ИР, выполненными частными компаниями (отечественными или зарубежными) исключительно  на территории США. Налоговое кредитование для поощрения промышленных ИР американскими  компаниями за рубежом исключается. По новому законодательству среднегодовые  доходы на ИР рассчитываются за предыдущие четыре года и учитывают заработную плату занятых в исследовательском  процессе, стоимость материалов, а  также 65% суммы выплат по контрактам с внешними исполнителями ИР (75 % в случае, если высшим исполнителем является исследовательский консорциум, что отражает стремление государства  стимулировать сотрудничество в  науке). Таким образом, большая часть  налогового кредита – около 70% - предоставлена  за оплату трудозатрат в сфере ИР.

В региональном законодательстве по меньшей мере тридцати двух штатов (данные на 2006 год) также предполагаются стимулы инновационного развития промышленности, хотя размер ставок различен. Так, например, более половины из них (19 из 32) полностью  повторили структуру федерального кредита, т.е. данные региональные налоговые  кредиты имеют приростной характер с финансированной базой, а размер ставок колеблется от 16,9  (Род Айленд) до 2,9 % (Миннесота). Ещё десять штатов предлагают приростной кредит с изменяющимся средним значением базы за последние 2-4 года (подобно более раннему федеральному законодательству). У трёх штатов – Коннектикут, Гавайи и Западная Вирджиния – налоговые кредиты не носят приростного характера, т.е. в расчёт принимаются все квалифицированные исследования.

Вне специализированного  налогового кредита на исследования и разработки налоговые кредиты  для потребителей и бизнеса, имеющие  значение для стимулирования спроса на инновации, широко применяются в  США в сфере передовых энергетических технологий – солнечной, ветровой и  иной «альтернативной» промышленности генерации электричества. В сфере  электроэнергетики в промышленных масштабах для генерирующих станций, использующих новые и альтернативные технологии, и небольших генерационных  мощностей функционирует инвестиционный налоговый кредит – от 10 до 30% в  зависимости от проекта с практическими  потолками возвратов.

Япония, как отмечено в  публикации Института мировой экономики  и международных отношений РАН  «Налоговое стимулирование инновационных процессов», является пионером в вопросах разработки и широкого использования налоговых скидок как инструмента воздействия на науку в частном секторе. По мнению японского руководства, среди набора мер финансового стимулирования инновационной активности частного сектора одна из наиболее эффективных – налоговые льготы.

В 2003 году была принята система  налоговых скидок на общий объём  расходов, связанных с научными исследованиями. В соответствии с ней размер специальных  налоговых скидок на общий объём  расходов на НИОЛК составляет от 8 до 10% от этого показателя. В качестве пилотного проекта по стимулированию промышленных инвестиций в науку  на период 2000-2006 гг. была принята специальная  налоговая скидка (налоговый кредит) в размере 10-12% на весь объём затрат конкретной фирмы в науку. При  этом на суммарный объём кредита  наложены ограничения в объёме 20% корпоративного налога в текущем году. Было решено, что по завершении проекта, в случае подтверждения эффективности этой льготы, её оставляют, но на уровне 8-10% в зависимости от соотношения суммарных ассигнований фирмы в сферу ИР и объёма её продаж

На малые и средние  фирмы (с капиталом менее 100 млн. иен) распространялась ставка налогового кредита  в размере 12% от общей суммы вложений в науку. Кроме того, из налогооблагаемой базы этих фирм стали вычитать 12% от их ассигнований в сферу ИР при  исчислении местных налогов.

В качестве дополнительного  стимула, способствующего развитию науки в сфере бизнеса, на период 2006 – 2008 гг. любой компании был предложен 5%-ный налоговый кредит, начисляемый  при расширении ею своих исследовательских  подразделений. В соответствии с  данным положением, при увеличении в отчётном году ассигнований на исследования и эксперименты конкретной фирмой свыше  аналогичного показания за два предшествующих года и в случае превышения по уровню затрат среднего значения за три финансовых года, в течение которых фиксировались  наивысшие ассигнования в рамках последнего пятилетнего периода, корпоративный  налог может быть сокращён на сумму, эквивалентную 5 % достигнутого превышения (в 2003-2005 гг. ставка данного налогового кредита была равна 15%, но при этом он был единственным и не мог быть дополнительным).

Последний этап реформирования налогового законодательства Японии, как утверждается в публикации Института  мировой экономики и международных  отношений РАН «Налоговое стимулирование инновационных процессов», следует  датировать маем 2008 года, когда вступили в действие многочисленные поправки в базовые законы, в том числе  по корпоративному налогообложению  и налоговому стимулированию мелкого  и среднего предпринимательства. Для  поддержания экономического роста  за счёт стимулирования инновационной  активности в стране были введены дополнительные налоговые скидки в виде налогового кредита, размер которого исчисляется как превышение затрат на науку сверх 10% от средних продаж. Эти скидки суммируются с ранее введёнными, размер которых определяется из общего объёма прироста затрат на ИР (в 2008 году 5% от превышения затрат на ИР сверх среднегодовых затрат за последние три года). Пороговым значением для нового налогового кредита является 10% годовых налоговых обязательств на доход корпорации.

В Японии, как и в других промышленно развитых странах, региональные и местные власти, стремящиеся  обеспечить экономическое развитие своих территорий, всё чаще берут  на вооружение меры по стимулированию научно-технического прогресса, в том  числе и в области налогового законодательства. Закон о местном  налогообложении (ст. 73-74, п. 1; ст. 348, п.2; ст. 702-2, п. 2) освобождает активы промышленных фирм, определяемые в соответствии с Гражданским правом как используемые в научно-исследовательских целях, от налогов на приобретаемую собственность, налогов на собственность, специализированного  земельного налога и налога на развитие городов.

Информация о работе Развитие форм и методов налогового стимулирования инновационной деятельности