Формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 06:07, реферат

Описание работы

В настоящее время в условиях полной экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления контрольной деятельности в сфере налогообложения значительно трансформировались, они приобрели юридическую значимость и нашли свое закрепление в налоговом законодательстве.

Файлы: 1 файл

Формы и методы налогового контроля.docx

— 16.03 Кб (Скачать файл)

Формы и методы налогового контроля.

До проведения радикальной  экономической реформы 1990-х гг. теоретической  и практической разработкой методов  и форм проведения контроля занималась преимущественно экономическая  наука, которая создала теоретическую  базу и основы классификации различных  форм и методов осуществления  контроля. Во многом это объясняется  тем, что контроль за хозяйственной деятельностью предприятий ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими органами, в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий и не имела какой-либо значительной самостоятельности в сфере экономической деятельности. Поэтому выбор того или иного метода контроля, как правило, не приводил к каким-либо существенным правовым последствиям для самой организации, а юридическое значение имел только результат контрольной деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля.

В настоящее время в  условиях полной экономической самостоятельности  хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления контрольной  деятельности в сфере налогообложения  значительно трансформировались, они  приобрели юридическую значимость и нашли свое закрепление в налоговом законодательстве. Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными актами порядка осуществления контрольной деятельности может привести к значительным правовым последствиям, например, к отмене решений, принятых на основании результатов налогового контроля, полученных неправомерным образом, к признанию недействительными ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д.

Деятельность налоговых  и других уполномоченных органов  вводится в соответствии с Налоговым  кодексом РФ в рамки правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной  практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых  проверок, их специфические особенности  применительно к различным задачам  и объектам налогового контроля. При  этом все действия налоговых органов  должны соответствовать предписаниям правовых норм.

В интерпретации разных авторов  ревизия, обследование и тематическая проверка являются методами, способами, видами либо формами контроля.

Эти понятия подчас употребляются  как взаимозаменяемые: одни специалисты  трактуют формы контроля как слагаемые  его метода, а по мнению других, наоборот, методы контроля положены в основу классификации его форм.

Форма налогового контроля как внешнее выражение конкретного  содержания отражается, прежде всего, в совершении конкретных действий по применению тех или иных приемов  и способов для установления фактов объективной действительности, а  также в документах налогового контроля, закрепляющих его результаты.

Организация контрольной  деятельности в целом предполагает организационное единство ряда контрольных  процедур, являющихся совокупностью  действий, объединенных общей конкретной целью (например, исследование помещений, предметов, документов и т.д.), которые  представляют собой не что иное, как конкретное мероприятие налогового контроля.

Таким образом, форму налогового контроля можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления  и формального закрепления результатов  мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.

В настоящее время в  ст. 82 Налогового кодекса устанавливаются  следующие формы проведения налогового контроля:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).

Выше уже было отмечено, что содержание контрольной деятельности и конкретная форма контроля во многом определяются приемами, применяемыми уполномоченными контролирующими  органами, т.е. форма существует в  неразрывном единстве с методами контрольной деятельности.

Сама реализация контрольной  деятельности происходит лишь путем  применения уполномоченными органами соответствующих методов контроля.

Метод – способ практического  осуществления или познания изучаемых  явлений; конкретные способы, применяемые  при осуществлении контрольных  функций.

Метод налогового контроля – это конкретный способ, прием проверки законности хозяйственных операций, правильности их отражения в документах, обнаружение правонарушений и преступлений.

В отличие от форм налогового контроля методы контроля присутствуют в НК РФ в неявной форме. При  их применении обязательно должны соблюдаться  правовые нормы, в противном случае акт налоговой проверки не имеет  законной силы.

Методы налогового контроля можно группировать по определенным признакам: степени однородности применяемых  приемов, их трудоемкости, требованиям  к квалификации проверяющих, возможностям автоматизации.

В соответствии с этими  критериями методы налогового контроля можно разделить на следующие группы:

  • методы документального контроля;
  • методы фактического контроля;
  • расчетно-аналитические методы;
  • информативные методы.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля