Проблемы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

работа раскрывает проблемы плоской шкалы налогообложения в России.
Целью данной работы является исследование действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
Вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей. На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Экономическое содержание НДФЛ………………………………………………4
1.1. Возникновение и развитие подоходного налогообложения………….…..….4
1.2. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц……………….7
1.3. Характерстика налоговой базы , виды налоговых вычетов и порядок исчисления НДФЛ………………………………………………………………………...9
2. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в развитии налоговой реформы…………………………………………………………………………………...…21
2.1. Основыные недостатки системы налогообложения населения в России...21
2.2. Проблемы исчисления НДФЛ………………………………………………….….23
Заключение………………………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 66.44 Кб (Скачать файл)

Доходы налоговых резидентов в виде оплаты труда облагаются по ставке 13 процентов, а доходы лиц, не имеющих такого статуса, - по ставке 30 процентов без применения налоговых  вычетов, в соответствии со статьей 224 НК РФ. По истечении 183 календарных  дней начинает действовать налоговая  ставка 13 процентов.

Письмом Минфина России от 30 июня 2005 г. №03-05-01-04/225 разъяснено, что  доходы иностранных граждан, нанимаемых организацией для выполнения трудовых обязанностей на территории РФ, подлежат налогообложению по ставке 30 процентов. При этом в случае изменения их налогового статуса необходимо произвести перерасчет сумм налога на доходы физических лиц по таким доходам с начала календарного года по ставке 13 процентов. Для применения налоговой ставки 13 процентов для иностранных граждан  требуется наличие заключенного с ними трудового договора сроком более чем на 183 дня.

Суммы налога, которые были излишне удержаны налоговым агентом  в период применения ставки 30 процентов, могут быть:

  • зачтены в счет будущих платежей по НДФЛ;
  • возвращены иностранному работнику.

Налоговым кодексом не установлен перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение иностранных  лиц на территории РФ. По мнению специалистов финансового ведомства, время нахождения иностранного работника на территории России может подтверждаться:

  • отметками пропускного контроля в заграничном паспорте о днях въезда в Россию и выезда из нее];
  • справкой с прежнего места работы, содержащей сведения из табелей учета рабочего времени, справкой о проживании из гостиницы.

Если отметки в загранпаспорте отсутствуют, то в качестве доказательства нахождения на территории РФ иностранец может предъявить любые другие документы, подтверждающие фактическое количество дней пребывания в РФ. Если сотрудник  не подал заявление о зачете или  возврате НДФЛ, то излишне удержанную сумму налога организация возвращать не обязана.

По мнению специалистов Минфина  России, налоговый статус физического  лица определяется в соответствии с  фактическим временем нахождения на территории РФ, подтвержденным документально. Определение налогового статуса  исходя из предполагаемого срока  нахождения на территории России Налоговым  кодексом не предусмотрено.

Исключением из этого правила  являются граждане Республики Беларусь. Они признаются налоговыми резидентами  РФ с даты вступления в силу трудового  договора, который предусматривает  выполнение работы на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Стандартные  налоговые вычеты предоставляются  в том же порядке, что и российским гражданам.

Как уже сказано, при расчете  НДФЛ имеет значение, где работает иностранец - на территории РФ или на территории зарубежного государства. В первом случае считается, что он получает доходы от источников в России (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ), а во втором - от источников, находящихся за пределами  РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Доходы, полученные от российских источников, облагаются НДФЛ как у  налоговых резидентов, так и у  тех лиц, которые не имеют подобного  статуса. Доходы от источников, находящихся  за пределами РФ, подлежат обложению, только если они выплачиваются резиденту  РФ7.

Заключение.

Система налогообложения  доходов физических лиц, безусловно, должна стимулировать экономическую  активность граждан, непосредственно  влияющую на темпы экономического роста  в стране. Как известно, сегодня  в России действует плоская шкала  подоходного налога в 13%. Это достаточно низкий уровень, однако его недостаток состоит в том, что 13% на равных должны платить не только те, кто имеет 3 млн долл. дохода в год, но и те, кто зарабатывает 5 тыс. руб. в месяц. Но даже в рамках одной страны, например США, уровень максимальной ставки подоходного налога в разное время колебался от почти 80 % при Ф. Рузвельте в 1935 г. и 92 % при Г. Трумэне в начале 50-х до 28% в 80-е гг. во времена Р. Рейгана. Не менее серьезно колеблются ставки этого налога и по разным странам «цивилизованного мира». Так, нижняя планка подоходного налога в Швейцарии всего 1 %, а в Ирландии – 27 %. При всем различии ставок этого налога в крупных развитых странах он достаточно высок и формально прогрессивен. Например, сегодня верхняя планка «прогрессивного» подоходного налога в США равна 39,6 %, минимальная – 15 %. В США по сути речь идет о трех-четырех плоских шкалах подоходного налога, где главная налоговая нагрузка падает на беднейшие и средние слои населения. Еще более ярко выражены эти тенденции в Великобритании. Здесь всего три ставки подоходного налога. Облагаются им все граждане вне зависимости от уровня дохода, причем самая нижняя ставка весьма высока – 20 %. Бедные и средний класс платят по большей ставке 25 %, а верхняя почти такая же, как в США, 40 %8.

Главная цель реформы  в России 2001 г. – легализация заработной платы – была достигнута лишь частично. По некоторым оценкам, не более 20% теневых зарплат стали выплачиваться легально. Причина видится в том, что введения плоской шкалы по подоходному налогу для работодателей оказалось недостаточно. Наиболее рациональным по мнению М.Е. Чичелева [3], представляется шкала налогообложения, удовлетворяющая следующим условиям:

–  ставка налога меняется с изменением уровня дохода плавно, то есть ее график в системе координат «ставка налога – уровень дохода» не имеет точек, в которых ставка налога меняет свое значение на конечную величину (на графике нет «ступеней»);

–  ставка налога функционально зависима от реального, а не номинального уровня дохода (то есть от покупательной способности дохода, а не от его номинального значения в денежных единицах);

– ставка налога возрастает с увеличением уровня дохода;

– при низких доходах налоговое бремя носит щадящий характер (ставка доходов не обременительна);

– при доходах в диапазоне, признанном экономически и социально наиболее предпочтительным, ставка налога изменяет характер от щадящего в начале диапазона к сдерживающему в конце;

– при росте доходов сверх экономически и социально обоснованного порога налоговое бремя приобретает угнетающий характер;

– при любых уровнях дохода ставка налога не превышает предельно допустимого значения.

Для стимулирования экономической  активности населения необходимо, чтобы  налоговое бремя было минимально в отношении трудовых доходов  и максимально в отношении  немотивированных. Д.С. Львов считал  необходимым освободить от подоходного  налога людей с доходами ниже прожиточного минимума. По его мнению, это форма  прогрессивного подоходного налога9. Если в основном законе государства закреплено, что одной из главных целей государства является «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ), то такое государство должно перестать отбирать средства у людей, живущих за чертой бедности. Этим людям не созданы условия для достойной или хотя бы безбедной жизни, значит государство не выполняет свои обязательства перед людьми, закрепленные в общественном договоре под названием Конституция. Следовательно, такие люди не обязаны исполнять свои обязательства по «конституционному договору» – оплачивать содержание государства в виде налогов. Введение так называемой плоской шкалы налогообложения на уровне единой нормы подоходного налога в 13 % – наглядное тому подтверждение.

 

Список используемой литературы

Основная литературы

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – Москва: Проспект, КноРус, 2010. – 704 с
  2. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие. – Москва: Проспект. 2012. – 520 с.
  3. Желенин А. Плоская прогрессия / А. Желенин // Россия. – 2009. – №15

Источники в интернете

  1. http://www.consultant.ru/ – Система Консультант Плюс.www.consch.ru
  2. http://www.rnk.ru – Журнал «Российский налоговый курьер».
  3. http://www.klerk.ru/news/ – Клерк. Ру.
  4. http://www.budget.ru – Бюджет.Ру

1 www.consch.ru

2 Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – Москва: Проспект, КноРус, 2010. – 704 с

3 Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие. – Москва: Проспект. 2012. – 520 с.

4 www.consch.ru

5 www.budget.ru

6 Караханян С.Г. Налоговые споры: проблемы, анализ, решение. / С.Г. Караханян, И.С. Баталова. - М.: Бератор, 2008

7 Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – Москва: Проспект, КноРус, 2010. – 704 с

8 Желенин А. Плоская прогрессия / А. Желенин // Россия. – 2009. – №15

9 http://www.rnk.ru/


Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц