Проблемы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

работа раскрывает проблемы плоской шкалы налогообложения в России.
Целью данной работы является исследование действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
Вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей. На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Экономическое содержание НДФЛ………………………………………………4
1.1. Возникновение и развитие подоходного налогообложения………….…..….4
1.2. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц……………….7
1.3. Характерстика налоговой базы , виды налоговых вычетов и порядок исчисления НДФЛ………………………………………………………………………...9
2. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в развитии налоговой реформы…………………………………………………………………………………...…21
2.1. Основыные недостатки системы налогообложения населения в России...21
2.2. Проблемы исчисления НДФЛ………………………………………………….….23
Заключение………………………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 66.44 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3

  1. Экономическое содержание НДФЛ………………………………………………4
    1. Возникновение и развитие подоходного налогообложения………….…..….4
    2. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц……………….7
    1. Характерстика налоговой базы , виды налоговых вычетов и порядок исчисления НДФЛ………………………………………………………………………...9

  1. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в развитии налоговой реформы…………………………………………………………………………………...…21
    1. Основыные недостатки системы налогообложения населения в России...21
    2. Проблемы исчисления НДФЛ………………………………………………….….23

Заключение………………………………………………………………………………………….31

 

Введение

Налогообложение доходов  населения является важнейшим элементом  налоговой политики любого государства. Статьей 57 Конституции Российской Федерации  за гражданами РФ закреплена обязанность  уплаты установленных законодательством  налогов и сборов. Налог на доходы физических лиц является одним из таких налогов.

Целью данной работы является исследование действующей в настоящее  время системы исчисления налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.

Вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих  особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета.

Налог на доходы физических лиц регулируется гл. 23 НК РФ. Данный налог введен в нашей стране в 2001 г. Он заменил собой действовавший  раньше подоходный налог с физических лиц, носивший прогрессивный характер. Не только сумма налога, но и налоговая  ставка возрастали по мере роста доходов  налогоплательщика. Именно прогрессивный  подоходный налог действует в  большинстве развитых стран.

В теории налогообложения  идея превратить прогрессивный подоходный налог в налог пропорциональный не нова. Ее еще высказывал известный  английский философ и экономист  Джон Стюарт Милль (1806-1873). Он писал, что  облагать более значительные доходы более высоким процентом, нежели мелкие, - значит установить налог на трудолюбие и бережливость, налагать штраф на человека за то, что он работал  усерднее и сберег больше своего соседа. Ради общей пользы нужно подвергать ограничению не то состояние, которое  заработано, а то, которое не заработано. Справедливое и мудрое законодательство не должно побуждать к тому, чтобы  расточались, а не сберегались заработки  честного труда1.

С точки зрения теории идея единой ставки не представляется бесспорной. Но для практики она привлекательна тем, что с введением единой ставки значительно упростился механизм уплаты налога и снизились затраты на его взимание. Кроме этого, снижение налога стимулировало рост заработной платы в стране, что имеет чрезвычайно  важное значение. По уровню оплаты труда  Россия значительно отстает от развитых государств. Низкая зарплата не может  стимулировать повышение производительности труда и эффективности производства.

1. Налог на доходы физических лиц

1.1. Плательщики  НДФЛ

В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками НДФЛ являются две категории физических лиц:

-  физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;

- физические лица, которые не являются налоговыми резидентами Росси, но получают доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно части 3 пункта 2 статьи 11 НК РФ к «физическим лицам» относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства.

Статус налогового резидента  означает, что на гражданина распространяется действие российского налогового законодательства, и он должен уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% в российский бюджет.

Согласно части 5 пункта 2 статьи 11 НК РФ налоговым резидентом является физическое лицо, которое  фактически находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

В рамках сложившейся практики применения главы 23 НК РФ налоговыми резидентами  Российской Федерации на начало налогового периода признаются:

1)  граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания;

2)  иностранные граждане:

а) получившие в органах  внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство;

б) временно пребывающие  на территории Российской Федерации  и зарегистрированные в установленном  порядке.

Помимо этого на начало налогового периода иностранные  граждане должны работать в какой-либо организации. Это могут быть как  российские организации, так и филиалы, представительства иностранных  организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что  в текущем календарном году они  работают в России свыше 183 дней. Однако иностранец, временно пребывающий на территории Российской Федерации, в  течение календарного года может  прекратить трудовые отношения с  налоговым агентом и выехать  за пределы России до истечения 183 дней. В этом случае он перестает быть налоговым резидентом. Налог на его  доходы пересчитывается по повышенной ставке (не 13, а 30%).

Уточнение налогового статуса  налогоплательщика производится на дату:

-  фактического завершения пребывания иностранного гражданина на российской территории в текущем календарном году;

-  следующую после истечения 183 дней пребывания в России российского или иностранного гражданина;

-  отъезда российского гражданина на постоянное место жительства за пределы России.

Для того чтобы определить период нахождения физического лица на территории Российской Федерации, необходимо воспользоваться положениями статьи 6.1 НК РФ. В ней предусмотрено, что  течение срока, который исчисляется  годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после  календарной даты или наступления  события, которое определяет его  начало.

Следовательно, фактическое  нахождение на российской территории физического лица начинается на следующий  день после календарной даты, являющейся днем прибытия. А день отъезда физического  лица за пределы территории России включается в количество дней его  фактического нахождения на ее территории2.

1.2. Объект налогообложения

В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в  России, так и за ее пределами. Для  физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.

Таким образом, для того чтобы  определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый  статус физического лица, но и источник дохода.

Перечни доходов, относимые  к доходам от источников в Российской Федерации и за ее пределами, приведены  в статье 208 НК РФ (таблица 1).

Таблица 1. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации

Доходы от российских источников

Доходы от иностранных  источников

1.  Дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России;

2.  страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России;

3.  доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;

4.  доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;

5.  доходы от реализации: недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций; прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России; иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;

6.  вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия;

7.  пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

8.  доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;

9.  доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети;

10.  выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (Федеральный закон от 29.12.2004 № 204-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2006 г.);

11.   иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.     

 

1.  Дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ;

2.  страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации;

3.  доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав;

4.  доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

5.  доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации; акций ил иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций; прав требования к иностранной организации, иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

6.  вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами России;

7.  пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;

8.  доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки);

9.  иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.


 

1.3. Налоговая база

Согласно положениям статьи 210 НК РФ при определении налоговой  базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые он получил  или право на распоряжение которыми у него возникло, в любой форме:

-  денежной;

-  натуральной;

-  в виде материальной выгоды.

Их дохода налогоплательщика  организацией могут производиться  удержания. Например, организация может  удерживать причиненный ей данным работником материальный ущерб, алименты в пользу третьих лиц, взносы, перечисляемые  по заявлению работника в страховые  и благотворительные организации, и т. д. Во всех этих случаях удержания  не уменьшают налоговую базу по НДФЛ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены  различные налоговые ставки.

Так, для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов. При этом если сумма налоговых  вычетов в налоговом периоде  окажется больше суммы полученных доходов, то налоговая база по НДФЛ принимается  равной нулю.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрены иные налоговые  ставки (например 9, 30, 35%), налоговая  база определяется как денежное выражение  данных доходов, подлежащих налогообложению. Причем налоговые вычеты не применяются.

Налогоплательщик может  получить доходы от организаций и  индивидуальных предпринимателей в  натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) или иного имущества. К таким доходам, в частности, относятся:

-  оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организациями или предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения;

-  получение налогоплательщиком товаров, выполнение в его интересах работ, оказание ему услуг на безвозмездной основе;

-  оплата труда в натуральной форме.

Во всех случаях получения  дохода в натуральной форме налоговая  база по НДФЛ определяется как стоимость  этих товаров (работ, услуг_ или иного  имущества, исчисленная исходя из рыночных цен. Причем в стоимость должна быть включена сумма налога на добавленную  стоимость (НДС) и акцизов (ст. 211 НК РФ).

Статьей 212 НК РФ установлено, что к доходам налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, относится выгода, полученная:

-  от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;

Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц