Понятие судебной власти, ее отличие от других ветвей власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что основное назначение судебной власти - охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни, судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности.

Файлы: 1 файл

KR_po_pravookhranke.docx

— 56.58 Кб (Скачать файл)

Введение

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

  Существование судебной власти наряду с законодательной и исполнительной является важным признаком демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости.

Актуальность данной темы определяется тем, что основное назначение судебной власти - охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни, судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.

 

 

 

 

1. Понятие судебной власти, ее отличие от других ветвей власти.

В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием.  
Впервые судебные органы как носители судебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном уровне. В ст. 10 Конституции РФ говорится: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".1

 
Что понимается под судебной властью? Точного ответа на этот вопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетенцию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин "судебная власть" понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин "власть" все же следует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять.

Опираясь на выше сказанное, можно дать определение «судебной власти».

Судебная власть — это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.2

Согласно Конституции РФ (ч. 2 статьи 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

- конституционного;

- гражданского;

- административного;

- уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Разделение властей (принцип) основополагающее исходное начало качественного строения и функционирования государственной власти. Родоначальником теории разделения властей является английский мыслитель Д. Локк. Из теории общественного договора он выводит происхождение отдельных видов власти и все другие вопросы политико-государственного устройства общества, механизмы их функционирования. Он различал законодательную, исполнительную и федеративную власти, последняя рассматривалась им в единстве с исполнительной, так как они находятся в одних руках.

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть — одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами.3

Но, на мой взгляд, самостоятельность и независимость судебной власти в неком смысле относительны. Исходя из статьи 3 Конституции РФ, следует то, что по отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти, не должна быть самостоятельной. Следовательно, существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа.

Таким образом, в системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти. Без судебной власти в нашем обществе не будет четкого и организованного порядка, а самое главное законности и справедливости.

 

2. Судебная система РФ  на современном этапе

Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть. По определению О.А. Галустьяна, судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства.4

Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов - т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Выводы по анализу данной статьи Закона следующие: судебная система это сложно организованная система судебных органов, состоящая из отдельных подсистем (федеральные суды и суды субъектов федерации). Судебную систему можно разложить на три элемента – федеральные суды, конституционные и мировые. То есть, в законе мы видим конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.

Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем (ст.3 Закона):

-установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

-соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

-применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

-признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

-законодательного закрепления единства статуса судей;

-финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Совокупность избранных законодателем основных принципов построения судебной системы и их содержание характеризуют направленность развития российского судоустройства на дальнейшую демократизацию, на выполнение главнейшей задачи правосудия - охраны прав и свобод граждан.5

Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти.

 

 

 

 

 

 

 

Схема судебной системы РФ


                                     Верховный суд РФ




Суды субъектов РФ                                                                        Арбитражные суды округов  


                                                                                                                  


Районные суды РФ               Окружные военные суды                     Арбитражные суды округов                           


                                                                                                       


Мировые судьи РФ               Гарнизонные военные суды             Арбитражные суды субъектов

 

Задача

Тумаков, обвиняющийся в совершении хищения чужого имущества путем присвоения, заявил в суде ходатайство о вызове переводчика, указал, что почти все свидетели по делу являются украинцами, а он украинский язык понимает плохо.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства, мотивируя свое решение тем, что судопроизводство ведется на русском языке, являющимся родным языком подсудимого, и что в силу большого сходства русского и украинского языков необходимости в переводчике нет. Председательствующий при этом разъяснил подсудимому, что если отдельные слова для него будут непонятны, то ему их переведет секретарь.

Правильно ли поступил суд? В чем значение принципа национального языка судопроизводства?

Решение:

Согласно этого принципа судопроизводство ведется на государственном языке или языке большинства населения данной местности.

Это необходимо для обеспечения интересов обвиняемого, истца, ответчика, а также участников процесса. Также это необходимо для того, чтобы действия суда были понятны всем присутствующим в зале лицам. Только в этом случае суд не только правильно и справедливо решит конкретное дело, и выполнит возложенную на него воспитательную функцию.

Принцип национального языка судопроизводства применяется на всех процессах без каких-либо ограничений.

Лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право:

а) делать заявления, давать показания в суде, заявлять ходатайства на родном языке;

б) пользоваться услугами переводчика.

Не владеющими языком лица, признаются в том случае, если они не понимают или плохо понимают обычную разговорную речь на языке судопроизводства и не имеющие свободно изъясняться на данном языке.

Принцип национального языка судопроизводства имеет огромное значение для выполнения воспитательных задач, так как при отсутствии ведения судопроизводства на местном языке оно не могло бы оказать необходимого воспитательного воздействия, фактически было бы лишено гласности.

Таким образом, суд поступил правильно, т.к. основывался на ст.18 УПК РФ. Т.е. гражданин Тумаков является гражданином РФ, владеет русским языком, на котором ведется судопроизводство. Переводчик в данном случае может быть  предоставлен свидетелям по их просьбе, владеющим украинским языком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы подвести краткие итоги по проделанной работе.

Судебная власть – независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется  особыми государственными органами  – судами. Суды в Российской  Федерации в совокупности образуют  судебную систему;

2) судебная власть, согласно  ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного  судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется  в соответствии с четко установленной  процессуальной формой (надлежащей  правовой процедурой);

4) решения органов судебной  власти не могут быть пересмотрены  органами других ветвей власти.

Судебная система – совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации, военные суды.

Информация о работе Понятие судебной власти, ее отличие от других ветвей власти