Понятие, признаки судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти.

Содержание работы

Вопрос № 22…………………………………………………………………..
Вопрос № 23…………………………………………………………………..
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное управление.docx

— 24.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ  ВПО «ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине : «Государственное и муниципальное управление» 

Выполнила студентка 3 курса 32 группы

                                       экономического факультета 

                          заочного отделения

                                                               направления 080500.62 «Менеджмент»

                                                               Денисова Анна Сергеевна

                                                               № зачетной книжки 09206

                                                               Преподаватель:

                                                               Орлова Оксана Сергеевна

                                                               Дата регистрации работы: 
 
 
 
 

Тверь 2011 - 2012 гг.

 

Содержание

      Стр.

Вопрос № 22…………………………………………………………………..

Вопрос № 23…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     № 22. Понятие, признаки судебной власти.

     В системе правоохранительных органов  Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу  самостоятельной ветви государственной  власти.

     Впервые судебные органы как носители судебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе  судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном  уровне. В ст. 10 Конституции РФ говорится: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Таким образом, Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

     Что понимается под судебной властью? Точного  ответа на этот вопрос Конституция  РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная  судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетенцию судов, так и  устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин "судебная власть" понимается и как правомочия, и как система  судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин "власть" все же следует понимать не как  орган или систему органов, а  как компетенцию, способность распоряжаться  и управлять. Поэтому судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным  государственным органам - судам  и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного  и арбитражного судопроизводства.

     Более узким является понятие государственной  власти. В отличие от общего это  понятие персонифицировано. Властью  государственной (политической) принято  стать возможность и способность  народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие  на поведение людей и в целом  на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения  либо иных способов

     Ещё уже понятие судебной власти. Это  одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими  только ему возможностями и способностями  воздействия на поведение людей, а через это – и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому  судебную власть можно было бы определить как возможность и способность  занимающего особое положение в  государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей  и социальные процессы.

     Судебную  власть рассматривают в пяти аспектах - функциональном, институциональном, организационном, регулятивном и идеологическом.

     Функциональный  аспект судебной власти предполагает выделение направлений ее деятельности; институциональный предусматривает  рассмотрение ее в качестве самостоятельного института государственной власти; организационный удобен для характеристики системы, структуры, полномочий судов, определения подсудности дел; регулятивный включает в себя социальные нормы, регулирующие деятельность субъектов, входящих в  судебную систему, связи между ними, закрепляет их права и обязанности; идеологический воздействует на правовую культуру граждан, связан с воздействием судебной власти на сознание людей, формированием их мировоззрения относительно судебной власти.

     В соответствии с ч.2 ст.118 Конституции  РФ судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Субъектом судебной власти является суд, обладающий исключительными возможностями и способностями оказывать воздействие на поведение людей.

     Судопроизводство, т.е. порядок рассмотрения дел судами, заключается в строгой, установленной  законом процедуре ведения судебного  разбирательства, гарантирующей права  и свободы участникам процесса в  целом и личности в частности, их полное равенство, гласность, законность и справедливость решений суда.

     Важнейшая функция судебной власти – осуществление  правосудия, т.е. наличие права судить.

     Судебная  власть основана на праве и реализуется  путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в  обществе и требующих вмешательства  суда.

     Судебная  власть характеризуется следующими основными признаками:

     1. Судебная власть осуществляется  специальными государственными  органами - судами (ст. 11 Конституции  РФ). Важность задач, возложенных  на суды, характер деятельности, существенно затрагивающей права  и свободы граждан, интересы  различных органов и организаций,  определяют особое положение  суда в государственном механизме.  Непосредственными носителями судебной  власти являются судьи. В связи  с этим к ним предъявляются  повышенные требования относительно  и профессиональной подготовки, и моральных качеств.

     2. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с  предыдущим. Судебную власть вправе  осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона "О  судебной системе РФ"). Никакой  другой государственный орган,  должностное лицо не имеют  права присваивать себе судебные  функции. Порядок образования  судов, их перечень определяются  Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.

     3. Независимость, самостоятельность  и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий  судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или  влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона "О судебной системе  РФ"). Никто не имеет права  давать судье рекомендации, как  разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны  позицией и мнением сторон  в процессе. Даже вышестоящий  суд может отменить решение  нижестоящего, но не вправе дать  указания о квалификации, мере  наказания. Вмешательство в судебную  деятельность является преступлением  против правосудия и влечет  уголовную ответственность. Одновременно  с этим независимость судей  означает, что судьи сами не  имеют права подчиняться чьему-либо  мнению при рассмотрении дел.  Самостоятельность судебной власти  означает, что суды осуществляют  свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не кон- тролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другие государственные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону.

     4. Судебная власть осуществляется  путем судопроизводства, что определено  ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона "О судебной системе РФ". Судопроизводство представляет  собой деятельность, которая начинается  при наличии определенных законом  поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного  дела и достаточность содержащихся  в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроизводства: конституционное - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; уголовное - разрешение уголовных дел; гражданское - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административное - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон "О судебной системе РФ", перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвященная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности, также помещена в главу 7 "Судебная власть". Арбитражные дела представляют собой разновидность гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществляется в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения - заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренные ст. 23 и 25 Конституции РФ.

     5. Судебная власть осуществляется  на основе и в строгом соответствии  с процессуальным законом. Детальная  регламентация судебного процесса, судебных документов и точное  выполнение судами всех процессуальных  требований гарантирует правильное  установление всех фактических  обстоятельств дела и вынесение  обоснованного и законного решения,  охрану прав лиц, чьи интересы  затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроизводство  осуществляется в соответствии  с Законом "О Конституционном  Суде РФ". Уголовное, гражданское и арбитражное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях (4 и 5 разделами).

     6. Властный характер полномочий  суда - один из самых существенных  признаков судебной власти. Все  требования и распоряжения суда  обязательны для всех без исключения  государственных органов, организаций,  должностных лиц и граждан.  Суд применяет такие меры процессуального  принуждения, как привод, наложение  ареста на имущество, арест  и т. д. Решение суда носит  характер закона и подлежит  обязательному исполнению на  всей территории государства.  В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения,  могут применить принудительные  меры для реализации судебных  решений.

     Наконец, следует указать такую черту  судебной власти, как участие представителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать  в осуществлении правосудия, правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении  правосудия, граждане участвуют и  в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые  уголовные дела рассматриваются  с участием присяжных заседателей. 
 
 
 

     № 23. Принципы осуществления правосудия.

     Принципы  правосудия – общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации  и деятельности органов, осуществляющих правосудие – судов.

     Принципы  правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и  способы, с помощью которых выполняются  стоящие перед судами задачи. В  случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных  норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы  – принципы, поскольку именно они  имеют руководящее значение и  определяют смысл любого закона.

     Принципы  правосудия реализуются не самопроизвольно, а в процессе организации и  деятельности органов, осуществляющих правосудие, - судов.

     Принципы  правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц  и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность.

Информация о работе Понятие, признаки судебной власти