Понятие и основные признаки судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

В Конституции РФ закреплены основополагающие принципы организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Взаимодействие органов прокуратуры и судебной власти лежит в иных сферах, нежели правовая регламентация их организации и деятельности. В частности, Борзов В. приводит пример соотношения судебного контроля за соблюдением конституционных прав и свобод в сферах уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности военной прокуратуры и суда: «Взаимообусловленность интересов следователей и военных прокуроров различных уровней по имеющемуся в их совместном производстве делу продиктована объективными обстоятельствами: и следователи, и прокуроры состоят на службе в одном и том же ведомстве; за расследование уголовного дела, находящегося в производстве следователя, и за его результаты отвечают он и прокурор в равной степени.

Файлы: 1 файл

Понятие и основные признаки судебной власти.docx

— 28.70 Кб (Скачать файл)

Введение

Сегодня в правовой науке остро  стоит вопрос о будущем системы  органов прокуратуры в целом  и ее взаимодействии и соотношении  с судебной властью в Российской Федерации в частности.

В отличие от других органов власти в отношении прокуратуры законодатель ограничился лишь одной статьей. В силу стоящих перед ней задач  прокуратура в организационном  и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. К тому же прокуратура  не является элементом судебной власти, так как не осуществляет правосудия, а ее полномочия не укладываются в  прерогативы судебной власти.

В соответствии с законом о прокуратуре  органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных властей, органов власти субъектов федерации  и местного самоуправления, общественных объединений.

В Конституции РФ закреплены основополагающие принципы организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Взаимодействие органов прокуратуры и судебной власти лежит в иных сферах, нежели правовая регламентация их организации  и деятельности. В частности, Борзов В. приводит пример соотношения судебного  контроля за соблюдением конституционных  прав и свобод в сферах уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной  деятельности военной прокуратуры  и суда: «Взаимообусловленность интересов  следователей и военных прокуроров различных уровней по имеющемуся в их совместном производстве делу продиктована объективными обстоятельствами: и следователи, и прокуроры состоят  на службе в одном и том же ведомстве; за расследование уголовного дела, находящегося в производстве следователя, и за его результаты отвечают он и прокурор в равной степени.

 

 

 

 

Суд как орган судебной власти

 

Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков:

  1. Суд – это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.
  2. Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Причем сам диплом о высшем юридическом образовании еще не дает право работать судьей. Для этого необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от соответствующей квалификационной коллегии судей.
  3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.
  4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде.
  5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.
  6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Судебная система

 

Характеристика судебной власти была бы неполной без рассмотрения судебной системы.

Судебная система устанавливается  Конституцией (гл. 7) и Законом о  судебной системе.

Судебная система включает в  себя Конституционный Суд РФ и  конституционные (уставные) суды субъектов  РФ, суды общей юрисдикции (в том  числе военные суды), арбитражные  суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы  о соответствии законов, нормативных  актов центральных и местных  органов Конституции, разрешает  споры о компетенции между  органами государственной власти различных  уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые  и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к  судам общей юрисдикции. Они создаются  по территориальному принципу по месту  дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах  и формированиях, где федеральным  законом предусмотрена военная  служба. К ним относятся военные  суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают  дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный  Суд РФ; федеральные арбитражные  суды арбитражных округов; арбитражные  апелляционные суды; арбитражные  суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных  судов составляет рассмотрение и  разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие  единую структуру.

 

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

  1. мировые судьи;
  2. районные суды (основное звено);
  3. краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);
  4. Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство  дел. Поэтому это звено и именуется  основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения  нижестоящих судов. Поэтому их именуют  вышестоящими. Суд первого звена  не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную  систему:

  1. военные суды гарнизонов;
  2. военные суды округов (флотов);
  3. Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).
  4. Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:
  5. арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;
  6. арбитражные апелляционные суды;
  7. федеральные арбитражные окружные суды;
  8. Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям  возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать  решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или  невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции  может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции  проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

1. Судебная власть - это особая  власть, её правовая природа такова, что она в различных правовых  системах призвана осуществлять  одну и ту же функцию - правосудия, защиты прав и свобод человека  и гражданина, функцию контроля  за тем, чтобы государство было  ограничено правом в своих  властных проявлениях.

2. Судебная власть не только  самостоятельна, но и независима  от других ветвей государственной  власти, а также от общественной  власти и от местного самоуправления  как форм публичной власти  народа в Российской Федерации.

Цель ее деятельности - формирование и развитие в государственной  системе такого института, который  был бы способен защитить общество, каждого человека от неправомерных  действий государства и ограничить само государство как властную машину в его деятельности правом. При  этом такой механизм должен, как  мы понимаем, прежде всего, состоять частью этого самого государства, и, не нарушая  принципа суверенного развития государственности, иметь возможность реализовывать  основной принцип правового государства - ограничение государственной власти правом .

3. Никто не вправе выполнять  функции судебной власти вместо  нее, вершить правосудие. Судебную  власть осуществляет система  государственных органов, структура  которой установлена, прежде всего,  Конституцией Российской Федерации  как актом высшей юридической  силы, а также Федеральным конституционным  законом "О судебной системе  Российской Федерации"19. Данные  нормы закреплены в части 1 и 3 статьи 118 Конституции Российской  Федерации, которые гласят, что  "правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом"  и "судебная система Российской  Федерации устанавливается Конституцией  Российской Федерации и федеральным  конституционным законом. Создание  чрезвычайных судов не допускается". Разумеется, есть вопросы, примыкающие  к правосудию, которые решаются  парламентом, его палатами (например, амнистия), главой государства (помилование). Однако такие вопросы не являются  правосудием. Ни парламент, ни  глава государства, ни другие  органы не ставят под сомнение  акт правосудия, не оценивают  его, а исходят из принципа  неприкосновенности судебного решения.

4. Судебная власть создана для  выполнения задач правосудия. Она  не может принимать законов,  указов и т.д., нормотворчество  - не ее предназначение. Судебная  власть не вправе также выполнять  и функции исполнительной власти. Оценивая юридические акты, судебная  власть не исследует причин  их целесообразности и обоснованности  их принятия, это не ее задача, она воспринимает документ таким,  каким он представлен суду  для оценки.

5. Также следует отметить еще  одно проявление назначения судебной  власти - она занимает особое место  в системе сдержек и противовесов  в отношениях между властями  в государстве.

Государственная власть по своей сути едина, ибо в ней наиболее полно  выражена господствующая в обществе социальная воля, но единство этой власти также сочетается и с различными формами ее осуществления и ее внутренней структурой (деление на законодательную, исполнительную и  судебную ветви власти).

Для выражения государственной  воли народа как носителя власти, существует законодательная власть, а имеете с ней и структура органов, осуществляющих свою основную функцию - издание законов; для исполнения законодательных актов - своя система  органов исполнительной власти. И, наконец, для разрешения внутренних конфликтов между законодательной и исполнительной властями, для охраны гражданского мира, прав и свобод человека, обеспечения  законности и справед­ливости в  обществе существует судебная власть.

Именно с этих сферах общественной жизни судебная власть не только не должна уступать двум другим властям  в авторитете и действенности, но и с позиции защиты прав человека, принципов демократии, сдерживая  и ограничивая пределами закона представительные и исполнительные органы21. Когда суд разрешает  споры между органами государственной  власти, либо оценивает их акты, тогда  и проявляется роль судебной власти как элемента механизма сдержек  и противовесов. Многие ученые отмечают в этом плане, что судебная власть обладает сложной юридической природой, выступает "как непосредственное слияние власти и права".

В более конкретном формате статус судебной власти закреплен в специальной  главе- 7 Конституции РФ "Судебная власть", касающиеся специфики организации  и функционирования судебной составляющей государственной власти. В ней  закреплены некоторые функции и  полномочия, принципы судебной власти, статус высших судов и требования к лицам, претендующим на занятие  должности судьи.

В развитие этих норм приняты законы, в которых закреплена структура  учреждений, наделяемых полномочиями по осуществлению правосудия в России, статус судьи, правовые основы каждого  из видов процессуальной деятельности судьи.

 

Конституционные признаки

 

Судебная власть в Российской Федерации:

  1. осуществляется только судами;
  2. имеет полную самостоятельность;
  3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
  4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
  5. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».
  6. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
  7. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
  8. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
  9. финансирования судей из федерального бюджета.

Органы  судебной власти

По действующей Конституции  Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

Высшие федеральные суды:

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании  конституционности законов и  подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий  отдельные конкретные конституционные  споры, граничащие с удостоверительным  укреплением процедур (в рамках отрешения  от должности Президента Российской Федерации);

Верховный Суд Российской Федерации;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные  споры в области предпринимательской  деятельности, дела об оспаривании  законности нормативных актов, а  также отдельные удостоверительные  дела, связанные с предпринимательской  деятельностью;

Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим  дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации  о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения  Высшей квалификационной коллегии судей  Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном  прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О  Дисциплинарном судебном присутствии" )

В настоящее время термин «судебная  власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста  он может обозначать: суд (абстрактный  или конкретный); систему органов  государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан  и способ разрешения споров; компетенцию  судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания  судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает  под судебной властью систему  специальных государственных органов  – судов; функциональное – специфическую  функцию суда.

Информация о работе Понятие и основные признаки судебной власти