Отчетность организаций, применяющих специальные режимы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что налоги являются одной из важнейших категорий рыночной экономики. Их возникновение обусловлено объективными экономическими и социальными условиями развития общества и наличием совокупности интересов, удовлетворение которых возможно лишь при наличии системы централизованного обеспечения общественных потребностей финансовыми ресурсами.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы в РФ 2
1.1. Сущность налогов 2
1.2. Эффективность современной системы налогообложения 2
1.3. Особенности системы налогообложения РФ 2
Глава 2. Применение специальных режимов налогообложения 2
2.1. Единый налог на вмененный доход 2
2.2. Упрощенная система налогообложения 2
2.3. Единый сельскохозяйственный налог 2
Глава 3. Отчетность организаций, применяющих специальные режимы налогообложения 2
3.1. Учет и отчетность организаций на ЕНВД 2
3.2. Учет и отчетность ИП и предприятий на УСН 2
Заключение 2
Список литературы 2

Файлы: 1 файл

Специальные режимы налогообложения.doc

— 579.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что налоги являются одной из важнейших категорий рыночной экономики. Их возникновение обусловлено объективными экономическими и социальными условиями развития общества и наличием совокупности интересов, удовлетворение которых возможно лишь при наличии системы централизованного обеспечения общественных потребностей финансовыми ресурсами.

Важнейшим механизмом государственного воздействия на рыночную экономику является налоговая система. От того, насколько правильно концептуально выбрана модель, на каких принципах, и как построена национальная система налогообложения, в какой мере она гармонизирована с международным налоговым законодательством зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства и активность предпринимательского сектора. Налоговая система является важнейшим экономическим методом управления экономикой и обеспечения согласования общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и населения.

В процессе реформирования налогового законодательства в России в практику государственного регулирования экономики был введен особый инструмент налоговой политики - специальные налоговые режимы. Введение в действие специальных налоговых режимов ставит перед экономической наукой ряд вопросов. В частности, что собой представляет данное явление, каково его назначение, в чем его сущность, каковы его особенности. Поэтому определение основных характеристик специальных налоговых режимов и особенностей их применения является весьма актуальным и имеет высокую практическую значимость.

В силу своей значимости система налогов Российской Федерации постоянно находилась в поле зрения отечественных экономистов.

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов специальных режимов налогообложения, а также особенности учета и отчетности в организациях, применяющих специальные режимы налогообложения.

Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач:

- изучить сущность налогов;

- рассмотреть эффективность современной системы налогообложения;

- выявить особенности  системы налогообложения РФ;

- исследовать применение специальных режимов налогообложения (единый налог на вмененный доход, упрощенна система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог);

-  изучить отчетность организаций, применяющих специальные режимы налогообложения.

Объектом исследования в работе являются специальные режимы налогообложения.

Предметом исследования в работе выступают особенности специальных режимов налогообложения в РФ.

Теоретико-методологической основой исследования выступают труды российских и зарубежных авторов по вопросам сущности финансов, а также теории и практики налогообложения: Барабанова И.В., Барулина С.В., Едроновой В.Н., Мамыкиной Н.Н., Макрушина А.В., Тимошенко В.А. и др.

В качестве методов исследования использовались общенаучные методы познания – системный подход, эмпирические методы, анализ и синтез.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы налоговой системы в РФ

 

    1. Сущность налогов

С юридической точки зрения определение налога включает в себя следующие элементы:

    1. Налог - определенный законом безвозмездный платеж. Данный элемент, с одной стороны определяет налог как обязательный, принудительный платеж, определенный законодателем, который не дает конкретному плательщику прав на конкретные услуги и товары (безвозмездность), с другой - ограничивает права исполнительной власти, относя налоги к специфичной функции избранного законодательного органа. Хотя надо отметить отступления от данного принципа в отдельных странах, допуская введение и изменение налогов президентскими декретами.
    2. Налог - обязательный денежный платеж. Как правило, государство не допускает иного способа уплаты налога, как в национальной валюте.
    3. Налог - обязательный платеж в бюджет. Такое определение налога подчеркивает адресность данного обязательного платежа, использование платежа для финансирования государственных расходов1.

Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства проявляется в их участии в процессе обеспечения доходной базы бюджетов всех уровней власти и целевых государственных внебюджетных фондов таким объемом средств, который необходим для выполнения бюджетных программ и назначений2.

Налоги – это фундамент системы государственных доходов и их преобладающая часть. По сравнению с другими видами государственных доходов налоги выгодно выделяются, т.к. оптимальное сочетание в налоговой системе различных видов налогов позволяет обеспечить периодичность налоговых поступлений для бесперебойного финансирования текущих государственных нужд. Налоги часто сравнивают с кровеносной системой государства, дающей ему постоянную финансовую подпитку.

 

1.2. Эффективность современной системы налогообложения

Современная система налогообложения является элементом налоговой политики государства и базируется на ряде принципов:

    • всеобщность;
    • равенство и справедливость налогообложения;
    • экономическая обоснованность налогов;
    • однократность налогообложения;
    • нейтральность налогов;
    • простота, доступность и ясность налогообложения;
    • применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов.

Налогово-фискальная политика действует как один из инструментов правительственной политики, направленный на увеличение конкурентоспособности государства. Реализуемая правительством налоговая политика направлена на улучшение предпринимательской среды, одновременно обеспечивая поступление стабильных и предсказуемых доходов государственного бюджета. В каждом государстве характер проводимой налоговой политики определяют социально-экономические различия, менталитет, национальные традиции. Как правило, налоговая политика направлена на снижение налоговой нагрузки, уменьшение количества взимаемых налогов, снижение их размера или упрощение фискальных процедур (уменьшая таким образом издержки по исполнению налоговых обязанностей для налогоплательщиков). Однако существуют и исключения: отдельные страны идут по пути увеличения числа фискальных процедур или усложнения административных процедур, косвенно увеличивая нагрузку на налогоплательщиков.

Налоговая политика, как справедливо отмечает И.В. Горский, характеризуется единством целей, мероприятий и результатов, хотя и относительным, дисбаланс этих управленческих составляющих приводит к ситуации, когда налоги из средства и стимула развития общества становятся его тормозом3. Это обстоятельство определяет обязательное рассмотрение вопросов об условиях налогообложения в общеполитических программах. При этом состояние налоговых отношений является индикатором качества государственного управления, мерой оценки достижения поставленных перед обществом целей.

Налоговая политика отражает объективные закономерности развития экономики, в соответствии с которыми определяются методы распределения и перераспределения национального дохода при помощи налогов. Основные задачи налоговой политики можно сформулировать следующим образом:

– нахождение равновесия в процессе одновременной реализации конкурирующих функций налогов;

– обеспечение такого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему, который был бы достаточен для выполнения расходных обязательств государства;

– ограничение возникающих диспропорций в распределении доходов;

– стимулирование реализации общественно-значимых целей развития экономики и социальной среды;

– нейтрализация рисков, негативно влияющих на экономическую безопасность государства.

Рассматривая место налоговой политики в иерархии методов государственного управления экономикой, следует учитывать ее подчиненное положение по отношению к общеэкономической, финансовой и бюджетной политике, составной частью которых она является.

Содержание налоговой политики делится на стратегические и тактические направления4.

Стратегия налогообложения обосновывает пути совершенствования налоговой системы и механизма управления последней исходя из приоритетов экономической и социальной политики государства, определяет прогноз вероятных изменений уровня налоговых поступлений с учетом перспектив развития экономики и рыночной конъюнктуры.

Тактическое направление предполагает разработку основных форм реализации стратегических задач государства и их практическое воплощение в существующей налоговой системе. Помимо этого предполагается оперативное изменение условий обложения (ставок, льгот, порядка и сроков уплаты и др. элементов налога) в соответствии с необходимыми корректировками экономического курса, проводимого правительством.

Экономическая теория выдвигает ряд критериев эффективной и управляемой деятельности налоговых систем (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Критерии эффективной налоговой системы

Рассмотрим указанные критерии подробней:

  1. Экономичность и нейтральность - налоговая система не должна вмешиваться в рыночный механизм распределения ресурсов, являющийся самоорганизуемым процессом. Критерием, как правило, выступает налоговое бремя государства.
  2. Простота администрирования - управление налоговой системы должно быть легким и дешевым. При создании налоговой системы необходимо направить усилие на снижение издержек администрации налогов. Критерием является отношение издержек налогового администрирования к сумме администрируемых налоговых поступлений, считая оптимальным соотношение 1-2 ден. ед. на 100 ден. ед. собранных налогов.
  3. Эластичность - налоговая система должна самостоятельно реагировать на изменения условий экономики. Критерий эластичности является также наиболее распространенным методом прогнозирования доходов, который основывается на устойчивой зависимости между ростом поступлений от определенного налога и увеличением его базы.
    1. Равномерность и справедливость системы. Данный критерий показывает корректность поведения системы по отношению ко всем налогоплательщикам. Общепризнано, что при всей важности каждого из этих принципов главным является принцип справедливости, однако понимается он по-разному. Проблема здесь в том, что справедливость – категория, прежде всего, социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является чужеродным элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным.

 

1.3. Особенности системы налогообложения РФ

Система налогов и сборов РФ представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством. Система налогов и сборов РФ состоит из трех видов налогов и сборов:

1) федеральных налогов  и сборов;

2) региональных налогов  и сборов;

3) местных налогов и  сборов5.

По общему правилу, федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны.

Региональные налоги и сборы вводятся представительными органами власти субъектов РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта, в котором введен данный налог или сбор. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом муниципального образования и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.

Налоговая система РФ представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Поэтому налоговая система РФ, в частности, включает систему налогов и сборов РФ, систему налоговых правоотношений, систему участников налоговых правоотношений, нормативно-правовую базу сферы налогообложения.

Многообразные свойства налогов предопределяют их важное значение в социально-экономических процессах, которое проявляется в воздействии на отношения общественного воспроизводства. Практическая ценность налоговой системы Российской Федерации позволяет особо подчеркнуть ее фискальную, регулирующую, стимулирующую, социальную и политическую роль6.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2012 года поступило 9 912,6 млрд. рублей, или на 12,8% больше, чем в январе-ноябре 2011 года (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации7

Т

Кроме понятий «налоги» и «сборы» налоговая система РФ оперирует понятием «специального налогового режима». Специальным налоговым режимом называют особый порядок, что связан с исчислением и уплатой налогов и сборов на протяжении определенного периода времени. Такой налоговый режим используется только в порядке, что установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, и принимается соответственно федеральным законам. Подобные налоговые режимы не редко предусматривают освобождение налогоплательщиков и плательщиков сборов от обязанностей, что касаются уплаты конкретных федеральных, местных и региональных налогов и сборов8.

Информация о работе Отчетность организаций, применяющих специальные режимы налогообложения