Основные направления развития налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики и налогов, а также определение основных направлений развития налоговой политики в Российской Федерации.
Задачи:
– рассмотреть понятие налогов и налоговой политики;
– изучить элементы, функции и классификацию налогов;
– исследовать инструменты и типы налоговой политики;
– рассмотреть основные направления развития налоговой политики России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…...3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ……5
Понятие налогов…………………………………………………………...…...5
Сущность налоговой политики. Кривая Лаффера………………………….13
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ…..17
Совершенствование системы налогообложения……………………………17
Налоговая политика и экономическое развитие России…………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике .docx

— 75.44 Кб (Скачать файл)

–  налоговое законодательство противоречиво и запутанно;

– абсолютно не соблюдается принцип справедливости при распределении налогового бремени;

– в недостаточной мере используется стимулирующая функция налогов в целях поощрения развития производства;

– механизм исчисления и взимания некоторых видов налогов крайне сложен, что создает массу возможностей для сокрытия доходов от налогообложения;

– искажение экономических приоритетов в виде преувеличенного внимания к льготам;

– действующее законодательство содержит множество "белых пятен", что затрудняет возможность эффективного применения налоговой политики;

– существует нерациональная максимизация прав и полномочий местных органов власти в области нормотворчества;

– наблюдается низкий уровень правовой информированности налогоплательщиков.

 Начиная с 2011 года предлагается установить единую ставку НДС в размере 15 %  с  одновременной отменой действующей ныне льготной ставки для некоторых товаров и услуг (при условии сохранения благоприятной финансовой ситуации, в частности, высоких мировых цен на энергоносители). Установление единой ставки НДС будет способствовать созданию для всех субъектов предпринимательской деятельности равного налогового режима, создающего  одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности, что является одной из целей налоговой политики. Кроме этого, данная мера наряду со снижением налогового бремени в отношении основной массы налогоплательщиков позволит, помимо прочего, облегчить  администрирование этого налога как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Опыт государств, отказавшихся от пониженных ставок (включая Украину и Казахстан), подтверждает эффективность этой меры.

Учитывая, что масштабы уклонения  от  уплаты НДС остаются высокими, в 2011-2012 гг. должны быть введены механизмы, обеспечивающие улучшение  администрирования этого налога. Одновременно с введением  пониженной для основной массы налогоплательщиков ставки НДС должна быть   произведена ревизия существующих налоговых льгот по этому налогу и перечня операций, облагаемых по ставке 0 процентов, по результатам которой некоторые из них должны быть отменены.

В 2011-2012 гг. с учетом накопленного опыта, а также опыта зарубежных стран следует продолжить реформирование системы акцизного налогообложения.

В частности, в отношении  акцизов на нефтепродукты представляется целесообразным начиная с 2011 г. отказаться от существующей ныне «зачетной» системы уплаты акцизов, в соответствии с которой объектом налогообложения является приобретение бензина налогоплательщиками, имеющими свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами и вернуться к действовавшему ранее порядку  уплаты таких акцизов предприятиями-производителями нефтепродуктов (с  сохранением этой  системы в отношении прямогонного бензина). Это позволит заметно облегчить администрирование уплаты акцизов на нефтепродукты. При этом,  должно быть сохранено сложившееся распределение сумм акцизов по территории Российской Федерации применительно к нормативам, установленным в бюджетном законодательстве.

В ближайшие годы должна быть пересмотрена система ставок акциза на нефтепродукты, имея в виду установление более низкой  налоговой ставки на высококачественный  бензин и более высокой  ставки на бензин низкого качества. Это станет стимулом для расширения объемов производства высококачественного отечественного бензина. Однако  для реализации этой меры необходимо установить четкие критерии (стандарты)  качества бензина, применительно к которым и могла бы быть установлена дифференциация  ставок акциза на нефтепродукты. В связи с отсутствием в настоящее время таких критериев реально введение указанной выше дифференциации возможно не ранее 2012 г.

По акцизам на табачную продукцию предлагается   сохранить  существующую систему  комбинированных   ставок по  сигаретам. Отчетные данные о суммах поступлений акцизов по сигаретам свидетельствуют о том, что  введение таких ставок в целом  не привело к снижению поступлений акцизов в доход бюджета.  Вместе с тем, в целях борьбы  с возможными злоупотреблениями в виде искусственного занижения отпускной цены на сигареты предприятиями-производителями, начиная с 2012 г. адвалорную составляющую   ставок акцизов на сигареты предлагается исчислять не от отпускной цены производителя, а от розничной цены  сигарет в торговой сети. При этом максимальная цена на сигареты должна будет указываться на каждой их пачке.   При введении такой системы может быть использован успешный опыт некоторых европейских стран (в частности, Польши).

Как и в предшествующие годы в 2011-2013 гг., должны  ежегодно индексироваться специфические ставки  акцизов с учетом прогнозируемых уровней инфляции (кроме акцизов на нефтепродукты и сигареты). Так, на 2011 год предлагается индексация на 6,5%. При этом в качестве меры, препятствующей возможному росту розничных цен на бензин и дизельное топливо, индексацию акцизов на эти товары на 2011-2013 г. предлагается не производить. На 2011 г. ставки акциза на нефтепродукты предлагается проиндексировать в меру прогноза инфляции, предусмотренной на 2012 г.  Ставки акцизов на сигареты предлагается проиндексировать таким образом, что бы размеры ставок в 2011 г. против 2010 г. увеличились  на 30 %,  а в 2012-2013 г. – на 20 % ежегодно к предшествующему году.

В ближайшие годы должна быть сохранена оправдавшая себя плоская ставка этого налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов. Вместе с тем,  в  порядок применения этого налога, начиная с 2011 г. следует внести определенные  корректировки. В частности, требует определенного увеличения, существующие социальные налоговые вычеты на обучение в образовательных учреждениях и  лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации. В настоящее время размер каждого из таких вычетов ограничен суммой 38 тыс. рублей ежегодно. С учетом роста стоимости образовательных и медицинских услуг целесообразно. начиная с 2012 г., установить предельный размер каждого из этих вычетов на уровне 50 тыс. рублей. Кроме этого, в целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования предлагается разрешить учитывать при определении  социального вычета не только фактические расходы физических лиц  на оплату своего лечения, но и  их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного страхования, заключенным физическими лицами  с такими  организациями, которыми предусматривается оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц.

Применительно к налогу на прибыль организаций  большую, чем сегодня роль должна играть проводимая государством амортизационная политика в качестве  инструмента стимулирования роста объемов производства  и инвестиций в  приоритетных отраслях экономики. Суммы амортизации по конкретным видам основных средств, учитываемые при расчете налоговой базы,  непосредственно зависят  от того,  в какую группу включены соответствующие основные средства. При этом конкретный состав  основных средств, включаемых в амортизационные группы, устанавливается Правительством Российской Федерации. Соответствующее постановление было принято Правительством еще в 2002 г. и до настоящего времени, практически не изменялось. Между тем, путем включения тех или иных конкретных видов основных средств (например, оборудования, используемого в авиационной промышленности) в группы с меньшими сроками полезного использования можно непосредственно влиять на объемы  амортизации, учитываемые при расчете налоговой базы, а значит и на  суммы самого налога на прибыль организаций.

Из других мер инвестиционной направленности может быть принято  решение об учете с 2011 г. расходов на НИОКР (в том числе не давших положительного результата) в течение одного года, а не двух лет, как в настоящее время. В целях финансовой поддержки сельскохозяйственных  предприятий на 2011-2012 г. предлагается сохранить нулевую ставку налога в отношении доходов, полученных от реализации произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции.

Требует совершенствования  налогообложение нефтедобычи. В первую очередь за счет мер, стимулирующих активную разработку новых месторождений, а также обеспечивающих  повышение эффективности добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности. Эта работа должна осуществляться по следующим направлениям:

–  введение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых  на начальный период разработки месторождений  на лицензионных участках,   расположенных на территории  Восточно – Сибирской и Тимано – Печорской нефтегазовых провинций, а также на континентальном шельфе Российской Федерации. При этом в зависимости от расположения таких участков поправочный коэффициент, характеризующий начальную стадию разработки месторождения, равный нулю, может применяться в течение до 7 лет  при предельных объемах добычи от 2 до 12 млн. тонн нефти по каждому лицензионному участку в зависимости от его местоположения;

– установление понижающего коэффициента, стимулирующего дальнейшую разработку месторождений,   для месторождений, находящихся на завершающих этапах разработки (свыше 85 %  выработанности). При этом конкретные величины поправочных коэффициентов должны определяться в зависимости от степени выработанности запасов.     

 

3.2 Налоговая политика  и экономическое развитие России.

 

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в  этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно, применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Если признать, что государство  существует для обеспечения благоденствия  его граждан, то государственная  власть может выбирать одну из двух следующих стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать  на себя, соответственно, высокую ответственность  за благополучие своих граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане должны сами заботиться о своем благополучии, не уповая на поддержку государства. При этом важное значение имеет уровень потребностей населения, и в соответствии с  этим на начальных этапах экономического развития государства тяготеют к  относительно низким налогам, на более  поздних же этапах, с развитием  форм общественного потребления, происходит переход к более высоким ставкам налогообложения. Однако в рамках этой общей тенденции разные государства по – разному строят свою финансовую систему: одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налоговых и обязательных платежей, в том числе и взносы по социальному страхованию) до 50% всех доходов общества, исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств  под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц; другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% (от ВВП).  Среди первых в основном богатые страны с уровнем среднедушевых валовых доходов в диапазоне 25-30 тыс. долл. США, и налоговые изъятия составляют в них весьма значительные суммы: в Дании - 17 тыс. долл. на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии - около 15 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - примерно 33%), в Норвегии-14 тыс. долл.(доля налогов в ВВП - 42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - 40%, 45%, 46,5% и 47% соответственно) [14, стр. 3-7].

Россия по уровню среднедушевых  доходов попадает в категорию  стран, занимающих последние места  по уровню среднедушевых доходов  в разряде развитых стран, но по доле налоговых изъятий тянется за высокоразвитыми странами – более 30% в ВВП (т.е. на уровне Японии или Швейцарии). Соответственно, размер налогов, приходящихся на каждую душу населения, составляет примерно 1 тыс. долл. Иначе говоря, на семью из четырех человек в среднем приходится 4 тыс. долл. налогов всех видов, и предполагается, что государство в адекватных размерах обслуживает ее нужды и защищает ее интересы [14, стр. 3-7].

На самом деле это совсем не так. Если взять только федеральный  бюджет - около трети всех налоговых  изъятий, то в нем до 40% всех налоговых  поступлений предназначается на выплаты по государственному долгу – причем получатели этих доходов никаких налогов не уплачивают. Это служит хорошим доказательством, что налоговое бремя распределяется в России крайне неравномерно. Есть целые группы населения и сектора экономии, которые налоги либо вовсе не платят, либо платят их в размерах, явно неадекватных их доходам. По некоторым оценкам, в теневом (укрываемом от налогов) секторе экономики сосредоточено до 40% всей коммерческой деятельности.  Соответственно, принимая во внимание тот факт, что предприятия, полностью платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, вполовину или даже более высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. На самом деле так и есть: сейчас едва ли найдется хотя бы одно предприятие, которое бы полностью платило, все налоги и не применяло бы неплатежи, бартер и другие маневры в целях избегания непосильных налогов.

Таким образом, действующая  сейчас в России налоговая система  не просто выступает тормозом для  инвестиций, но является и одной  из причин – возможно, главной – кризисного состояния российской экономики. Отсюда можно считать установленным, что: налоговое бремя в России явно избыточно и по своим размерам неадекватно сложившейся в стране социально–экономической ситуации, собираемые налоги используются не эффективно и не в интересах экономического развития.

Принимаемые в последнее  время «пожарные» меры по ужесточению налоговых процедур уже не приносят реальных результатов: вместо прироста налоговых доходов они вызывают лишь прирост задолженности. Сейчас до 60% всех налоговых доходов в бюджетную систему обеспечивает ТЭК и связанные с ним отрасли, т.е. отрасли, реализующие продукты, поставляемые природой, а не трудом населения. В общей структуре налоговых платежей доля текущих поступлений по налогам не превышает 20-25%; остальное составляют денежные зачеты, уплата недоимки по налогам и платежи естественных монополий. На самом деле, если исходить из этого факта, то сохранение в собственности государства монополии только на три продукта: нефть, газ и вино – водочные изделия могло бы полностью обеспечить весь федеральный бюджет, и налоги на этом уровне можно было бы полностью отменить [15, стр. 10].

Сейчас, кажется, уже ни у  кого не остается сомнений, что далее  такое положение нетерпимо и  что перемены в налоговой системе  неизбежны. Разногласия существуют лишь в том, что предлагается менять в  налоговой системе, в какой  последовательности и в какие сроки. Если взять налоговую систему в целом, то перемены возможны и  необходимы – и в налоговой политике, и в налоговой технике, и в налоговом праве.

Информация о работе Основные направления развития налоговой политики