Основные направления развития налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики и налогов, а также определение основных направлений развития налоговой политики в Российской Федерации.
Задачи:
– рассмотреть понятие налогов и налоговой политики;
– изучить элементы, функции и классификацию налогов;
– исследовать инструменты и типы налоговой политики;
– рассмотреть основные направления развития налоговой политики России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…...3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ……5
Понятие налогов…………………………………………………………...…...5
Сущность налоговой политики. Кривая Лаффера………………………….13
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ…..17
Совершенствование системы налогообложения……………………………17
Налоговая политика и экономическое развитие России…………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике .docx

— 75.44 Кб (Скачать файл)

Наиболее тесно связана  с фискальной функцией налога его  регулирующая, или распределительная, функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их Установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.

Устанавливая систему  налогов с физических лиц, государство  осуществляет перераспределение доходов  своих граждан, направляя часть  финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная  функция налогов.

Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс  воспроизводства. Здесь проявляется  стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.

С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.

Классификация нужна для  упорядочения знаний о различных видах налогов. Основными классификационными признаками являются: субъект налога, объект налогообложения, вид ставки, способ обложения, источник уплаты, назначение, принадлежность к уровням власти и управления, право использования сумм налоговых поступлений и возможность переложения. Наиболее популярной является классификация налогов по принадлежности к уровням власти и управления: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги в Российской Федерации определены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен Налоговым кодексом РФ, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов (но в пределах, определенных федеральным законодательством), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления [4, стр. 45].

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом [8, стр. 145].

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т. е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины [8, стр. 146].

Для государства косвенные  налоги являются наиболее простыми с  точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

 

 

 

1.2 Сущность налоговой политики. Кривая Лаффера

 

Обеспечение развития страны, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики.  Первым, кто это заметил и сделал соответствующий прогноз, был немецкий экономист А. Вагнер (1835 – 1917). Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора – государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, по мнению А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно – финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы [9, стр. 187].

Важнейшим инструментом государства  в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально – экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно – денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

В каждой стране налоговые  системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывают влияние на экономические и социальные условия развития, приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением – налоговой политикой. В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства  по формированию налоговой системы  страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных  социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики [10, стр. 26].

Налоговая политика, как  и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

Кривая Лаффера – кривая, отражающая взаимосвязь между величиной ставки налогов и поступлением за их счет средств в государственный бюджет. Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения» [11, стр. 164].

 Американский экономист  Артур Лаффер теоретически обосновал  программу администрации президента  Рейгана на период 80 – х г. ХХ столетия, которая была направлена на стимулирование экономической активности в США. А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый «эффект Лаффера», графическим отражением которого служит «кривая Лаффера», с обоснованием которой он выступил в 1974 г.

 Кривая Лаффера показывает  зависимость получаемых государством  сумм подоходного налога от  ставок налога. По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений (R), по горизонтальной – значения ставок подоходного налога (r). Если r = 0, то государство не получит налоговых поступлений. При r = 100% общие налоговые поступления также будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода. В точке А при ставке подоходного налога r = 50% налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок (RA<RB). Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер – в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости (рис. 1).

 

 

Рис. 1 «Кривая Лаффера»

И хотя бесспорным является тот факт, что изменение налоговых  ставок оказывает стимулирующее  или тормозящее воздействие на экономику, на практике теоретические построения Лаффера оказались ошибочными: не увеличилась доля сбережений и предложение  труда. В 1983 г. в США дефицит бюджета  составил 200 млрд. дол.

 Практическое использование  кривой Лаффера оказалось весьма  проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить, на левой  или правой стороне кривой  находится экономика страны в  данный период времени: во-вторых, на объем инвестиций в экономике  страны оказывают влияние множество  факторов, помимо налоговых ставок. Таким образом, можно сказать, что эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

     2.1 Совершенствование системы налогообложения

 

В основе формирования налоговой  политики любого государства лежат  две взаимоувязанные методологические посылки: использование налоговых  платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней, что является решением фискальных задач  государства, и использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической  деятельности. Разумный паритет функций  налогообложения и определяет эффективность  всей налоговой политики в целом. Налоговая система, как область  приложения действия налоговой политики, является своеобразным индикатором  принимаемых решений.

В то же время налоговой  политикой, как таковой, сегодня, похоже, никто не занимается. Так, Минфин и  Правительство заняты ее фискальной стороной, законодательные органы, принимая налоговые законы, также  не требуют анализа их воздействия  на экономическую жизнь, налоговое  ведомство практически отстранено от участия в этом процессе. Как  свидетельствуют данные о ходе согласований основных параметров проекта бюджета  налогово-бюджетная политика не только не была четкой, она осуществлялась бессистемно и при отсутствии стратегической концепции экономического развития государства. Налоговая политика формируется непродуманно, стихийно, в результате чего ее отдельные меры не только вступают в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между  собой [12, стр. 56]. Налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер. Более того:

Информация о работе Основные направления развития налоговой политики