Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы раскрыть сущность и роль налогов как цены услуг государства
Задачи необходимые для достижения поставленной цели:
-изучить понятия налогов их содержание и происхождение;
-охарактеризовать особенности налогов как цены услуг государства;
-показать перспективы совершенствования налогов в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………..…………..3
1 Теоретические основы налогов…………………………………….……………5
Исторические аспекты зарождения налогов………………………………….5
Характеристика налоговой системы и ее проблемы………………………..10
1.3 Экономическая сущность, роль и значение налоговой системы …………..17
2 Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….23
2.1 Основные налоги, собираемые на территории России……………………....23
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ, анализ их динамики
и структуры в доходах бюджета РФ в 2008-2010 гг………………………...…..28
3 Перспективы совершенствования налогов в России………………………..…32
3.1 Особенности совершенствования взимания налогов в России……………...32
3.2 Предложения российских экономистов……………………………………....38
Заключение……………………………………………………………………...…..41
Список использованных источников…………………………………….………..46

Файлы: 1 файл

готовая Финансы.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

В последние годы достаточно много уделяется внимания совершенствованию  налоговой системы и меньше проблемам налоговой администрации. Между тем сложная обстановка со сбором налогов ставит перед необходимостью совершенствовать уровень организационной и контрольной работы налоговых инспекций, от эффективного функционирования которых во многом зависит благополучие бюджета. Формирование действенной Федеральной налоговой службы определенно как задача создания одного из ключевых институтов эффективной рыночной экономики.

Поэтому ход экономической  реформы обуславливает адекватные изменения не только налогового законодательства и системы налогов, но и организации деятельности Федеральной налоговой службы ПМР.

Поэтому сегодня, вместе с реформой налогового законодательства, нужно провести и глубокую реформу  налоговой службы, которая должна затронуть не только налоговые органы, но, фактически, и все общество. Необходимо превратить налоговую службу в орган, который:

-действует в интересах  как всего общества, так и отдельных  граждан и 

работает во взаимодействии с ними;

-обеспечивает соблюдение  равенства всех граждан и предприятий перед налоговым законодательством;

-наряду со сбором  и взысканием налогов, информирует  и консультирует налогоплательщиков, помогает им в осуществлении  финансовой деятельности и налогового  планирования;

-принципиально, профессионально  и безкомпромисно борется с сознательными нарушениями налоговой дисциплины.

  Для того, чтобы  добиться этой цели необходима  коренная реорганизация всей  системы Федеральной налоговой службы. Должна быть разработана соответствующая концепция, в которой должен быть учтен не только собственный опыт, но и все то, что накоплено многолетней мировой практикой налоговой деятельности [16,с.34-36]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Предложения российских экономистов

 

Важным направлением эффективного использования налогов  является повышение их роли в стимулировании малого предпринимательства. Малый бизнес имеет ряд преимуществ. Именно он формирует конкурентную сферу, создаёт дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в зависимости от соотношения спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат.

    Увеличение  количества малых предприятий,  повышение их эффективности - это не самоцель, а реальный  шаг на пути формирования рыночной  среды, обеспечения условий для  экономического роста и на этой основе - повышения благосостояния россиян.

    Одним из  ключевых звеньев механизма поддержки  и развития малого бизнеса  является налоговая система. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что необходима целенаправленная программа реформирования налоговой системы, нацеленная на укрепление и поддержку малых предприятий.

    Именно приобретение  патента, наряду с освобождением  от налога на доход, значительно упростит взаимоотношения предприятий с налоговыми инспекциями, освободит их от рутинной работы. Приобретение патентов позволило бы выйти из порочного круга, когда предприятия получают лицензию и не доходят до налоговой инспекции. Именно патент должен стать основным документом для многочисленных контролирующих органов, осуществляющих надзор за деятельностью предприятий. Несмотря на некоторое снижение поступлений в бюджет на первом этапе, в последующем можно ожидать серьёзного прироста за счёт расширения налогооблагаемой базы на основе увеличения количества малых предприятий.

    Для малых  предприятий выгода также очевидна  прежде всего из-за сокращения  отчётной работы. Для налоговых инспекций резко сократится объём контрольной работы.

    Во многих  зарубежных странах установлен  льготный режим налогообложения  малого бизнеса. Например, в США налог на прибыль корпораций устанавливается по схеме “слоёного пирога”. При максимальной ставке федерального налога 34% корпорации при доходе 50 тыс. долл. уплачивает всего лишь 15%, за последующие 25 тыс. долл. - 25%. В Великобритании при ставке налога 33% малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере 25%. Во Франции малые предприятия освобождаются от налога на добавленную стоимость. В ФРГ малый бизнес освобождён от промыслового налога.

    Таким образом,  исторический опыт России, опыт  зарубежных стран показывает, что  малому бизнесу, его развитию  и укреплению государство должно  уделять особое внимание. В этом  залог успешного перехода к  рыночным отношениям, создания фундамента экономического роста и повышения уровня жизни населения.

   Особенно важное  значение в этом направлении  приобретает борьба за устранение  неучтённого в налоговых целях  наличного оборота денежных средств.  Введение в действие положения о возможности осуществления расчётов между хозяйствующими субъектами наличными денежными средствами привело не только к нарушению денежного оборота и разрушению финансовой системы, но и возникновению значительной части неучтённого дохода, скрытого от налогообложения. По сведениям ряда независимых источников доля неучтённого дохода достигает до 40% денежного оборота страны, что приводит к недобору налоговых платежей в бюджет не менее чем 20-25%, или 60-70 трлн. руб., что равно сумме недобора налоговых платежей в бюджет за 9 месяцев текущего года. 

   В настоящее  время разрыв между группой  лиц с наименьшими доходами  и с наивысшими доходами колеблется 1 к 25 и более, в то время как разрыв на ставках налогообложения составляет 1 к 3. Тем самым основной груз налогового бремени приходится на малообеспеченные слои населения, доля которых в общей массе налогоплательщиков растёт. Необходимо повысить налоговые изъятия в бюджет от высокооплачиваемой группы лиц как минимум в 1,5 раза с доведением максимальной ставки до 60% для лиц, имеющих доходы от 100 млн. и выше.

   При перестройке  налоговой системы должна быть  создана целостная и активно  действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятельности каждым производителем, при одновременном учёте приоритета общегосударственных интересов. Только в этом случае следует ожидать выхода страны из социально - экономического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно играет отрицательную  роль,  особенно в период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Анализ реформаторских  преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально  иная  налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике экономических,  социальных  и  политических  условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Задача правительства - создать такую налоговую систему, которая обеспечит своевременный сбор налоговых поступлений, необходимых для финансирования расходов государства, и в то же время создаст благоприятные условия для развития производства и роста благосостояния россиян.

1. Репрессивная сущность действующей  налоговой системы

Действующая в настоящее время налоговая система оказывает разрушительное влияние на экономику России.

На сегодняшний день единственной задачей, которую ставит перед собой налоговая система, является максимально возможное пополнение доходной части бюджета. Налогообложение направлено исключительно на сиюминутное увеличение поступлений средств в бюджет, что приводит к неоправданному уровню совокупного налогового бремени.

Крайняя сложность и  неопределенность налогового законодательства вызывает большие проблемы как у налоговых инспекций, так и у налогоплательщиков. Сложность российского налогового законодательства, его непрерывные изменения приводит к большому количеству споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, на содержание которых расходуются большие объемы бюджетных средств, и значительно ухудшает инвестиционный климат России.

Частые изменения в  налоговом законодательстве, не оправданные экономическими потребностями, не позволяют хозяйствующим субъектам планировать свою деятельность, сдерживают развитие предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку именно эти предприятия наиболее чувствительны к каким-либо изменениям условий хозяйствования.

Слабость доходной базы муниципальных бюджетов делает невозможным для многих органов местного самоуправления проведение самостоятельной, рациональной и ответственной бюджетной политики, удовлетворяющей потребностям той или иной территории. Главным направлением реформирования налоговой системы российского государства должно быть изменение ее целевой направленности. Налогообложение необходимо построить так, чтобы и предприниматели, и наемные работники были заинтересованы в увеличении легальных объемов производства, легализации и росте заработной платы.

Налоговые поступления  должны увеличиться за счет роста  объемов производства и доходов граждан, легализации российского бизнеса, а не в результате увеличения налоговых ставок и введения новых налогов.

В свою очередь федеральный  бюджет должен быть инструментом государственной  политики в области экономического развития, обороны, социальной сферы, а не средством для латания финансовых прорех.

Необходимо:

  • сократить количество взимаемых налогов;
  • значительно упростить налоговую систему. Постепенно отказаться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать и перенести акцент на те из них, которые легче поддаются контролю;
  • осуществить дальнейшее снижение ставок налога на прибыль. Разрешить предприятиям вычитать из прибыли все документально подтвержденные затраты, связанные с производством и продвижением товаров на рынок;
  • окончательно поставить барьер на пути всякого рода подзаконных актов по налогообложению.

Основные  направления налоговой реформы

  • поэтапно снизить налоговую нагрузку на реальных товаропроизводителей, стимулируя тем самым производство и одновременно делая невыгодным уклонение от налогов. Отменить малоэффективные налоги и снизить ставки налогов на бизнес, которые угнетают реальный сектор экономики;
  • переместить акценты с налогообложения бизнеса на налогообложению земли, недвижимости, транспортных средств и иных объектов собственности;
  • снизить максимальную ставку подоходного налога до 30%, сократить количество ставок налогообложения, поднять их верхние границы;
  • повысить эффективность работы налоговых органов;
  • исключить практику постоянного изменения налогового законодательства.
  • исключить практику изменения налогооблагаемой базы федеральных налогов и предоставления дополнительных налоговых льгот со стороны органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • разработать механизм компенсации потерь бюджетов территорий в связи с предоставлением налоговых льгот органами власти более высокого уровня по налогам, являющимся источниками доходов субъектов РФ;
  • провести реформу межбюджетных отношений и обеспечить нормальное пополнение муниципальных бюджетов;
  • постепенно отказаться от практики поддержки отстающих регионов при помощи средств федерального бюджета. Вместо этого Центр должен обеспечить финансирование на законодательно установленном минимальном уровне сфер здравоохранения, образования, культуры в масштабах всей страны. Это исключит не целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета;

Информация о работе Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации