Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы раскрыть сущность и роль налогов как цены услуг государства
Задачи необходимые для достижения поставленной цели:
-изучить понятия налогов их содержание и происхождение;
-охарактеризовать особенности налогов как цены услуг государства;
-показать перспективы совершенствования налогов в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………..…………..3
1 Теоретические основы налогов…………………………………….……………5
Исторические аспекты зарождения налогов………………………………….5
Характеристика налоговой системы и ее проблемы………………………..10
1.3 Экономическая сущность, роль и значение налоговой системы …………..17
2 Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….23
2.1 Основные налоги, собираемые на территории России……………………....23
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ, анализ их динамики
и структуры в доходах бюджета РФ в 2008-2010 гг………………………...…..28
3 Перспективы совершенствования налогов в России………………………..…32
3.1 Особенности совершенствования взимания налогов в России……………...32
3.2 Предложения российских экономистов……………………………………....38
Заключение……………………………………………………………………...…..41
Список использованных источников…………………………………….………..46

Файлы: 1 файл

готовая Финансы.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………….………..…………..3

1 Теоретические  основы налогов…………………………………….……………5

    1. Исторические аспекты зарождения налогов………………………………….5
    2. Характеристика налоговой системы и ее проблемы………………………..10

1.3 Экономическая сущность, роль и значение налоговой системы …………..17

2 Оценка современного состояния налоговой системы Российской       Федерации ………………………………………………………………………….23

2.1 Основные  налоги, собираемые на территории  России……………………....23

2.2 Роль налогов  в формировании доходов бюджета РФ, анализ их динамики

 и структуры в доходах бюджета РФ в 2008-2010 гг………………………...…..28

3 Перспективы совершенствования  налогов в России………………………..…32

3.1 Особенности совершенствования  взимания налогов в России……………...32

3.2 Предложения российских экономистов……………………………………....38

Заключение……………………………………………………………………...…..41

Список использованных источников…………………………………….………..46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Непосредственные сборщики налогов  не пользовались популярностью в  народе, хотя они лишь выполняли  волю правительств.

Поскольку сбор налогов - дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право  взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал  самую высокую цену. Он становился “откупщиком”. Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно относился к выполнению своих обязанностей.

На  протяжении всей  истории  человечества  складывалась  система  налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно наглядно это  проявлялось в период перехода от командно-административных методов  управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

 В связи с отменой  большинства региональных и местных  налогов, актуальным становится  вопрос о дополнительном финансировании региональных и местных бюджетов, по причине того, что доля региональных и местных налогов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.

Объектом исследования в данной работе выступают налоги.

Предметом исследования является совокупность показателей, характеристик  и определений раскрывающих сущность, роль и значение

налогов как  основы государственных доходов.

Цель работы раскрыть сущность и роль налогов как цены услуг государства

Задачи необходимые для достижения поставленной цели:

-изучить понятия  налогов их содержание и происхождение;

-охарактеризовать особенности налогов как цены  услуг государства;

-показать перспективы  совершенствования налогов в  России.

Информационной  базой при написании данной работы послужили нормативные и законодательные акты, а также труды таких авторов как: Колчин  С.П. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Лысов Е.А. Никтьенко И.Д. Пансков В.Г. Пансков В.Г. Романовский М.В.Свиридов Т.О. Тимофеев О.Ш.Фомин П.Р .Яковлев П.Г.  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы налогов

 

1.1 Исторические  аспекты зарождения налогов

 

Процесс становления  налоговой системы, в более или  менее цивилизованной форме, начался  в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному [9,с.15] .

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма  государственных доходов. Первоначально  налоги назывались " auxilia" ( помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века  английский парламент на признавал  постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство." [20,с.44]

В течение 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих, в настоящее время, в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета.

 Поступление податей  до 1885 г. контролировала Казённая палата, учреждённая ещё в 1775 г. Контроль этот заключался лишь в учёте налогов, поступающих в казну. Аппарата, который имел бы не только учётные функции, не было. Сбором налогов занималась полиция. Однако, в 1885 г., исходя из необходимости постоянного податного надзора на местах, был учреждён институт податных инспекторов при Казённой палате в количестве 500 человек, на которых был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Податные инспекторы были наделены довольно таки широкими полномочиями, сходными по объему с полномочиями сегодняшних налоговых инспекций [9,с.16].

Как было сказано выше, основная масса налоговых платежей приходилась на долю акцизов, в связи  с этим основная масса нарушений выявлялась в этой сфере податных отношений. Нарушения эти проявлялись, в основном, в реализации подакцизных товаров без соответствующих ярлыков, свидетельствующих об уплате продавцом акцизного сбора. Ответственность за акцизные нарушения предусматривалась в Уставе об акцизных сборах 1883 г..

В России в любое время  существовало неприязненное отношение  к налогам, в отличие от западноевропейских государств, где плата налогов  считается даже предметом гордости налогоплательщиков. Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России [20,с.44]

Лишь с переходом  государства к новой экономической  политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды.

Одним из важнейших  условий обеспечения экономического роста, развития предпринимательской  активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление налоговой реформы. Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. В результате сложившаяся в Российской Федерации к концу 90-х годов налоговая система во все большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны [9,с.16].

Огромная налоговая  нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых  льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и налогов  создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики.

В 1998 г. была принята  и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Принятие первой части Налогового кодекса Российской Федерации явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения.

Но принятие первой части Налогового кодекса  не затронуло вопросов конкретного  применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над  второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г. [22,с.15].

При этом необходимо подчеркнуть, что из предполагаемых тридцати глав второй части Кодекса  были приняты четыре главы, посвященные  НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.

В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще три важнейшие  главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.

После принятия остальных глав второй части Налогового кодекса  в январе 2009 года он становится единым, взаимосвязанным и комплексным документом, учитывающим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации, хотя до сих пор в нем происходят изменения.

Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически единственным нормативным  актом, регулирующим все налоговые  вопросы, начиная со взаимоотношений  налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов [16,с.40].

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (налоги), а также  форм и методов их построения образует налоговую систему.

 Объектами налогообложения  являются: доходы (прибыль); стоимость  определенных товаров; отдельные  виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами;  имущество юридических и физических  лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами [19,с.77].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Характеристика налоговой системы и ее проблемы

 

  Созданная в Российской Федерации налоговая система по своей общей структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой.

 Дадим характеристику основных элементов налоговой системы Российской Федерации на современном этапе.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему  как таковую, являются:

1) виды налогов, законодательно  принятые в государстве органами  законодательной власти соответствующих  территориальных образований.

На территории нашей  страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и  сборы устанавливаются НК РФ и  обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее  время к федеральным налогам  и сборам относятся:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы  физических лиц;

- единый социальный  налог;

- налог на прибыль  организаций;

- налог на добычу  полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

- налог на наследование  и дарение;

- государственная пошлина.

Информация о работе Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации