Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы раскрыть сущность и роль налогов как цены услуг государства
Задачи необходимые для достижения поставленной цели:
-изучить понятия налогов их содержание и происхождение;
-охарактеризовать особенности налогов как цены услуг государства;
-показать перспективы совершенствования налогов в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………..…………..3
1 Теоретические основы налогов…………………………………….……………5
Исторические аспекты зарождения налогов………………………………….5
Характеристика налоговой системы и ее проблемы………………………..10
1.3 Экономическая сущность, роль и значение налоговой системы …………..17
2 Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….23
2.1 Основные налоги, собираемые на территории России……………………....23
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ, анализ их динамики
и структуры в доходах бюджета РФ в 2008-2010 гг………………………...…..28
3 Перспективы совершенствования налогов в России………………………..…32
3.1 Особенности совершенствования взимания налогов в России……………...32
3.2 Предложения российских экономистов……………………………………....38
Заключение……………………………………………………………………...…..41
Список использованных источников…………………………………….………..46

Файлы: 1 файл

готовая Финансы.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

Однако на практике решающее значение при определении категории  «налог» приобретает именно его  правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время  преобладает взгляд на налог как  на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

Налог обычно рассматривают  как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении  налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в  пользу государства.

Отчуждение собственности  в результате налоговых отчислений действительно происходит в денежной форме, однако при этом отчуждается  не вещественная форма имущества  и не любые денежные средства, а  часть денежного дохода, полученного  от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом или собственности, которая служит основой экономических отношений.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они  представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса[16,с.79]:

- физическими лицами, получающими доход;

- юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).

За счет налоговых  поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются  финансовые ресурсы общества. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне — это  доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом — это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

Исходя из выше изложенного, следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными властями – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.

Всеобщий характер налогов  обусловлен тем, что основное место  в финансовой системе любого государства  занимает бюджетная система, по средством  которой образуются и используются  общегосударственные централизованные денежные фонды.

Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы  для осуществления задач и функций.

Источники и виды государственных  доходов и назначение каждого  их них определяется экономической  и правовой системы страны.

Связь налогов и бюджета  имеет двухсторонний и неразрывный  характер.

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов.

Однако следует особо  подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой системы предусматривает, что «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний и неразрывный характер [10,с.33]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации

 

2.1 Основные налоги, собираемые на территории России

 

Несмотря на довольно большое  количество  налогов,  и  иных  обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней  составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование  природными ресурсами и подоходный  налог с граждан.  На  их  долю  приходится  свыше 4/5  всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Рассмотрим  поподробнее, что представляет собой  каждый из этих налогов.

  Налог на  добавленную стоимость.

Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как  разница  между  стоимостью  готовой  продукции,товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых  на  их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается  амортизация  и некоторые другие элементы. Таким образом, налог  на  добавленную  стоимость,создаваемой на всех стадиях производства и определяемой  как  разница  между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства  и  обращения  и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Налогоплательщиками НДС признаются:

-организации;индивидуальные  предприниматели;

-лица,  признаваемые  налогоплательщиками  налога  в  связи  с   перемещением  товаров  через  таможенную  границу  Российской  федерации,  определяемые  в соответствии с таможенным кодексом РФ.

Налогооблагаемой  базой для данного налога  служит  валовая  стоимость  на каждой стадии движения товара  от  производства  до  конечного  потребителя,т.е. только  часть  стоимости  товаров,  новая,  возрастающая  на  очередной стадии  прохождения  товара.  Отсюда  объектами   налогообложения   являются обороты по реализации товаров на  территории  Российской  Федерации,  в  том числе    производственно-технического    назначения,    как     собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также  выполненных  работ  и оказанных услуг.

Объектами налогообложения  являются также товары, ввозимые  на  территорию России  в  соответствии  с  установленными  таможенными  режимами,  исключая гуманитарную помощь.

Законом определен  перечень  товаров  (работ,  услуг),  освобождаемых  от налога.  Этот  перечень  является  единым  на  всей  территории   Российской Федерации.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость:

-услуги в сфере народного  образования,  связанные  с   учебно-производственным процессом,

- плата за обучение  детей и подростков в различных  кружках и секциях,

-услуги по содержанию  детей в детских садиках, яслях,

-услуги по уходу за  больными и престарелыми,

-ритуальные  услуги  похоронных  бюро,  кладбищ  и   крематориев,   а   также соответствующих предприятий;

-услуги учреждений культуры  и искусства, религиозных объединений,  театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

Освобождаются  от  платы  налога   на   добавленную   стоимость   научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские  работы,  выполняемые  за  счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы,  выполняемые  учреждениями народного образования.

Акцизы  являются  косвенным  налогом,  включенным  в   цену   товара,   и оплачивается  покупателем.  Акцизы,  как  налог  на  добавленную  стоимость,введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной  отмене  налога  с оборота и налога с продаж.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на  территории  Российской Федерации предприятия  и  организации,  включая  предприятия  с  иностранными инвестициями, колхозы, совхозы,  а  также  различные  филиалы,  обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные  товары,  независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения  является оборот (стоимость) подакцизных  товаров собственного  производства,  реализуемых  по  отпускным  ценам,   включающим акциз. К числу таких  товаров,  подлежащих  обложению  акцизами,  относятся:

-винно-водочные изделия,  этиловый спирт из  пищевого  сырья,  пиво,  табачные изделия,  легковые  автомобили,  грузовые  автомобили  емкостью  до  25  т.,

-ювелирные  изделия,  бриллианты,  изделия  из  хрусталя,  ковры  и  ковровые изделия,  меховые изделия, а также одежда  из натуральной кожи. 

Сумма  акциза учитывается в базе обложения  налогом  на  добавленную  стоимость.  Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки  акцизов  утверждаются  Правительством Российской Федерации  и являются едиными на всей территории России.

  Подоходный  налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

  С введением  в действие с 1 января 2001 г. второй  части Налогового кодекса РФ  существенно изменилась система  налогообложения  доходов   физических  лиц.

Новая концепция налогообложения ориентирована на   снижение   налогового бремени за счет значительного расширения  налоговых льгот для физических лиц, введение минимальной налоговой ставки  13%  к доходам,  получаемым  от выполнения  трудовых  и приравненных  к   ним   обязанностей,   отказа   от совокупного доходов с применением прогрессивных налоговых ставок. Однако  по такой ставке планируется  облагать  не  все  доходы.  Так,  денежные  призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычно высокие выплаты  по  депозиту и страховым случаям должны будут облагаться  по  ставке  35%.  Т.е.  доходы,получение которых не  связано  с  выполнением  физическим  лицом  каких-либо трудовых обязанностей, работ, оказанием услуг.

Ставка в  размере 30%  устанавливается  для  доходов,  полученных  в  виде дивидендов, и для доходов, получаемых физическими  лицами,  нее  являющимися налоговыми резидентами России.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц:

1.  Физические  лица, являющиеся налоговыми резидентами  РФ. Они платят  налог   с доходов получаемых как на территории РФ, так и за ее пределами.

2.  Физические  лица, не являющиеся налоговыми  резидентами  РФ.  Они  платят   налог с доходов, получаемых  ими от источников, расположенных  в РФ.

Объектом налогообложения признается  доход,  полученный  налогоплательщиками от источников в РФ и/или от источников за  пределами  РФ  –  для  физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, либо от источников  в  РФ  –  для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

При   этом   контроль   за   правильностью   исчисления,    полнотой    и своевременностью внесения  в  фонды  взносов,  уплачиваемых  в  составе  ЕСН осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Порядок расходования средств, уплачиваемых  в фонды, а также  иные  условия,связанные с использованием этих средств,  устанавливаются  законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Особенно  следует  отметить,  сто  взносы  на   обязательное   социальное страхование  от  несчастных  случаев  на  производстве  и   профессиональных заболеваний не включаются в состав  ЕСН  и  уплачиваются  в  соответствии  с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Плательщиками налога согласно ст. 235  части  второй  НК  РФ  с  2001  г. признаются:

-  производящие  выплаты  наемным  работникам,  в  том  числе  организации;  индивидуальные предприниматели;  родовые,  семейные  общины  малочисленных   народов  Севера,  занимающиеся  традиционными  отраслями   хозяйствования;  крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

- не производящие  выплаты наемным работникам, в   том  числе  индивидуальные  предприниматели; родовые, семейные  общины малочисленных  народов   Севера,  занимающиеся   традиционными   отраслями   хозяйствования,   крестьянские  (фермерские) хозяйства, адвокаты.

В случае  если  субъект  налоговых  отношений  одновременно  относится  к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается плательщиком  налога по каждому  отдельно взятому основанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ, анализ их динамики и структуры в доходах бюджета РФ в 2008-2010 гг.

 

Анализ федеральных  налогов показал, что за 10 месяцев 2010 года в бюджетную систему РФ поступило 42750,1 млн. рублей, доходов администрируемых налоговыми органами, что на 18,9% больше поступлений аналогичного периода прошлого года.

В федеральный бюджет поступило 13622,6 млн. рублей, или 105,3% к  соответствующему периоду 2009 года (12933,1млн. рублей).

Основная доля поступлений  федерального бюджета (92,0%) состоит из четырех видов налогов. Так, налог на добавленную стоимость обеспечил – 42,0% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами – 20,6%, единый социальный налог – 19,2%, налог на прибыль организаций – 10,2 процента (рис.1).

Рисунок 1 – Структура  поступлений основной части доходов  федерального бюджета

Информация о работе Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации