Налоговый учет в бюджетных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В работе представлена характеристика правовых основ, особенностей и планируемых изменений налогового и бухгалтерского учета бюджетных учреждений, примеры расчета некоторых налогов и их особенности.

Файлы: 1 файл

ЗАКАЧКА.docx

— 78.08 Кб (Скачать файл)

Есть еще третий случай - когда финансовое обеспечение рассматриваемых общехозяйственных расходов предусмотрено только за счет бюджетных ассигнований. Тогда расходы не учитываются при налогообложении, так как они осуществляются за счет средств целевого финансирования. При этом следует руководствоваться п.п. 1 и 2 ст. 321.1. НК РФ, которые не разрешают направлять прибыль от приносящей доход деятельности на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению. Проще говоря, нужно сначала с полученной прибыли уплатить налог и только потом направить оставшиеся средства на покрытие расходов, осуществляемых в рамках бюджетного финансирования.

Необходимо обязательно учитывать, что транспортные расходы по обслуживанию управленческого персонала не могут полностью учитываться при определении налога на прибыль. Они в любом случае подлежат распределению.

Очевидно, что пропорционально распределять нужно не все расходы, а лишь те, которые нельзя однозначно отнести к бюджетному или коммерческому направлению деятельности (как правило, это общехозяйственные расходы).

Существует мнение, что из всех общехозяйственных расходов, которые нельзя однозначно признать связанными напрямую с осуществлением приносящей доход деятельности, уменьшать налогооблагаемую прибыль могут лишь расходы на коммунальные услуги, услуги связи, транспортное обеспечение административно-управленческого персонала, расходы на ремонт основных средств (в определенной пропорции). Все остальные общехозяйственные и общепроизводственные расходы не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в связи с чем к указанным отношениям неприменимы общие положения гл. 25 НК РФ (Постановление ФАС ДВО от 25.08.2009 N Ф03-3670/2009 [15]). Ряд авторов считают это мнение ошибочно в силу причин, описанных ниже [7].

Налоговый кодекс не содержит нормы, регулирующей порядок определения расходов, учитываемых бюджетными учреждениями при исчислении налога на прибыль, если такие затраты не названы в п. 3 ст. 321.1. НК РФ, но осуществляются в рамках как бюджетной, так и коммерческой деятельности (Постановление ФАС СЗО от 13.05.2009 по делу N А13-5793/2005 [15]). В таком случае следует руководствоваться п. 1 ст. 272 НК РФ. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (Письмо Минфина России от 19.11.2008 N 03-03-05/151). Такое распределение соответствует приведенной норме п. 1 ст. 321.1. НК РФ и не противоречит норме п. 3 данной статьи.

Также в Постановлении ФАС СЗО от 13.05.2009 по делу N А13-5793/2005 суд посчитал правомерным распределение расходов в отношении начислений на фонд оплаты труда работников (страховые взносы), командировочных расходов, материальных затрат, амортизационных начислений. Они связаны как с бюджетной, так и с коммерческой деятельностью бюджетной организации, поэтому признаются пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Аналогичное мнение высказано в Постановлении ФАС ЦО от 06.02.2008 по делу N А54-2254/2007-С22. Норма п. 3 ст. 321.1. НК РФ не содержит запрета на пропорциональное распределение иных расходов, понесенных бюджетным учреждением, помимо прямо поименованных в нем коммунальных, транспортных, ремонтных общехозяйственных расходов. Поэтому иные общие расходы, финансируемые за счет двух источников, могут признаваться для целей налогообложения пропорционально соответствующим доходам бюджетного учреждения.

1.4. Некоторые особенности и изменения в налогообложении бюджетных учреждений

Важно также отметить, что  с 1 января 2013 г. объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций согласно пп. 3 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ и, следовательно, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

В случае наличия у бюджетного учреждения на балансе объекта культурного  наследия (памятника истории и  культуры) народов Российской Федерации  федерального значения его остаточная стоимость не подлежит отражению в налоговой отчетности по налогу, представляемой по расчетам за 2013 г.

В случае наличия у организации  на балансе исключительно объекта  культурного наследия (памятника  истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения организация  не признается налогоплательщиком налога на имущество организаций с 1 января 2013 г. и не представляет налоговую  отчетность по налогу по расчетам за 2013 г

 

 

Глава 2. Расчеты  по основным налогам для бюджетных  учреждений

2.1. Нормативная база расчета налога на имущество.

Объект налогообложения. Налог на имущество относится к региональным налогам, он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ (п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 372 Налогового кодекса РФ). С момента введения в действие налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта.

Положениями Налогового кодекса  РФ определено, что плательщиками  данного налога признаются организации, имеющие имущество, относящееся  к объектам налогообложения.

Объектом налогообложения  для российских организаций признается имущество (в том числе переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств (ст. 374 Налогового кодекса РФ).

Обратимся к нормам Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Там определено: в качестве основных средств принимаются к учету материальные объекты имущества независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг).

Особенности оперативного управления. Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется им в соответствии с целями своей деятельности в пределах, установленных законом, и распоряжается этим имуществом с согласия собственника (ст. 296 Гражданского кодекса РФ).

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ [4] предусматривает для учреждений возможность распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, но только с согласия учредителя.

Основные  средства, полученные на праве оперативного управления, облагаются налогом на имущество, уплачивать который учреждение обязано как их балансодержатель. Это подтверждает Минфин России в письмах от 21 декабря 2009 г. № 03-05-05-02/86, от 11 июня 2009 г. № 03-05-05-01/33.

Имущество, переданное во временное владение, в пользование  и распоряжение, учитывается у  арендатора (или арендодателя в зависимости  от условий договора аренды) бюджетного учреждения на общих основаниях.

Существует  специфика в учете имущества, переданного в доверительное  управление.

Согласно статье 378 Налогового кодекса РФ, имущество, переданное в доверительное управление (приобретенное в рамках договора доверительного управления), подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления. Причем имущество, находящееся в оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.

Не облагаемое налогом имущество.

Согласно пункту 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ, не признаются объектами обложения налогом на имущество:

земельные участки  и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные  ресурсы);

имущество, принадлежащее  на праве оперативного управления федеральным  органам исполнительной власти, в  которых законодательно предусмотрена  военная и (или) приравненная к ней  служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Основные  средства, которые учтены на забалансовых счетах, также не являются объектом налогообложения. Ведь налогом на имущество  облагаются основные средства (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ), а они подлежат учету на балансе учреждения.

Например, на забалансовом счете отражается и  налогом не облагается имущество, которое  учреждение арендует или получило в  безвозмездное пользование (письмо Минфина России от 15 мая 2006 г. № 03-06-01-04/101, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 марта 2012 г. № А26-3473/2011).

Имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну  публично-правового образования, не подлежит обложению налогом на имущество  организаций (письмо Минфина России от 10 апреля 2012 г. № 03-05-04-01/15).

С 1 января 2013 года не признается объектом налогообложения  все движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств  с указанной даты (п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ). При расчете налога на имущество начиная с 2012 года учитывается и движимое имущество.

Налоговая база. С момента принятия имущества к учету в качестве основных средств учреждение становится плательщиком налога на имущество (п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

Порядок определения  налоговой базы по налогу на имущество  определен в статьях 375, 376 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из остаточной стоимости имущества, относящегося к основным средствам, как его среднегодовая стоимость  (п. 1 ст. 375 Налогового кодекса РФ).

Остаточная  стоимость формируется в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным учетной политикой учреждения.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого  объектом налогообложения, за налоговый  период определяется так. Складываются показатели остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число  налогового периода, то есть на 31 декабря. Данная сумма делится на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ).

Согласно  разъяснениям Минфина России, приведенным  в письме от 14 июля 2010 г. № 03-05-05-01/26, остаточная стоимость основных средств на конец года включается в расчет остаточной стоимости, отраженной в бюджетной отчетности за 2012 год, то есть с учетом операций, совершенных 31 декабря 2012 года.

Если законодательством  субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых  платежей по налогу по итогам отчетных периодов – I квартала, полугодия, 9 месяцев, то налоговую базу нужно рассчитывать по истечении каждого из них.

База за отчетный период – это средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ). Как правило, налоговая база определяется по всему имуществу в целом, если оно является объектом налогообложения.

Расчет налога. Ставка по налогу на имущество, порядок и сроки его уплаты устанавливаются законами субъекта РФ. Ставка не может превышать 2,2 процента. Минимальный размер налоговой ставки Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому ставка может составлять и 0 процентов (письмо Минфина России от 13 марта 2008 г. № 03-05-04-01/10). В Нижегородской области согласно Закону  от 27 ноября 2003 г. N 109-З «О налоге на имущество организаций» налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента [16].

Расчеты с  бюджетом по налогу на имущество отражаются в бюджетном учете с использованием счета 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций».

Расходы по уплате налога на имущество относятся на статью 290 КОСГУ (Классификации операций сектора государственного управления).

Бухгалтерские записи по учету расчетов с бюджетом по налогу на имущество будут следующими (Таблица 1):

Таблица 1: Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество.

Содержание  операций

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

401 20 290 «Прочие расходы»

303 12 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на имущество организаций»

Перечислен налог на имущество*

303 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на имущество организаций»

201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»


 

Одновременно производится запись по забалансовому счету 18.

По итогам налогового периода сумма налога рассчитывается как произведение соответствующей  налоговой ставки и налоговой  базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 382 Налогового кодекса РФ, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Предусмотренные льготы. Статьей 381 Налогового кодекса РФ установлены льготы по налогу на имущество. В частности, от налогообложения освобождаются:

учреждения  уголовно-исполнительной системы в  отношении имущества, используемого  для осуществления возложенных  на них функций;

имущество государственных  научных центров;

организации в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;

организации в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

С 2013 года памятники культуры и ядерные установки не признаются объектами обложения налогом.

Субъекты  Российской Федерации в свою очередь могут дополнить перечень налоговых льгот (п. 2 ст. 372 Налогового кодекса РФ). Однако данные льготы будут действовать только на территории этих субъектов РФ.

Для Нижегородской  области установлены различные  дополнительные льготы в ряде случаев, перечисленных в Законе НО  от 27 ноября 2003 г. N 109-З «О налоге на имущество организаций»[16].

Информация о работе Налоговый учет в бюджетных организациях