Налоговая система Российской Федерации, вопросы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы ее развития.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
представить исторический аспект становления налоговой системы в России;
дать характеристику налоговой системы Российской Федерации;
показать роль налоговой системы в экономике;
выделить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
оценить перспективы развития налоговой системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 4-5
Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации
1.1 История становления налоговой системы в России 6-12
1.2 Понятие, принципы построения и основные функции
налоговой системы Российской Федерации 12-19
1.3 Роль налогов и налоговой системы в рыночной
экономике 19-25
Направления совершенствования налоговой системы
Российской Федерации
2.1 Основные проблемы налоговой системы России и пути их
решения 26-29
2.2 Перспективы развития налоговой системы Российской
Федерации 29-35
Заключение 36-41
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСАМ.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2. Направления совершенствования  налоговой системы РФ

 

2.1 Основные проблемы налоговой системы России и пути их решения.

Действующая в  течение последних лет в России налоговая система создавалась  практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов [42, С. 425 - 427].

Для того чтобы  определить пути реформирования налоговой  системы РФ, необходимо, в первую очередь, проанализировать основные проблемы системы налогов и сборов нашей страны на современном этапе её развития. Среди этих проблем можно выделить следующие:

      1. Неэкономичность и неэффективность налоговой системы по решению задач собираемости налоговых платежей и формированию бюджетов соответствующих территориальных образований;
      2. Значительное количество налоговых платежей, большие налоговые ставки, что в значительной мере способствует уклонению от уплаты налогов налогоплательщиками;
      3. Большое количество законодательных актов (около 900 документов), огромное количество льгот по объектам и субъектам каждого вида налога делает налоговую систему России сложной и противоречивой в понимании законодательной базы, а отсутствие методик и алгоритмов не позволяет оперативно производить налоговые вычисления;
      4. Субъективная недооценка или переоценка роли и значения отдельных видов налогов способствует частому изменению налогового законодательства, налоговой базы, налоговых ставок, внесения других изменений в налоговые акты, что не делает налоговую систему стабильной, снижает привлечение инвестиционных проектов, особенно иностранных, в российскую экономику;
      5. Несовершенство законодательной базы в отношении обложения налоговыми платежами природных ресурсов способствует не только снижению благосостояния российских граждан, но и «уводу» денежных сумм в зарубежные банки и снижению инвестиций в российскую экономику, что не стимулирует уровень развития национальной экономики;
      6. Громоздкость налоговых, таможенных служб и государственного аппарата всех уровней и ветвей власти, участвующих в налоговом процессе, делают систему децентрализованной, неоперативной, неэкономичной, неэффективной, не ответственной за собираемость налоговых платежей [40, С. 21 - 24].

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой  системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат, углублению и расширению сети теневой экономики. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости реформирования налоговой системы России [34].

В интересах  достижения поставленной цели необходимо законодательно и практически решить проблемы:

    • законодательно ликвидировать многочисленные налоговые льготы как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;

 

    • законодательно и организационно обеспечить полноту и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;

 

    • ликвидировать в налоговом законодательстве все условия, способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;

 

    • законодательно и организационно упростить налоговую систему за счет уменьшения числа налогов и сборов, заменив их единым налогом на доход, сокращения или ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей [4, 12].

Решение данных проблем позволит:

1) выровнять  условия налогообложения для  всех субъектов налога посредством  отмены исключений и налоговых  льгот;

2) добиться отмены  налогов и сборов, взимаемых без  учета результатов реальной хозяйственной  деятельности субъектов налога;

3) привести налоговую  базу по взимаемым налогам  в соответствие с экономическим  содержанием деятельности субъекта  налога;

4) провести комплекс  мер организационного характера  по повышению уровня собираемости  налогов и сборов, в частности,  за счет включения в налоговое законодательство механизма повышения ответственности должностных лиц за налоговый контроль;

5) снизить общее  налоговое бремя посредством  более равномерного распределения  налоговой нагрузки между категориями  налогоплательщиков, снижения нагрузки на фонд оплаты труда, снижения налоговых ставок на НДС, акцизы и другие виды налогов;

6) упростить  налоговую систему за счет  сокращения общего числа видов  налогов и сборов, унификации  порядка уплаты налоговых платежей, замены ряда видов налогов единым налогом на доход субъекта налога;

7) обеспечить  стабильность, предсказуемость и  простоту налоговой системы [39, C. 26 - 28].

В процессе реализации программы реформирования налоговой  системы в первоочередном порядке  необходимо решить проблему выбора видов налогов: какие из имеющихся оставить, какие исключить, какие ввести в новое законодательство. С этой целью следует законодательством четко и жестко предписать, что налоговые ставки и налоговая база не должны подлежать изменениям в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ, не должны ухудшать положение субъектов налога, за исключением таможенных пошлин и коммунальных, платежей, которые могут пересматриваться не чаще, чем один раз в год. Сейчас необходима переориентация системы налогообложения на приоритет интересов развития экономики, дополненная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, что позволит повысить эффективность налогового регулирования, создаст необходимые предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор [4].

 

2.2. Перспективы  развития налоговой системы РФ 

  Одним из  важнейших направлений налоговой  политики в долгосрочной перспективе  является поддержание такого  уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции [38, С. 10- 13].

     В  Бюджетном послании Президента  РФ Федеральному Собранию РФ  от 26.09.2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» определено, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач — модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. В трехлетней перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач и направлены на создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени [4].

Основные  направления  налоговой политики предполагают ряд мер по совершенствованию  налогообложения:

 

     1) Планируется, если не в этом году, то в ближайшую трехлетку завершить реформу амортизации, то есть  изменить состав амортизационных групп не по сроку службы, а по функциональному назначению.  С начала текущего года размер амортизационной  премии был уже повышен в три  раза - до 30%.

     2) Минфин предлагает изменить порядок налогообложения в части налога на прибыль на операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами, на сделки РЕПО, а также на дивиденды. Для налога на прибыль организаций  в условиях нестабильности на финансовых рынках необходимо сократить срок, в течение которого цена на ценную бумагу считается рыночной, с 12 месяцев  до 90 дней [34].

     3) В плановом периоде предполагается продолжить работу по совершенствованию НДС, с тем, чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения администрирования. По совершенствованию налогового законодательства предлагается решить следующие проблемы:

• необходимо продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки;

• необходимо уточнить порядок ведения раздельного  учета для целей НДС организациями, осуществляющими клиринговую деятельность (клиринговыми организациями) на рынке ценных бумаг, деятельность по определению (сверке) обязательств из заключаемых на биржах (организаторах торговли) гражданско-правовых договоров, предметом которых является товар или иностранная валюта, финансовых инструментов срочных сделок, а также обеспечению и (или) контролю их исполнения [4, 38, С. 10 - 13];

• целесообразно  внесение изменений в порядок  оформления счетов-фактур, а также решение вопроса о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов [12,33];

• требуется  разработать порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов, налоговых  органов, операторов электронного документооборота счетов-фактур в рамках электронного документооборота счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи.

4) Совершенствование акцизного налогообложения.

     В  ближайшее время планируется  внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности, а именно:

• установить единую дату уплаты акцизов по всем видам  подакцизных товаров — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем;

• уточнить действующий  порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются  к вычету только в том случае, если использование этого сырья  предусмотрено ГОСТ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

• уточнить нормы, регламентирующие представление  банковской гарантии (поручительства банка), при  осуществлении налогоплательщиками реализации подакцизных товаров на экспорт;

• уточнить порядок  возмещения (путем зачета или возврата) суммы превышения налоговых  вычетов  над исчисленной суммой акциза, а  также порядок возмещения акцизов (подтверждения правомерности освобождения от уплаты акцизов) при экспорте подакцизных товаров;

• осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов  с учетом реально складывающейся экономической ситуации [4];

5) Налог на доходы физических лиц.

     В  плановом периоде в порядок  налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) предполагается внести следующие изменения [40, С. 28 -32]:

• предполагается упрощение порядка заполнения налоговой  декларации;

• в целях  соответствия текущей экономической  ситуации требуется индексация предельных размеров суточных, облагаемых НДФЛ, в соответствии с прогнозным значением инфляции, а также курса рубля к основным мировым валютам;

• в среднесрочной  перспективе необходимо уточнить определение  налогового резидентства физических лиц, целесообразно предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица;

• в рамках концепции  создания в РФ международного финансового  центра предполагается внести целый  ряд изменений в законодательство о налогах и сборах в части уплаты НДФЛ, направленных на оптимизацию порядка налогообложения при совершении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, в частности:

— введение налогового вычета в размере до 1 млн. рублей при реализации ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, при условии, что указанные ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика более 1 года;

— введение возможности  переноса на будущее убытков физических лиц, полученных в результате совершения операций с ценными бумагами;

— закрепление  в НК порядка налогообложения  физических лиц при осуществлении  ими сделок РЕПО и осуществлении  займа ценными бумагами (по аналогии с организациями).

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации, вопросы ее совершенствования