Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как “дозволенную форму грабежа”. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что “ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им”, К. Маркс считал, что “в налогах воплощено экономическое выражение существования государства”. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 2
Налогообложение – один из важнейших факторов
развития рыночной экономики………………………………….......3

Экономическое содержание налога ………………………….... 3
Налоги, их функции и виды……………………………………... 4

Устройство налоговой системы, ее роль и эволюция ……………… 6

Теоретические основы построения налоговой системы…………………………………………………………….6
Налоговая система и налоговое бремя….....................................12
Эволюция налоговой системы России………………………….16

Налоговая система России…………………………………………. ..19

3.1.Основы налоговой системы……………………………………. ..19
3.2.Способы уплаты налога…………………………………………..23

4. Налоговая политика государства………………………………... …24

Заключение………………………………………………………………….. 27

Практическая часть курсовой работы…………………………………... … 29

Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Тем не менее серьезную озабоченность  вызывает возникшая в последние  годы несбалансированность Пенсионного  фонда Российской Федерации, особенно с учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий. Не до конца отлажены процедуры выбора новых расходных обязательств, прежде всего - при принятии решений о реализации долгосрочных бюджетных программ, а заявленные бюджетные ограничения зачастую не соблюдаются либо пересматриваются.

Решение этих проблем является необходимой предпосылкой для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, предотвращения возникновения "необеспеченных мандатов" и неконтролируемого роста нагрузки на бюджетную систему.

 

Создание эффективной системы

управления государственными финансами

 

С 2000 года формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются по предусмотренным  Бюджетным кодексом Российской Федерации  единым правилам.

С этого времени все федеральные  законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимались до его начала, что в немалой степени обусловлено сложившимся конструктивным взаимодействием между палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Однако следует отметить, что подготовка нормативных правовых актов, необходимых для исполнения федеральных законов о федеральном бюджете, зачастую недопустимо затягивалась, что усугубляло проблему неравномерности расходования бюджетных средств в течение года.

Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Это, в частности, увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.

Внедрена основанная на международных  стандартах система бюджетной классификации  и бюджетного учета, существенно  повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности.

На федеральном уровне и в  ряде субъектов Российской Федерации  осуществлен переход к формированию годового бюджета как составной части 3-летнего перспективного финансового плана.

Составлены первые реестры расходных  обязательств публично-правовых образований, позволившие более четко определить состав и объемы действующих обязательств.

Началось практическое внедрение  бюджетирования, ориентированного на результаты, и современных методов  финансового менеджмента.

Новые процедуры закупок товаров (работ, услуг) для государственных  и муниципальных нужд способствовали повышению эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств.

Тем не менее в повестке дня остается решение ряда существенных проблем  управления общественными финансами.

Сформировались затянутые и  громоздкие процедуры составления  и рассмотрения проектов бюджетов, не позволяющие четко разделить политические и "технологические" аспекты бюджетного процесса. Главные распорядители бюджетных средств имеют недостаточную самостоятельность, а значит, и ответственность при формировании и исполнении бюджетов, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов.

Финансовый контроль в малой  степени затрагивает вопросы  эффективности использования бюджетных  средств и качества финансового  менеджмента, а его результаты практически  не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений.

Так и не удалось обеспечить ритмичность  исполнения федерального бюджета. Значительная часть расходов концентрируется  во второй половине года, что создает  стимулы израсходовать средства любой ценой, в том числе за счет попыток обхода конкурсного порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Внесение изменений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации, направленных на решение этих структурных проблем, неоправданно затянулось. Соответствующий законопроект подготовлен Правительством Российской Федерации с полугодовой задержкой. Следует обеспечить принятие данного законопроекта в кратчайшие сроки.

 

Снижение налоговой нагрузки на экономику

 

В рамках проводимой налоговой реформы  практически завершена кодификация налогового законодательства. Налоговая система в целом была упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены наиболее обременительные для экономики налоги. Все индивидуальные налоговые льготы, зачеты и отсрочки, специальные соглашения с налогоплательщиками остались в прошлом.

В числе наиболее значимых решений - введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, установление регрессивной шкалы ставок единого социального налога и  их дальнейшее существенное снижение, отмена налога на наследование.

Ставка налога на прибыль снижена  с 35 до 24 процентов при одновременном  включении в учитываемые в  целях налогообложения затраты  на производство товаров (работ, услуг) практически всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков. Многочисленные же льготы по налогу на прибыль были отменены.

Ставка налога на добавленную стоимость  снижена с 20 до 18 процентов, а порядок  его взимания приближен к принятому  в мировой практике.

В сфере налогообложения недропользования введен налог на добычу полезных ископаемых. Налоговая база данного налога в части, касающейся углеводородного сырья, привязана к объемным показателям добычи и не допускает каких-либо манипуляций.

Принято решение о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, что создает более благоприятные налоговые условия для добычи нефти на выработанных месторождениях и в труднодоступных районах.

Введены специальные налоговые  режимы для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено взимание акцизов и государственной пошлины.

Приняты решения о применении преференциальных систем налогообложения в особых экономических зонах и при  осуществлении деятельности в сфере  информационных технологий, а также  в рамках Российского международного реестра судов.

Проводились упорядочение ставок таможенных пошлин и совершенствование порядка  их взимания. По целому ряду товарных позиций, прежде всего инвестиционного характера, ввозные таможенные пошлины существенно  снижены. При этом осуществлено укрупнение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, что позволило несколько сократить масштабы "серого импорта" и контрабанды. Вывозные таможенные пошлины на нефть дифференцированы и установлены на уровне, обеспечивающем изъятие в бюджет значительной части конъюнктурных сверхдоходов от ее экспорта.

В 2006 году принят федеральный закон, призванный обеспечить повышение качества и объективности налогового администрирования, сделать его менее обременительным  для налогоплательщиков.

В результате принятых мер по совершенствованию налоговой системы сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность.

В то же время целый ряд задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации в налоговой  сфере, до настоящего времени не выполнен.

Практика применения налога на добавленную  стоимость остается препятствием для  расширения экономической деятельности. Организации испытывают большие сложности ввиду сложившихся избыточно обременительных процедур возврата входящего налога на добавленную стоимость. За прошедшие со времени введения данного налога 15 лет так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования.

Другой проблемной сферой по-прежнему является налогообложение фонда  оплаты труда для видов экономической  деятельности с высокой долей  оплаты труда в структуре затрат, прежде всего в инновационных секторах экономики.

Не введен налог на жилую недвижимость, обеспечивающий более справедливую систему налогообложения имущества  граждан.

Неоправданно затянута работа, касающаяся внедрения критериев оценки эффективности  работы сотрудников налоговых органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов, а проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Соответственно, не реализованы механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия таким критериям.

В настоящее время требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, в том числе системы администрирования, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.

 

Концентрация финансовых ресурсов

на решении приоритетных задач и снижение зависимости

бюджетных доходов от конъюнктуры  мировых цен

 

В 2000 - 2006 годах расходы консолидированного бюджета Российской Федерации увеличились  с 2 трлн. рублей до 8,4 трлн. рублей, или  более чем вдвое в реальном выражении. Рост объема расходов происходил в целом адекватно росту валового внутреннего продукта и не сопровождался существенным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых рынков нефти и газа.

Механизмы и 


Информация о работе Налоговая система России