Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как “дозволенную форму грабежа”. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что “ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им”, К. Маркс считал, что “в налогах воплощено экономическое выражение существования государства”. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 2
Налогообложение – один из важнейших факторов
развития рыночной экономики………………………………….......3

Экономическое содержание налога ………………………….... 3
Налоги, их функции и виды……………………………………... 4

Устройство налоговой системы, ее роль и эволюция ……………… 6

Теоретические основы построения налоговой системы…………………………………………………………….6
Налоговая система и налоговое бремя….....................................12
Эволюция налоговой системы России………………………….16

Налоговая система России…………………………………………. ..19

3.1.Основы налоговой системы……………………………………. ..19
3.2.Способы уплаты налога…………………………………………..23

4. Налоговая политика государства………………………………... …24

Заключение………………………………………………………………….. 27

Практическая часть курсовой работы…………………………………... … 29

Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

До 1990 г. в СССР налоговая система  включала различные платежи на прибыль  предприятий, налог с оборота, налог  на владельцев автомашин, налог на зарплату, налоговые ставки на кустарей, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан и другие. При этом отношения предприятий с государством, министерствами, главками регулировались многочисленными инструкциями, индивидуальными нормативами или просто указаниями. Практически 75-80 % прибыли изымалось в виде различных платежей (за фонды, за трудовые ресурсы, за природные ресурсы и т.д.)11.

В то время как в мировой практике налоговая система получила широкое развитие, в нашей стране высказывалось мнение, что налоги при социализме носят временный характер и они отомрут. Как показала практика, эта точка зрения была ошибочной. Налоги имеют свою историю, они многообразны, в зависимости от исторического развития той или иной страны и задач, стоявших на соответствующем этапе. В Советском Союзе четко проводилась идея о возвратности налогов через общественные фонды. Жизнь опровергла и эту идею. Сейчас придерживаются такой точки зрения: налог – для бюджета и внебюджетных фондов, налоги нужны для выполнения государственных функций.

Впервые единая система налогообложения в Союзе была создана в 1990 году и нашла отражение в Законе “О налогах с предприятий, объединений и организаций” от 14.06.1990 г. № 1560-1. В соответствии с этим законом, введенным в действие с 01.01.1991, года предприятия уплачивали следующие налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог с фонда оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог на доходы. Кроме того, были предоставлены права Верховным Советам союзных и автономных республик устанавливать республиканские и местные налоги. В 1990 году был введен в действие Закон “О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства”

В 1990 году вместо управлений, отделов  и инспекций государственных доходов были образованы Главная государственная налоговая инспекция Министерства финансов СССР, Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных, краевых, окружных, городских и районных финансовых аппаратах. В течение 1991-1992гг. процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Российской Федерации был завершён.

О важности налоговой системы для  народного хозяйства свидетельствует и тот факт, что этот вопрос нашел отражение в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., где оговорены общие черты налоговой системы и обязанности налогоплательщиков. В частности, в Конституции отмечается, что система налогов взимаемых в Федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются Федеральным законом (ст. 75), а обязанностью каждого налогоплательщика является платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Закон “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации” принятый в декабре 1991 года положил начало построению современной налоговой системы России. Этот закон работал вплоть до введения Налогового кодекса, а три его статьи все еще определяют перечень налогов  и сборов действующих на территории Российской Федерации.

Первая часть Налогового кодекса  России вступила в силу 01.01.2000 года, она определила основы налоговой  системы, ключевые понятия налоговых  отношений, укрепила статус налогоплательщиков и налоговых органов, их права и обязанности, ввела новые понятия до сих пор отсутствовавшие, но необходимые. Постепенное введение в действие второй части кодекса продолжает реформирование налоговой системы.

3. Налоговая система России

3.1 Основы налоговой системы.

 

      Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный. Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представлены в таблице.

 

 

Федеральные налоги и сборы

Ст.13 НК РФ

Региональные налоги и сборы

Ст.14 НК РФ

Местные налоги и сборы

Ст.15 НК РФ

  1. Налог на добавленную стоимость

2. Акцизы.

3. Налог на прибыль организаций

4. Налог на доходы с физических лиц

5. Единый социальный налог.

6. Государственная пошлина

7. Налог добычу полезных ископаемых.

8. Водный налог.

9. Сбор за  пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

1. Налог на имущество организаций

2. Транспортный налог

3. Налог на игорный бизнес

1. Земельный налог

2. Налог на имущество физических  лиц


 

        Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепляет 15 видов налогов и сборов. На сегодняшний день количество налогов остается в России достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты.  К примеру, в США действуют только 10 основных налогов и еще 4 вида, применяемых на уровне отдельных штатов.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый  порядок  комплексных налоговых льгот, устанавливаемых  государством, которые могут оказывать  существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

          Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики. Метод ускоренной  амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики. Его применение способствует интенсификации НТП, поощрению структурных изменений в экономике, особенно развитию наукоемких отраслей.     Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. По российскому законодательству, воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, проводящие НИКОР или техническое перевооружение производства. Кредит может быть представлен по налогу на прибыль, а  также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в переделах от Ѕ до ѕ ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности, условий для накопления капитала, а так же поощрения социально полезной деятельности корпораций. К мерам подобного рода относятся система налоговых мер по стимулированию компаний добывающих отраслей. В виде так называемых скидок на истощение недр. Согласно этому положению, добывающие компании имеют право резко сокращать уплату налогов под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых, а в яде случаев и вовсе освобождаться от уплаты налогов.

В 2005 году  в налоговое законодательство РФ внесено достаточно много изменений  и дополнений. Их общий вектор –  сокращение числа налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижения налоговой нагрузки.

Самым важным шагом является снижение базовой ставки единого социального налога. ЕСН установлен гл. 24 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом признается календарный год. Максимальная налоговая ставка для большинства налогоплательщиков снижена с 35,6% до 26%. Снижение ставки ЕСН, являющееся главной мерой по уменьшению налогового бремени, приведет к дополнительному росту ВВП на 0,4-0,6% и к увеличению инвестиций на 1,3-1,5%. Это средства, которые останутся у предприятий и будут работать на экономику. Снижение ставки ЕСН приведет к увеличению собственных ресурсов предприятий, производящих конечную продукцию, на 6-11%, а дополнительный прирост рентабельности капитала составит 1-2%. Снижение ставки ЕСН повлияет также и на прирост фонда оплаты труда, что приведет к увеличению реальных доходов населения. Согласно прогнозу, в 2005 г. прирост ФОТ в номинальном выражении с учетом снижения ставки ЕСН составит 22%, без учета снижения ставки ЕСН - 19,1%. В 2006 г., соответственно, 18,7% и 14,4%. При этом с 1 января 2005 года увеличен " порог регрессии", т. е. величина налоговой базы, начиная с которой начинается применение регрессии. Доступ к регрессивным ставкам начинается с выплат свыше 280 000 руб. годового дохода на одного работника.

      Приняты серьезные меры по НДС. НДС – взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. При движении товаров или услуг от производителя к потребителю они проходят длинные технологические цепочки производства и обращения. На каждой стадии производства или реализации создается дополнительная стоимость продукта, которая и служит объектом налогообложения. Ставки НДС могут быть дифференцированы по различным группам товаров: например, товаров, именуемых предметами роскоши (ставка обычно выше); по группе товаров первой необходимости (ставка обычно ниже). В большинстве развитых стран НДС составляет 10-20% от величины добавленной стоимости. Ряд товаров, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

      С 1 января 2004 г. снижена ставка налога на добавленную стоимость с 20% до 18%. Это является очень важной мерой, направленной на увеличение оборотных средств предприятий. С 2005 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости. Не менее важным является переход на принцип "страна назначения " в торговле с Украиной, Казахстаном и Беларусью в полном объеме, включая поставки углеводородов. Теперь экспорт нефти и газа в эти государства СНГ рассматривается как нормальный экспорт, и экспортеры получили возможность предъявлять к вычету соответствующие суммы НДС, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер было ратифицировано несколько дополнительных межгосударственных соглашений.

      Существенные изменения произошли с Налогом на доходы с физических лиц. Налог на доходы физических лиц (подоходный налог), может взиматься с таких видов доходов, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу; пенсии, пособия, стипендии; дивиденды и проценты; страховые выплаты; доходы, полученные от представления в аренду или реализации имущества и др. Некоторые виды доходов физических лиц освобождаются от налогообложения (пособия по безработице, беременности и родам, государственные пенсии, алименты, выплаты компенсаций и др.)

      До 1 января 2001 года в России использовалась прогрессивная ставка подоходного налога. В настоящее время в нашей стране  используется пропорциональная ставка 13%, устанавливаемая независимо от размера дохода физического лица.

      С 2005 года введена в действие гл. 25 "Водный налог". В налоговом кодексе РФ установлены все элементы формально нового налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

      После трех лет тяжелых дискуссий и обсуждений принята с 1 января 2005 и введена в действие гл. 25.3 "Государственная пошлина". Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и не налогового характера. Теперь на ряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовывать  зеркальный по отношения к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающие всеми признаками налога или сбора, если они прямо не поименованы в Налоговом кодексе. Обращаясь в те или иные уполномоченные государством органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить государственную пошлину в случаях и в размере, предусмотренных в НК. При этом размеры государственной пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены ее предельные размеры. Все это – в пользу налогоплательщика.

     Налог на операции с ценными бумагами заменяется государственной пошлиной в значительно меньших размерах. Отменяется сбор за использование наименования "Россия" и "Российская федерация", он тоже заменен государственной пошлиной, которую нужно уплатить один раз, а не платить налог с оборота, который существовал, фактически под видом этого сбора.

      Формально с 1 января 2005 уже введена в действие гл. 31 "Земельный налог". Однако фактически большинство муниципалитетов смогли ввести такой налог только с 2006 года. Это принципиально новый налог, базирующийся на кадастровой стоимости земли. С его повсеместным введением будет исправлена сложившаяся на основе ряда достаточно сомнительных показателей, разработанных еще в 1991 году и давно оторвавшихся от жизненных реалий.

      Размер налоговой ставки определяют муниципальные власти, но она не должна превышать 1,5%, а для земель, используемых для сельскохозяйственных нужд, занятых жилищным фондом, представленных для жилищного строительства или же ведения хозяйства и садоводства, размер налоговой ставки не может быть выше 0,3%. Кроме того, в зависимости от  категории земли могут быть установлены дифференцированные ставки.

      Организации и предприниматели будут рассчитывать налог сами на основании сведений государственного земляного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности. Граждане будут получать из налоговых инспекций уведомления с расчетом земельного налога.

      Переход всех регионов на новый порядок сбора земельного налога, даст дополнительные доходы местным бюджетам. Эти доходы будут расти по мере совершенствования земельного кадастра, вовлечения земли в оборот, выдачи свидетельств о собственности, оценки земли.

Информация о работе Налоговая система России