Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как “дозволенную форму грабежа”. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что “ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им”, К. Маркс считал, что “в налогах воплощено экономическое выражение существования государства”. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 2
Налогообложение – один из важнейших факторов
развития рыночной экономики………………………………….......3

Экономическое содержание налога ………………………….... 3
Налоги, их функции и виды……………………………………... 4

Устройство налоговой системы, ее роль и эволюция ……………… 6

Теоретические основы построения налоговой системы…………………………………………………………….6
Налоговая система и налоговое бремя….....................................12
Эволюция налоговой системы России………………………….16

Налоговая система России…………………………………………. ..19

3.1.Основы налоговой системы……………………………………. ..19
3.2.Способы уплаты налога…………………………………………..23

4. Налоговая политика государства………………………………... …24

Заключение………………………………………………………………….. 27

Практическая часть курсовой работы…………………………………... … 29

Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

      Налог на имущество физических лиц взимается с жилых домов, квартир, дач, гаражей иных строений, помещений и сооружений, находящихся на праве собственности у физических лиц. Налог начисляется ежегодно по дифференцированной ставке.

Акциз включается в цену товара в  виде надбавки к цене и изымается  в государственный и местный  бюджет. Формально плательщиками (сборщиками) этого налога выступают предприятия, производящие / продающие подакцизную продукцию и оказывающие налогооблагаемые услуги, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Акцизы распространяются на ограниченный круг товаров и услуг, как правило, массового потребления и высокий доходности. Чаще всего к ним относятся табак, алкоголь, легковые автомобили, природный газ, нефть и некоторые другие продукты ввозимые на территорию страны.

      С 1 января 2002 г. снижена ставка по налогу на прибыль организаций с 35% до 24% с одновременной отменой льгот (с 01.01.2009 г. ставка 20%). Кроме того, российские предприятия получили право включать в расходы по налогу на прибыль все экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, что отвечает мировым стандартам. Согласно закону о федеральном бюджете на 2003год, 6%  налога зачисляется в федеральный бюджет, 16% - в региональный бюджет; 2% - в местный бюджет (с 01.01.2009 г. 18% зачисляется в региональный бюджет, 2% - в федеральный).

      В 2003г была введена упрощенная налоговая система. В соответствии НК РФ упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе.

      При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период. С уплатой которого с них  не взимаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности) и единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу нанятых ими физических лиц.

      Право перехода на упрощенную систему налогообложения предоставляется организациям, получившим по итогам 9 месяцев прошедшего года доходы от реализации (без учета НДС) в размере не превышающем 11 млн. руб. индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размеров полученных доходов.

 

3.2. Способы уплаты налога.

 

      На сегодняшний день в РФ существует три основных способа уплаты налога: уплата налога по декларации, уплата налога фискальным агентам и кадастровый способ уплаты налога.

1. Уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах.

      Во-первых, декларация о доходах может служить основанием для исчисления налога налоговыми органами. В этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения.

      Во-вторых, декларация о доходах может является всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога. В дальнейшем возможны проверки соответствия действительности сведений, указанных в декларации.

      В РФ обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в отношении подходящего налога.

2. Уплата налога у источника дохода (фискальным агентам). В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного фискальным агентом. Таким образом, налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

3. Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр – это реестр объектов (земли, сооружений и т. д.), которые определенным способом  классифицированы, устанавливающий среднюю доходность каждой категории объектов. При уплате налогов на основе кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых с трудом поддается учету.

 

  1. Налоговая политика государства.

 

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Весь вопрос в том, что эти процессы не должны представлять собой непосредственного вмешательства в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов, одним из которых являются налоги, регулировать экономические процессы.

В разных странах даже с примерно одинаковыми условиями  экономического развития степень государственного регулирования экономики различна. Наибольшее влияние государства имеет место в Швеции, в меньшей степени государство занято регулированием в Германии и Японии, а также в США. Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стремиться использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением – налоговой политикой.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства  по формированию налоговой системы  страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.

В зависимости от состояния  экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государства  считает приоритетными, используются различные методы осуществления  налоговой политики. Будучи составной  частью экономической политики, она во многом зависит также от форм и методов экономической политики государства.

Одним из методов налоговой  политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство  устанавливает достаточно высокие  налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г.  Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.

Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически  не оставалось финансовых ресурсов, что  делало невозможным расширенное  воспроизводство. Экономика страны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях.

Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее к  тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств. При этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй – налогов платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством.

В-третьих, массовый характер приобрела так называемая «теневая экономика», уровень производства в  которой, по разным оценкам, достигал от 25% до 40%. Но укрываемые от  налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.

Все это стало одной  из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого  финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый  пресс для предпринимателей, сокращает  свои расходы в первую очередь  на социальные программы. Цель данной политики состоит, как видно из названия, в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название «рейганомика», были использованы, в частности, в США  в начале 80-х годов XX века.

Проведение такой политики провозгласило российское Правительство  на рубеже XXI века при подготовке второй части Налогового кодекса Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 2002 г. сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.

При анализе налоговой  политики необходимо различать такие  понятия, как субъекты налоговой  политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.

Субъектами налоговой  политики выступают Федерация, субъекты Федерации (земли, республики, входящие в Федерацию, области и т.д.) и  муниципалитеты (города, районы и т.д.). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также структуры местного самоуправления – города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного Федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении порядка и сроков уплаты налогов, форм отчетности по ним. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой  политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие принципы построения налоговой системы:

- соотношение прямых  и косвенных налогов;

- применение прогрессивных  ставок налогообложения и степень  их прогрессии или преобладание  пропорциональных ставок;

- дискретность или  непрерывность налогообложения;

- широта применения  налоговых льгот, их характер  и цели;

- использование системы  вычетов, скидок и изъятий и  их целевая направленность;

- степень единообразия  налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

- методы формирования  налоговой базы.

Нередко к принципам  налоговой политики относят также  соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

Используя указанные  принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

Методы осуществления  налоговой политики зависят от тех  целей, которые стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:

- участие государства  в регулировании экономики, направленном  на стимулирование или ограничение  хозяйственной деятельности, а также  в общественном воспроизводстве;

Информация о работе Налоговая система России