Налоговая система России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение налоговых систем России и США.
Для достижения поставленной цели были выделены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, роли и основных элементов налоговой системы;
2) проанализировать налоговую систему России;

Содержание работы

Введение 3
1. Налоговая система и ее роль в экономике 5
1.1. Сущность и функции налоговой системы 5
1.2. Состав и структура налоговой системы 7
2. Сравнительная характеристика налоговых систем России и США 12
2.1. Налоговая система России 12
2.2. Основные элементы налоговой системы США 16
2.3. Направления развития налоговой системы России в условиях глобализации 21
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Налоговая система России и США.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

 доступность и открытость информации по налогообложению;

соблюдение  налоговой тайны.

Таким образом, налоговая система - это совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоги –  обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти, а в федеративных государствах – членами федерации) с физических и юридических лиц.

Государство без  налогов существовать не может, так  как они главный метод мобилизации  доходов в условиях господства частной  собственности и рыночных отношений.

Функции налогов выявляют их  социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории.

Различают следующие  элементы налоговой системы:

совокупность  налогов и сборов;

налоговое законодательство;

формы осуществления  налогового контроля;

принципы построения налоговой системы.

Налоговая система  призвана: 1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию  доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; 2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

 

2. Сравнительная характеристика  налоговых систем России и  США

2.1. Налоговая система России

 

 

Налоговая система  РФ, по определению Налогового кодекса, представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [15, с. 161].

Налоговая система  РФ регулируется высшим законом страны — Конституцией РФ, к компетенции  которой относятся общие вопросы  налогообложения, а также Налоговый  кодекс РФ. 

На данный момент налоговая система Российской Федерации  построена  на следующих  принципах:  приоритетное  направление   по   налоговым   изъятиям приходится  на  обложение  хозяйствующих  субъектов  (юридических  лиц).   В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует  поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан.

Достаточно  высокий удельный вес по  сравнению  с  зарубежными  странами доли  косвенных  налогов  и  относительно  меньший  -  прямых.  Причём  доля косвенных налогов в последнее время возрастает.

Единая налоговая система России строится на следующих базовых принципах, установленных НК РФ:

1.  Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства.

2.  Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах справедливости.

3.  Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

4.  Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

5.  Принцип рентабельности налоговых мероприятий: налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.

6.  Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

7.  Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

8.  Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

9.  Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

10.  все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.

11.  Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.

12.  Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

13.  Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

13 статья Налогового кодекса  РФ водит трехуровневую систему  налогообложения.

Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги субъектов  Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются представительными  органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень - местные налоги, налоги право регламентации которых  отводится представительным органам муниципальных образований.

Следует отметить, что  наиболее источники доходов агрегируются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц и пр.

Бюджетообразующим для  регионов становится налог на имущество  юридических лиц.

Среди местных налогов  крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения  дает возможность самостоятельно формировать  доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

2.2. Основные элементы налоговой  системы США

США – федеративное государство, его конституция разделяет  функции государственной власти между федеральным правительством и правительствами штатов. Федеральное правительство и правительство штатов пользуются конституционным правом принятия налогов. Органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательствами штатов [13, с.90].

В связи с  этим исторически сложились традиционно самостоятельные уровни налоговой системы, которые адекватны уровням финансово-хозяйственной структуры государства: федеральный уровень, уровень штатов, местный уровень.

Для современной  американской налоговой системы характерно:

1) преобладание  прямых налогов над косвенными. Прямые налоги составляют более 70% всех налоговых поступлений, более 50% из которых составляют федеральные подоходные налоги;

2) параллельное  использование основных видов  налоговых платежей федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Например, население США уплачивает 3 вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), 2 вида имущественного налога и универсального акциза (штатный и местный), а в цене некоторых видов товаров (горючее, табачные и винно-водочные изделия) содержится 5 видов акциза (федеральный, штатный, смежные универсальные и специфические акцизы);

3) взимание на  федеральном уровне налогов, которые  дают наиболее крупные и стабильные поступления.

Федеральная конституция является основным источником налогового права США. Она содержит ряд принципов, которые являются правовой базой для налогового законодательства федерации и штатов [13, с.91]:

1. Налоги взимаются  исключительно в публичных целях. Статья 1 раздела 8 федеральной Конституции гласит: «Конгресс имеет право: устанавливать и взимать налоги, пошлины, сборы и акцизы для того, чтобы выплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединенных Штатов…».

2. Принцип справедливого  налогообложения. Этот принцип означает единые правовые условия взимания налога с учетом реальных возможностей налогоплательщика и, следовательно, единые требования к налоговым законам.

3. Налог не  может быть установлен, изменен или отменен иначе, как законом.

4. Принцип должной  правовой процедуры. Правило должной правовой процедуры закрепляется в двух поправках к Конституции США:

– в поправке V: «Ни одно лицо не должно … лишаться жизни, свободы либо собственности без должной правовой процедуры…»;

– в поправке XVI: «… не может какой-либо штат лишать какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры…».

Данные положения стали базовыми для доктрины запрета обратной силы закона, которая, в частности, запрещает взимать налоги со сделок совершенных до вступления в силу закона, устанавливающего налоги.

5. Принцип налогового  иммунитета. Принцип был сформулирован в судебной практике в результате толкования «торговой оговорки», основанной на положениях ст.1 и 9 федеральной конституции, закрепляющих право Конгресса регулировать торговые отношения между штатами и запрещающих установление налогов «на предметы, ввозимые из какого-либо штата».

Верховный Суд  США интерпретировал положения  как запрет властям штатов облагать налогом товары, услуги в торговле между ними, что впоследствии было подтверждено рядом судебных решений. Однако в 1977 г. незыблемость правила была нарушены Верховным Судом США по делу Complete Auto Transit.

6. Принцип верховенства  федерального закона.

7. Принцип равенства  привилегий и иммунитетов. Применительно налоговому праву этот принцип означает, что вне зависимости от гражданства штата все налогоплательщики равны перед налоговым законом штата.

Основными нормативными правовыми актами в области налогообложения в США являются:

1) Кодекс внутренних  доходов 1986 года;

2) Законодательство  о государственном бюджете на предстоящий год;

3) Закон о  стимулировании экономического развития и установлении налоговых льгот

Подзаконные акты в США являются еще одним немаловажным источником налогового права, среди которых выделяются следующие основные виды:

Информация о работе Налоговая система России и США