Налоговая система России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение налоговых систем России и США.
Для достижения поставленной цели были выделены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, роли и основных элементов налоговой системы;
2) проанализировать налоговую систему России;

Содержание работы

Введение 3
1. Налоговая система и ее роль в экономике 5
1.1. Сущность и функции налоговой системы 5
1.2. Состав и структура налоговой системы 7
2. Сравнительная характеристика налоговых систем России и США 12
2.1. Налоговая система России 12
2.2. Основные элементы налоговой системы США 16
2.3. Направления развития налоговой системы России в условиях глобализации 21
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Налоговая система России и США.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Огромные средства, взимаемые в виде налогов и  перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую  силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества. Решающее место в доходах бюджета имеют налоги. Налоги – обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти, а в федеративных государствах – членами федерации) с физических и юридических лиц.

Государство без  налогов существовать не может, так  как они главный метод мобилизации  доходов в условиях господства частной  собственности и рыночных отношений.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что от  эффективности налоговой системы и налоговой политики зависит развитие экономики и государства в целом.

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической  категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налоги –  не только экономическая категория, но и финансовая категория: они выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Целью курсовой работы является рассмотрение налоговых систем России и США.

Для достижения поставленной цели были выделены и решены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие, роли и основных элементов налоговой системы;

2) проанализировать налоговую систему России;

3) раскрыть основные элементы налоговой системы США;

4) рассмотреть  направления развития налоговой  системы России в условиях глобализации.

Объектом исследования курсовой работы является налоговая  система РФ и США, предметом – развитие и совершенствование налоговой системы.

В курсовой работы были использованы следующие методы: анализ научной и учебной литературы, аналитический, графический методы, метод сравнений и другие.

Информационной  и методологической базой написания  курсовой работы послужили работы, учебные пособия, выступления отечественных  авторов и экспертов в исследуемой  области.

 

 

 

 

1. Налоговая система  и ее роль в экономике

1.1. Сущность и функции налоговой  системы

 

Под налоговой  системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоги –  обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти, а в  федеративных государствах – членами  федерации) с физических и юридических лиц.

Государство без  налогов существовать не может, так  как они главный метод мобилизации  доходов в условиях господства частной  собственности и рыночных отношений [15, с. 15].

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости  – национального дохода – выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного  содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения движения  стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства. Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налоги –  не только экономическая категория, но и финансовая категория: они выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налогов  выявляют их  социально-экономическую  сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории [15, с. 26].

1. Фискальная  функция – основная, характерная  изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Фискальная  функция налогов создает объективные  предпосылки для вмешательства  государства в экономические  отношения, т.е. она обуславливает  регулирующую функцию.

2. Регулирующая  функция означает, что налоги  как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней взаимосвязана. Расширение налогового метода мобилизации национального дохода государством вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводств.

Налоговая система  призвана: 1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию  доходов бюджета, без осуществления  которой невозможно проводить социально-экономическую  политику государства; 2) создать условия  для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

 

1.2. Состав и структура налоговой  системы

 

Различают следующие  элементы налоговой системы [11, с. 54]:

совокупность  налогов и сборов;

налоговое законодательство;

формы осуществления  налогового контроля;

принципы построения налоговой системы.

Состав и  структура налоговой системы  должны быть предопределены возможностями  реальной экономики, они должны стимулировать экономический рост

Налоги –  обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти, а в  федеративных государствах – членами  федерации) с физических и юридических  лиц.

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами [12, с.591].

Второй вид — налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая — на косвенные [12, с.592].

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя  в зависимости от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Законодательство о налогах и сборах представляет собой совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории государства.

Законодательство  о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Функционирование любой  налоговой системы во многом зависит  от эффективности налогового контроля.

Налоговый контроль - элемент финансового контроля и часть налогового механизма, элемент налоговой системы. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского и налогового учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в следующих формах:

налоговые проверки;

получение объяснений налогоплательщиков и плательщиков сборов;

проверка данных учета  и отчетности;

осмотр помещений и  территорий, используемых для извлечения доходов (прибыли).

В теории и практике выделяется семь основных сфер контроля, в рамках которых применяются особые нормы и правила ведения контрольных проверок:

1) реализация товаров,  работ и услуг;

2) сфера обращения и  система ценообразования;

3) расчетно-платежная дисциплина;

4) соблюдение воспроизводственных пропорций;

5) использование имущества,  амортизация основных средств;

6) формирование оплаты  труда и материального стимулирования;

7) определение прибыли  и внереализационных финансовых  результатов.

В каждой из этих сфер многообразны как цели контроля, так и методы проведения.

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

налоговое законодательство должно быть стабильно;

взаимоотношения налогоплательщиков и государства  должны носить правовой характер;

тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;

способы и время  взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;

 существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);

 издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

Информация о работе Налоговая система России и США