Налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

Налоговый контроль - особый вид деятельности компетентных органов, представляющий собой институт, без которого не обходится ни одно современное государство, применяя свою налоговую систему.
Анализ информации о положении в области налоговых правоотношений показывает, что белорусские юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели нарушают налоговое законодательство примерно в 60-70 % случаев.

Файлы: 1 файл

Nologovaya_proverka.docx

— 43.29 Кб (Скачать файл)
  • указана ли дата составления акта документальной налоговой проверки? При обнаружении отсутствия даты не следует требовать от налоговой инспекции поставить ее на первом экземпляре акта (имеется еще два его экземпляра, один из них - у хозяйствующего субъекта, который был подвергнут налоговой проверке). В процессе допроса работников налоговой инспекции, осуществлявших проверку, и лиц, подписавших акт, выясняется дата составления и подписания документа;
  • все ли подписи (налогового инспектора (инспекторов), который проводил проверку, работника (работников) правоохранительных органов, руководителя и главного бухгалтера проверяемого субъекта хозяйствования) имеются в акте? Если отсутствует чья-либо подпись, то при получении объяснений по акту или допросе выясняется причина этого, устанавливается, не был ли отказ от подписания мотивирован несогласием с его содержанием или выводами. Такие факты включаются в перечень обстоятельств, подлежащих проверке в процессе расследования;
  • все ли документы, указанные в приложениях к акту налоговой проверки, предоставлены вместе с ним? При отсутствии каких-либо документов необходимо выяснить причину этого у руководителя налоговой инспекции, организовывавшего проверку и направившего материал в правоохранительный орган. Если устанавливается, что эти документы не были изъяты в проверяемой организации, то при допросе налогового инспектора, проводившего проверку, выясняются причины этого. Если уголовное дело возбуждено, выносится постановление о выемке этих документов, которая производится незамедлительно. Если же уголовное дело не возбуждено, то целесообразнее всего поручить налоговому инспектору, проводившему проверку, незамедлительно изъять и передать эти документы в правоохранительный орган. Если документы по каким-либо причинам утеряны, следует разыскать другие их экземпляры у контрагентов проверяемого субъекта хозяйствования, в банках, путем проведения выемок и обысков у заинтересованных лиц и т. д. В случае если принятые меры не дали результатов, работник правоохранительного органа должен получить консультацию у бухгалтера, экономиста, выяснить, какими другими документами можно подтвердить хозяйственные операции, по которым сокрыты налоги, произвести выемку других документов, отражающих эти операции (первичные, сводные документы, учетные регистры - журналы-ордера, бухгалтерские книги, карточки);

приложены ли к акту проверки объяснения или возражения руководителя проверяемого хозяйствующего субъекта? По существу выявленных нарушений налогового законодательства налоговый инспектор вправе получить объяснения должностных лиц, причастных к этим нарушениям.

В свою очередь налогоплательщик имеет  право представлять налоговым органам  объяснения и возражения в отношении  выводов и заключения налоговых инспекторов, обоснованные соответствующими документами. В объяснениях и возражениях может быть заключена информация, имеющая значение для принятия решения по материалу или уголовному (гражданскому, хозяйственному) делу. Возражения должностных лиц субъекта хозяйствования, который подвергался проверке, несмотря на то, что они проверялись налоговой инспекцией, должны быть внесены в перечень обстоятельств, подлежащих проверке при расследовании преступления или рассмотрении гражданских и хозяйственных дел.

Пояснения или возражения могут  быть получены непосредственно работником правоохранительного органа при проверке материала или допросе при расследовании уголовного дела;

  • приобщено ли к акту документальной налоговой проверки заключение налогового инспектора или решение руководителя налоговой инспекции по выводам, изложенным в акте, по существу возражений должностных лиц субъекта хозяйствования? Налоговый инспектор, проводивший проверку, должен дать письменное заключение по существу заявленных возражений. Оно прилагается к акту документальной налоговой проверки;
  • приложены ли к акту документальной налоговой проверки постановление налогового инспектора об изъятии документов и протокол изъятия (если производилось изъятие)? Если перечисленные документы были составлены налоговым инспектором при проверке, то их следует получить у него. В случае, когда они не составлялись, а уголовное дело возбуждено, следователь (дознаватель) должен решить вопрос о допустимости изъятых документов в качестве доказательства по делу (после допроса налогового инспектора, проводившего проверку, а также лиц, присутствовавших при изъятии документов).

При формальной оценке содержания акта документальной налоговой проверки необходимо выяснить следующие вопросы: какой субъект хозяйствования (юридическое лицо, предприниматель без образования юридического лица) был проверен, какие его точное наименование (установочные данные для предпринимателя), организационно-правовые формы хозяйствования, фактический адрес и адрес по учредительным документам, дата создания, место и дата регистрации, дата регистрации в налоговой инспекции как налогоплательщика, какие счета открыты в банках? Эта информация необходима для оценки фактической стороны акта документальной налоговой проверки. Сведения о счетах, которые не были сообщены налоговой инспекции, могут оказаться полезными при расследовании уголовного дела;

  • кто является учредителем субъекта хозяйствования? Если данные отсутствуют, они могут быть получены при осмотре учредительных документов;
  • указаны ли руководители субъекта хозяйствования? Если за проверяемый период была смена руководителей, разграничены ли периоды их ответственности? При отсутствии такой информации она устанавливается в процессе расследования путем допроса должностных лиц (в том числе и бывших);
  • указаны ли вид хозяйственной деятельности, дата получения лицензии (если вид деятельности лицензируется), субъект, выдавший ее? Данные сведения способствуют наиболее полному установлению сокрытых, заниженных объектов налогообложения;
  • указаны ли мотивы проведения проверки? Если они не указаны, то выясняются в процессе допроса налогового инспектора, проводившего проверку, или начальника налоговой инспекции. Эта информация поможет следователю (дознавателю) оценить в целом экономическое состояние и финансовую дисциплину субъекта хозяйствования;
  • указан ли последний налоговый период и проверен ли он? Данная информация поможет уяснить, насколько полно налоговым инспектором были проверены все налоговые периоды, которы стали предметом разбирательства, в том числе и последний;
  • указано ли, за какой период проводилась проверка? Это необходимо для определения: сколько было налоговых периодов по каждому виду налога и какая была в это время базовая величина (ставки налогов, как правило, привязаны к базовым величинам);

указан  ли метод проведения проверки (сплошной, выборочный)? Если в ходе проверки выявлены нарушения бухгалтерского учета или субъекг хозяйствования ранее подвергался налоговой проверке за нарушение налогового законодательства, проверка хозяйственной деятельности проводится сплошным методом.

При обнаружении  неполноты проверки работник правоохранительного органа должен потребовать от налоговой инспекции проведения повторной либо контрольной проверки;

  • указаны ли документы, которые подвергались проверке и на основании которых делались выводы о правильности исчисления налогов, занижении либо сокрытии объектов налогообложения? Ссылка на документы - это конкретное документальное подтверждение фактов нарушения налогового законодательства, что трудно оспорить или подвергнуть сомнению. Если налоговый инспектор, проводивший проверку, не указал документ, который подвергался исследованию, назначается контрольная налоговая проверка либо производится допрос налогового инспектора и главного бухгалтера хозяйствующего субъекта, а также производится выемка необходимых документов, допрос лиц, составивших их; документы приобщаются к уголовному делу;

сделаны ли выводы в заключительной части  акта? Налоговый инспектор, проводивший проверку, может их сформулировать в ходе допроса;

  • нет ли в акте оценочных решений, которые не вправе допускать налоговый инспектор? В актах документальных налоговых проверок встречаются такие выражения, как «ошибочно отнесены на издержки обращения», «ошибочно включены в издержки текущего периода обращения», «ошибочно отнесены на себестоимость», «допущена арифметическая ошибка», «совершено преступление». В первых трех случаях налоговый инспектор ориентирует должностных лиц, причастных к сокрытию, занижению объектов налогообложения, на отрицание умысла в их действиях. В процессе допроса налогового инспектора, проводившего проверку и составившего акт, выясняется точное содержание действий должностных лиц, не было ли допущено при составлении акта неточной формулировки характера этих действий. Окончательная оценка таким действиям дается следователем (дознавателем) и судом.

При оценке фактической стороны акта документальной налоговой проверки работник правоохранительного органа выясняет следующие вопросы:

  • какие факты сокрытия прибыли и доходов, иных объектов налогообложения отражены? Работник правоохранительного органа делает инвентаризацию (запись) таких фактов по однородным объектам налогообложения;
  • указан ли метод определения дохода от реализации продукции (работ, услуг)? Если он указан, но нет ссылки на нормативный акт (приказ, распоряжение), то необходимо истребовать копию данного правого акта и приобщить к материалам или уголовному делу; если не указан - допросить налогового инспектора, проводившего проверку, и назначить дополнительную проверку.

Если в акте нет четкого разделения сокрытых и заниженных объектов налогообложения, то, допрашивая налогового инспектора, необходимо четко разделить их в пределах каждого срока платежа - налогового периода. В том случае, если в акте отражена только общая сумма сокрытых объектов налогообложения и неуплаченный налог, то необходимо поручить органу налоговой инспекции, который проводил проверку, произвести дополнительную проверку или подготовить новый акт по результатам предыдущей проверки;

  • указаны ли суммы сокрытого и заниженного объекта налогообложения по каждому виду налогов и по срокам налоговых периодов? Если нет такой информации, она выясняется в процессе допроса налогового инспектора;
  • имеются ли ссылки на законы, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам, согласно которым проверяемый хозяйствующий субъект являет-« ся плательщиком того или иного налога; на нормативные акты, регулирующие ставки налогов для данного субъекта хозяйственной деятельности? В случае отсутствия таких данных их устанавливают в ходе допроса налогового инспектора;
  • указаны ли суммы налогов, причитающиеся с каждого заниженного, сокрытого объекта налогообложения (по видам налога) с нарастающим итогом по налоговым периодам за весь проверяемый период? Если нет такой информации, то она выясняется в процессе допроса налогового инспектора;
  • применялись ли налоговым инспектором отдельные проверочные действия (инвентаризация, встречная проверка документов, контрольное сличение остатков товарно-материальных ценностей и т. д.) и правильно ли они выполнены? Дня их оценки работнику правоохранительного органа необходимо проконсультироваться у опытных специалистов Комитета государственного контроля, ГКРУ Министерства финансов или аудиторской организации. Если вызывает сомнение правильность применения проверочных действий, необходимо допросить налогового инспектора, проводившего проверку, а затем в зависимости от полученных результатов решить вопрос о проведении дополнительной (контрольной) проверки;
  • указаны ли нормативные акты, нарушенные действиями налогоплательщика, которые налоговый инспектор квалифицировал как сокрытие или занижение прибыли и доходов, иных объектов налогообложения (налогооблагаемой базы)? Если они не указаны, необходимо допросить об этом налогового инспектора;
  • проследил ли налоговый инспектор отражение в сводной бухгалтерской отчетности, служащей основанием для исчисления налогов, обнаруженного в первичных документах сокрытия или занижения объекта налогообложения? При отсутствии такой информации необходимо допросить налогового инспектора и предложить ему составить такую схему;
  • установил ли налоговый инспектор должностное лицо (должностных лиц), которое исполнило в документах занижение или сокрытие объекта налогообложения? Если установил, то получены ли от этого лица объяснения? Если такой информации в акте нет и налоговый инспектор затрудняется на допросе дать ее, эти обстоятельства выясняются в процессе расследования (проводятся соответствующие экспертизы и т. д.);
  • указано ли, какие документы налоговый инспектор не принял для уменьшения налогооблагаемой базы и на каком основании? При любой ситуации по этому вопросу необходимо допрашивать налогового инспектора;
  • не оспаривало ли должностное лицо результаты документальной налоговой проверки в налоговой инспекции, которая проводила проверку, или в вышестоящей организации, а также в хозяйственном суде или суде общей юрисдикции? Если оспаривало, то какое решение принято по этому вопросу? Данная информация выясняется при допросе должностных лиц хозяйствующего субъекта, деятельность которого проверялась. При необходимости эти материалы получают в судах или налоговой инспекции;
  • перечислены ли в бюджет сокрытые или заниженные налоги (т. е. возмещен ли ущерб государству)? Если такой информации нет, ее получают в процессе расследования, при необходимости решается вопрос о гражданском истце.

Таким образом, оценка акта документальной налоговой проверки позволяет определить множество обстоятельств, подлежащих проверке до возбуждения уголовного дела либо в ходе его расследования, рассмотрения в Хозяйственном суде или суде общей юрисдикции, установление которых позволяет с высокой степенью достоверности судить о наличии или отсутствии в действиях должностных лиц хозяйствующего субъекта, плательщика налога, состава преступления.

Правоохранительные органы при  получении материалов налоговой проверки регистрируют их, принимают по ним решения в соответствии со ст. 174 УПК Республики Беларусь. О принятом решении в 10-дневный срок со дня принятия направляется в налоговый орган соответствующая информация (п. 76 Положения).
























Информация о работе Налоговая проверка