Налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

Налоговый контроль - особый вид деятельности компетентных органов, представляющий собой институт, без которого не обходится ни одно современное государство, применяя свою налоговую систему.
Анализ информации о положении в области налоговых правоотношений показывает, что белорусские юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели нарушают налоговое законодательство примерно в 60-70 % случаев.

Файлы: 1 файл

Nologovaya_proverka.docx

— 43.29 Кб (Скачать файл)

Изымаемые документы можно условно разделить  на легковосстановимые, трудновосстановимые, практически невосстановимые.

Легковосстановимые ~ бухгалтерские документы синтетического учета, сводный отчет; их, как правило, изымают последними.

Трудновосстановимые - первичные документы, платежные ведомости, акты выполненных работ, наряды, товарно- транспортные накладные. Эти документы теоретически могут быть восстановлены при проведении встречных проверок, а также свидетельскими показаниями.

Практически невосстановимые документы — документы, которые практически восстановить невозможно из-за больших материальных затрат и затрат трудовых ресурсов (хозяйственные договоры об экспертных поставках и др.).

При изъятии подлинных документов с них снимаются копии, которые  налоговый инспектор заверяет и  вручает лицу, у которого изымаются документы.

Налогоплательщик имеет право  при выемке документов делать замечания, которые по его требованию должны быть внесены в акт.

В ходе проведения налоговой проверки должностное лицо налогового органа для оказания содействия и помощи в установлении истинного состояния уплаты налогов может на основании ст. 72 Налогового кодекса, п. 4 Положения назначить налоговую экспертизу или использовать специалистов. Кроме того, п. 4 Положения разрешается налоговым органам во время проведения налоговой проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых наблюдений для контроля за соблюдением налогового законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты нарушения налогового законодательства. Но так как проведение экспертизы возможно только на договорной основе (ч. 1 ст. 72 Налогового кодекса), то должностному лицу налогового органа постановление целесообразно согласовывать со своим руководителем.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта (ч. 2 ст. 7 Налогового кодекса). В связи  с этим экспертное заключение лишь отвечает на вопросы, поставленные перед экспертом, окончательный же вывод по налоговому правонарушению делает должностное лицо налогового органа, проводящее проверку.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом, могут касаться:

  • законности хозяйственной операции, рыночной стоимости товаров, имущества, работ, услуг;
  • подлинности бухгалтерских документов; соответствия технологии производства количеству, качеству реализуемой продукции;
  • норм расхода сырья, объема выпускаемой продукции из определенного количества сырья;
  • объема и характера фактически выполненных работ и т. д.

Эксперт дает заключение в письменной форме. Если невозможно дать заключение, он должен сообщить об этом должностному лицу налогового органа.

При возникновении трудностей при  проведении выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа для участия в конкретных действиях  по налоговому контролю в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Республики Беларусь может на договорной основе привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, не заинтересованного е исходе дела. Он вправе знакомиться с материалами налоговой проверки, связанными с предстоящими конкретными действиями. При необходимости может быть приглашен переводчик, владеющий языком, знание которого необходимо для перевода (в том числе сурдолог, понимающий жесты немого или глухого физического лица).

В процессе проведения налоговой  проверки по поручению правоохранительных органов сотрудник Департамента финансовых расследований или оперативный работник службы БЭП либо следователь, назначивший налоговую проверку, обязан взаимодействовать с должностным лицом налогового органа, проводящим ее.

7.3. Оформление результатов налоговой проверки

По  окончании налоговой проверки в  соответствии с п. 59- 68 гл. 8 Положения  и ст. 78 Налогового кодекса Республики Беларусь должностное лицо налогового органа должно оформить ее результаты актом (при выявлении нарушений налогового законодательства) или справкой (не выявлено нарушений). Акт налоговой проверки должен быть выполнен машинописным способом или с применением печатающих устройств на одной стороне листа через полтора интервала, не менее чем в двух экземплярах и подписан налоговым инспектором (руководителем группы инспекторов) не позднее чем через пять рабочих дней со дня окончания налоговой проверки (п. 59 Положения).

Акт налоговой  проверки должен состоять из трех частей: введения, описательной части, итоговой части.

Введение содержит общие сведения о плательщике, основания назначения налоговой проверки, дату и номер предписания на проведение проверки, установочные данные лиц, проводивших проверку, информацию о начале и окончании налоговой проверки, месте составления акта, проверяемом периоде, должностных лицах налогоплательщика, принимавших участие в налоговой проверке, периоде их рабогы, наличии книги учета проверок, сведения о том, когда и кем была проведена предыдущая налоговая проверка, какие объекты налогообложения и каким методом были проверены.

Описательная часть состоит из двух разделов: в первом - излагаются факты нарушения налогового законодательства, указываются место и время их совершения, налоговое законодательство, которое нарушено, какая ответственность предусмотрена законодательными актами за совершенное налоговое правонарушение; во втором - описываются выявленные нарушения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.

В итоговой части акта отражаются итоговые суммы неуплаченных налогов (размер причиненного вреда), другие последствия налогового правонарушения и информация о принятых экономических санкциях. В акте должны соблюдаться объективность, ясность и точность описания выявленных недостатков со ссылкой на конкретные документы.

Не  включаются в акт налоговой проверки факты, не подтвержденные документами. В соответствии с требованиями хозяйственно-процессуального и уголовно-процессуального законодательства в акте налоговой проверки указываются:

  • дата и место составления;
  • основание назначения налоговой проверки, номер предписания на ее проведение, дата его подписания, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;
  • даты начала и завершения проверки (в случае перерыва - их период);
  • фамилия и инициалы проверяемого налогоплательщика (иного обязанного лица) - физического лица или наименование проверяемого плательщика (иного обязанного лица) - организации, местонахождение, фамилия и инициалы руководителя (и его должность), главного бухгалтера проверяемого хозяйствующего субъекта (иного обязанного лица) или других его представителей с обязательным указанием периода их работы, а также данные о других лицах, привлекаемых к налоговой проверке;
  • где зарегистрирован хозяйствующий субъект, каким решением, учетный номер плательщика, реквизиты его расчетного банковского счета;
  • наличие книги учета налоговых проверок, информация о произведенной в ней записи о данной налоговой проверке;
  • кто является распорядителем кредита за конкретный период;
  • кем и когда были проведены предыдущие налоговые проверки, каковы их результаты и принятые меры по выявленным фактам нарушения налогового законодательства; перечень проверяемых финансово-хозяйственных операций (документов), методы проверки и проверяемый период;
  • место, время (если оно установлено) и содержание совершенного налогового правонарушения; нормативные акты налогового законодательства, требования которых нарушены, установленная этим законодательством ответственность за их нарушение;
  • размер причиненного вреда (при его наличии), другие последствия выявленных налоговых нарушений;
  • должности, фамилии, инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение налогового законодательства;
  • аудиторская организация, которая проводила проверку, фамилия, имя и отчество аудитора, номер лицензии, дата данной проверки и проверяемый период;
  • результаты аудиторской проверки, замечания и как они устранены;
  • участники налоговой проверки;
  • документы, прилагаемые к акту налоговой проверки;
  • подписи должностных лиц налогового органа, проводившего проверку, руководителя, главного бухгалтера хозяйствующего субъекта;
  • отметка о получении одного экземпляра акта налоговой проверки должностным лицом субъекта хозяйствования (п. 60 Положения).

Должностные лица хозяйствующего субъекта в соответствии с п. 66, 67 Положения обязаны подписать  акт налоговой проверки с обязательным указанием продолжительности их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде.

Акт налоговой  проверки подписывает руководитель хозяйствующего субъекта, при его отсутствии - иной представитель, лицо, осуществляющее руководство бухгалтерским учетом, если в процессе налоговой проверки проводился контрольный обмер, - лица, принимавшие участие в контрольном обмере.

Должностные лица налогоплательщика вправе предоставить возражения по акту налоговой проверки в налоговый орган, проводивший ее, не позднее чем через 15 рабочих дней со дня подписания акта налоговой проверки (п. 71 Положения). По истечении указанного срока возражения к рассмотрению не принимаются. Законность и обоснованность возражений в течение 15 дней проверяются должностным лицом налогового органа, который проводил налоговую проверку.

По  ним составляется заключение в письменной форме, которое направляется налогоплательщику заказным письмом с уведомлением или вручается под подпись должностному лицу. Если противоречия не удается разрешить, то в течение 10 дней со дня поступления возражений назначается дополнительная налоговая проверка, которая проводится тем же налоговым органом, который проводил первоначальную проверку. Письменное заключение по дополнительной налоговой проверке не позднее чем через 10 рабочих дней после ее завершения вручается должностному лицу хозяйствующего субъекта или отправляется заказным письмом с уведомлением.

Должностное лицо налогового органа, проводившего налоговую проверку, в соответствии с п. 61 Положения несет ответственность за достоверность информации о выявленных нарушениях, а также установленных суммах вреда по налоговым правонарушениям, указанным в акте налоговой проверки. В свою очередь, за достоверность документов, сведений, фактов, указанных в представленных по требованию налогового инспектора справках, объяснениях, расчетах, несут ответственность должностные лица налогоплательщика, представившие эти документы. Необходимо отметить, что требования к составлению акта налоговой проверки аналогичны требованиям по составлению акта ревизии.

Акт налоговой проверки в течение  двух рабочих дней со дня подписания его проверяющим вручается под  подпись должностному лицу хозяйствующего субъекта или отправляется заказным письмом с уведомлением.

По итогам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа в  течение 30 дней со дня поступления  акта выносит решение:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное правонарушение;
  • об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное правонарушение;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;

передаче акта налоговой проверки в правоохранительные органы для  принятия решения.

Налогоплательщик имеет право  обжаловать решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса и п. 78 Положения. Жалоба подается в письменной форме в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа ее рассмотрения: если срок пропущен по уважительной причине, то по заявлению налогоплательщика он может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом. Кроме того, в данном пункте Положения определено, что жалоба на решение по акту налоговой проверки может быть подана налогоплательщиком в Хозяйственный суд в течение года со дня его вынесения.

При решении  вопроса о возбуждении уголовного дела о крытии, занижении прибыли, доходов и иных объектов нало] обложения  либо на начальном этапе его расследования, а так» же при рассмотрении дела судом общей компетенции или хо» зяйственным судом приходится обращаться к анализу акта налоговой проверки, поскольку он является первичным источником обобщенной информации о сокрытии, занижении объектов налогообложения, уклонении от уплаты налогов. Если изложенные в нем фактические данные по уклонению от уплаты налогов подтверждаются путем проведения судебно-бухгалтерской или финансово-экономической экспертизы, акт налоговой проверки является одним из источников доказательств. Следовательно, необходимо уделять серьезное внимание оценке акга документальной проверки на стадии возбуждения уголовного дела, а если оно возбуждено, то на начальном этапе расследования. Такая оценка позволяет выявить многие важные обстоятельства, подлежащие проверке в процессе расследования и рассмотрения дела в суде.

Оценку  акта документальной налоговой проверки условно можно разделить на три  этапа:

первый  этап - внешняя оценка, определение правильности оформления;

второй  этап - формальная оценка, проверка наличия обязательных реквизитов;

третий  этап - оценка содержания информации (фактических данных).

При внешней оценке акта документальной налоговой проверки подлежат выяснению следующие вопросы:

• первый ли экземпляр акта документальной налоговой  проверки представлен? К нему прилагаются постановление налогового инспектора и составленный им протокол изъятия и осмотра бухгалтерских и иных документов, объяснения и возражения должностных лиц, деятельность которых проверялась, выводы налоговой инспекции об их достоверности и законности обжалования. Если налоговая инспекция нарушила это требование, работник правоохранительного органа должен письменно потребовать предоставления первого экземпляра акта документальной налоговой проверки со всеми приложениями;

Информация о работе Налоговая проверка