Налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

Налоговый контроль - особый вид деятельности компетентных органов, представляющий собой институт, без которого не обходится ни одно современное государство, применяя свою налоговую систему.
Анализ информации о положении в области налоговых правоотношений показывает, что белорусские юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели нарушают налоговое законодательство примерно в 60-70 % случаев.

Файлы: 1 файл

Nologovaya_proverka.docx

— 43.29 Кб (Скачать файл)

Тема 7. НАЛОГОВАЯ  ПРОВЕРКА

7.1. Понятие и  виды налоговых проверок

Налоговый контроль - особый вид деятельности компетентных органов, представляющий собой институт, без которого не обходится ни одно современное государство, применяя свою налоговую систему.

Анализ  информации о положении в области  налоговых правоотношений показывает, что белорусские юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели нарушают налоговое законодательство примерно в 60-70 % случаев. Это свидетельствует о том, что в нашем государстве плохо соблюдаются финансовая, бюджетная и налоговая дисциплины, что и обусловливает необходимость налогового контроля.

Налог - обязательный, безвозмездный, безвозвратный платёж хозяйствующего субъекта и физического лица в пользу публичного субъекта, располагающего мерами государственного принуждения, в то же время не имеющего характера наказания и (или) компенсации.

Налоги - действенный инструмент, с помощью  которого государство влияет на развитие экономики страны, может стимулировать или затруднять этот процесс. Отрицательное влияние налогов на развитие сельского хозяйства сильно сказалось в 30-е гг. XX в., когда с помощью налогов и других принудительных мер административного характера был ликвидирован целый класс белорусского крестьянства. Неисполнение налоговых платежей расценивалось в БССР как преступление.

Налоговые правоотношения - общественные отношения, урегулированные налоговыми правовыми нормами, возникающие на основе исполнения юридическими и физическими лицами своих обязанностей по уплате налогов и контроля государством исполнения этих обязанное гей.

Принципы начо.'ообножсиия:

1) конституционные:

• соблюдение конституционных требований государства: парламент уетнннплшшет налоги (нолеизъявление народа);

  • принцип публичности цели взимания налога - интересы государства;

принцип эффективности налогообложения (налоги должны стимулировать развитие экономики, а не тормозить);

  • принцип приоритета фискальных (финансовых) целей (функция налогов фискальная, а не регулирующая);
    1. обеспечивающие соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков:
  • справедливость, определенность, удобность (Адам Смит); принцип юридического равенства налогоплательщиков; учет фактической способности налогоплательщика к уплате налогов; недопущение установления налогов дискриминационного характера;
  • недопущение установления дифференцированных ставок и льгот в зависимости от формы собственности, гражданства, места происхождения капитала;
  1. применение единой системы налогообложения:
  • взаимосвязь налоговой политики с конституционными принципами и налоговой системой государства;
  • четкое разделение налогов по уровню государственной власти;

недопущение установления налогов, нарушающих единое экономическое пространство государства.

Налоги - основной источник формирования бюджета государства. От добросовестности налогоплательщиков зависит успешность реализации важных государственных программ, особенно в социальной сфере.

Значительная роль в реализации налоговой политики государства отводится системе налогового контроля, который отслеживает правильность и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин), установленных налоговым законодательством.

Указ № 510 не дает определения понятия налоговой проверки. Вместе с тем в п. 1 Указа дано определение проверки . Налоговый кодекс Республики Беларусь также не дает понятия налоговой проверки, а только раскрывает виды налоговых проверок. Вместе с тем Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в пределах своей компетенции постановлением от 31 декабря 2009 г. № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами» раскрывает основные положения и процесс проведения налоговых проверок.

Налоговая проверка - это анализ бухгалтерской отчетности, балансов, налоговых деклараций, а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления налогов и своевременность их уплаты плательщиком, а также исполнение плательщиком иных требований налогового законодательства.

Налоговая проверка отличается от документальной ревизии прежде всего объемом  исследования хозяйственной деятельности.

Ревизией, как правило, охватывается вся хозяйственная деятельность, поскольку она является способом последующего контроля за производственной, финансово-хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования. Во время проведения ревизии устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативными актами. Задачи ревизии значительно шире, чем налоговой проверки, и прежде всего направлены на обеспечение экономической безопасности предприятия, совершенствование методов управления, выявление резервов, пресечение и предупреждение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь и хозяйствующему субъекту.

Ревизия, как и налоговая проверка, имеет четкий правовой статус. В  ее задачи входят: контроль плановых заданий, расхода сырья, энергоресурсов, сохранности имущества (собственности), выявление приписок, бесхозяйственности и др. Результаты ревизии оформляются актом, к которому предъявляются жесткие требования по содержанию информации.

Долгое время ревизия являлась основным способом выявления хищений, злоупотреблений (тогда экономика страны основывалась на государственной форме собственности, в том числе и на колхозно-кооперативной), налоговые преступления не допускались, так как предприятия государственной формы собственности были не заинтересованы в этом. В настоящее время,' когда хозяйственная деятельность основывается на разных формах собственности, собственник не заинтересован в полной мере вносить установленные государством налоги, укрывает объекты' налогообложения, совершая налоговые преступления. При расследовании налоговых правонарушений ревизия как форма применения экономических знаний не всегда целесообразна - нет необходимости в проверке всех сторон хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Министерством по налогам и сборам в этой связи проверяются объекты налогообложения субъекта хозяйствования и финансовые операции, связанные с этими объектами, т. е. налоговая проверка затрагивает финансовые результаты хозяйственной деятельности субъекта.

Налоговые проверки субъектов хозяйственной  деятельности, проводимые сотрудниками Министерства по налогам и сборам в соответствии с Указом № 510, могут  быть; плановые, внеплановые и тематические, оперативные. В соответствии со ст. 69- 71 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные, тематические, плановые, внеплановые, дополнительные, встречные. Налоговые проверки в соответствии с п. 1 Указа № 510 вправе проводить только государственные органы, их структурные подразделения, уполномоченные законодательством на осуществление налогового контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, и физические лица, которые включены в перечень контролирующих органов с указанием сфер контрольной деятельности, утвержденных этим указом. Пунктом 4 указа запрещено проводить налоговые проверки в течение двух лет со дня:

государственной регистрации организаций (кроме  созданных в процессе реорганизации) и индивидуальных предпринимателей;

  • присвоения учетного номера плательщика (обособленных подразделений организаций);
  • создания представительств иностранных организаций; первоначальной выдачи специальных разрешений (лицензий) лицам, осуществляющим частную нотариальную деятельность;
  • первоначальной уплаты лицами сбора за осуществление ремесленной деятельности и по оказанию услуг в сфере агро- экотуризма.

Далее, в пункте 5 Указа разъясняется, что запреты, изложенные в п. 4, не распространяются на внеплановые налоговые проверки, которые проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, при наличии информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве или совершении финансовых операций с нарушением законодательства (незаконные финансовые операции) на сумму свыше тысячи базовых величин, а также по инициативе правоохранительных органов по находящимся в их производстве уголовным делам и материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных преступлений и правонарушений, легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансировании террористической деятельности.

В соответствии с п. 7 Указа могут  назначаться плановые налоговые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

  • к высокой группе риска - не чаще одного раза в течение календарного года;
  • средней группе риска - не чаще одного раза в три года; низкой группе риска - по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Согласно приложенным к Указу  № 510 «Критерием отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок» к высокой группе риска относятся:

  • хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность с использованием бюджетных средств, в том числе государственных целевых бюджетных, внебюджетных фондов, государственного имущества или мер государственной поддержки;
  • организации с финансовой неустойчивостью в течение года;

организации, которые допустили  два и более случая непредоставления, несвоевременного предоставления или искажения информации налоговой отчетности за отчетный период, а также имеющие наличие более двух случаев в календарном году неуплаты, неполной уплаты или несвоевременной уплаты налогов, других обязательных платежей;

субъекты, у которых при предыдущих налоговых проверках были выявлены факты нарушения бухгалтерского законодательства, связанные с документальным оформлением приемки, отпуска, транспортировки, хранения и реализации товаров, работ, услуг;

субъекты, у которых отсутствуют  платежи по налогам, сборам при наличии  сведений о ввозе, приобретении, реализации товаров, работ, услуг за отчетный налоговый период;

субъекты, у которых выявлено несоответствие размеров платежей по налогам и сборам, доходов от реализации, отраженных в налоговой декларации, сведениям о фактическом ввозе и (или) реализации товаров за отчетный период;

« субъекты, которые не опубликовали бухгалтерскую отчетность, когда это обязательно;

субъекты, которые несвоевременно оплатили налог на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации;

  • субъекты, которые не выполнили в календарном году основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития, нормативы государственных социальных стандартов;
  • субъекты, которые не выполнили в календарном году государственный заказ;
  • субъекты, которые не осуществили такие виды деятельности, как банковская, страховая, лотерейная деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, производство, реализация, хранение алкогольной, табачной продукции и других подакцизных товаров, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, реставрация и благоустройство, международные автомобильные перевозки, сбор, хранение, транспортировка, использование, заготовка, переработка, отгрузка и реализация черных, цветных металлов, их лома и отходов, а также учет, сбор, хранение, транспортировка, использование, реализация редкоземельных металлов во всех видах и состояниях;
  • субъекты, которые занимаются торгово-посреднической деятельностью в области торговли автомобильными деталями, узлами и другими принадлежностями к автомобилям; оптовой торговлей радио-, теле- и видеоаппаратурой, древесиной и продукцией обработки древесины, строительными материалами, санитарно-техническим оборудованием, компьютерными и периферийными устройствами, розничной торговлей вне магазинов (за исключением выездной торговли);
  • субъекты, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность при отсутствии платежей по налогам, сборам (пошлинам), если в отношении их имеется достоверная информация о ввозе либо приобретении товара на территории других государств и реализации этих товаров на территории Республики Беларусь в отчетном налоговом периоде;
  • субъекты, которые осуществляют ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь товаров с использованием предусмотренных законодательством преимуществ по уплате таможенных платежей;
  • субъекты, которые осуществляют представительствами (филиалами) иностранных юридических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь, внешнеторговые операции в течение года на общую сумму, эквивалентную в 30 тыс. евро и более;
  • субъекты, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, если стоимость экспорта по данным таможенных деклараций превышает сумму выручки от реализации по данным налоговых деклараций или суммы займов и кредитов, полученных из-за пределов Республики Беларусь, значительно превышают сумму выручки хозяйствующего субъекта;

Информация о работе Налоговая проверка