Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 7
1.2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 13
2. ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 23
2.1. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ 23
2.2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.3. ПРИОРИТЕТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 44

Файлы: 1 файл

нал пол.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. При этом оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог  с физических лиц. Этот налог выплачивается  предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Сyществyют два вида налоговой  системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

Единая централизованная система налоговых органов состоит  из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Указами Президента РФ от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649 был создан новый финансово-хозяйственный блок в нынешнем правительстве страны. Он представлен Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов. Министерства по налогам и сборам в структуре исполнительной власти больше нет. Оно преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая состоит в подчинении у Минфина.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении  Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения  нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

ФНС РФ находится в  ведении Минфина РФ.

Минфин РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления,  уполномоченные в  области  финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Новая структура государственного управления четко разделяет функции Минфина и ФНС. Оба они являются федеральными органами исполнительной власти. Однако задачи Минфина ограничиваются тем, что он будет формировать и регулировать государственную политику в области финансов и налогов. Заниматься контрольно-надзорной деятельностью министерству запрещено.

ФНС, наоборот, обязана  следить за соблюдением налогового законодательства, но не имеет права  вмешиваться в его создание.

Конкретные функции  Минфина перечислены в постановлении  Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации". В частности, Минфин должен:

  • подготавливать нормативные акты в области бюджетного, налогового, валютного и бухгалтерского законодательства, а также в сфере таможенных платежей;
  • утверждать формы налоговых деклараций, методических рекомендаций и других нормативных актов по применению налогового законодательства, а также в области ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Четкого перечня функций  Федеральной налоговой службы пока нет. Нет и положения о ФНС, в котором должны быть зафиксированы права и обязанности нового ведомства и его чиновников. Тем не менее Закон N 58-ФЗ был официально опубликован 1 июля. Его статьи 54 и 62, которые вносят изменения в Налоговый кодекс, вступают в силу с 1 августа 2004 года.

Инспекции субъектов РФ составляют второй уровень системы. К третьему уровню относят государственные  налоговые инспекции (ГНИ) городов  областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского подчинения. Третье звено является главным, обеспечивающим практический сбор налогов.

Центральный аппарат ФНС РФ включает следующие подразделения:

1. Управление налогообложения прибыли  (дохода) юридических лиц, состоящее  из отделов:

    • налогообложения прибыли государственных предприятий;
    • налогообложения прибыли негосударственных предприятий;
    • налогообложения прибыли общественных организаций;
    • налогообложения банков, бирж и операций с ценными бумагами;
    • аналитической и методической работы.

2. Управление налогообложения природных ресурсов и земельного налога, имеющее отделы:

    • налогов на землю;
    • налогов на природные ресурсы;
    • анализа механизма налогообложения АПК.

3. Управление налогообложения  физических лиц, куда входят  отделы:

    • подоходного налога;
    • имущественных налогов;
    • методологический;
    • аналитической работы.

4. Управление местных и других налогов и сборов с его отделами:

    • местных налогов;
    • налога на имущество;
    • государственных пошлин и сборов.

5. Управление косвенных  налогов, включающее отделы:

    • налога на НДС;
    • акцизов;
    • экономико-аналитической работы.

6. Управление внешнеэкономического и международного налогообложения, включающее отделы:

    • налогообложения внешнеэкономической деятельности предприятий;
    • налогообложения иностранных юридических лиц;
    • международного налогообложения;
    • налогообложения валютно-финансовых операций;

7. Управление поступлений в государственные фонды и доходы от приватизации, состоящие из отделов:

    • отчислений во внебюджетные социальные фонды;
    • платежей в дорожные и производственные фонды;
    • доходов от приватизации;
    • организационно-методологической работы.6

Каждое управление ФНС РФ специализируется на одном из видов налогообложений и решает задачи анализа практики применения действующего законодательства, разработки концепции налоговой политики в своем секторе, участия в подготовке законодательных актов, разработки инструктивного материала и методических рекомендаций, организации контрольных проверок и т.д. Ряд управлений, например, юридическое, административного и финансового обеспечения, управление делами осуществляют вспомогательные функции.

Налоговые инспекции  субъектов РФ не содержат жесткой регламентации. Структура и штатное расписание этих звеньев утверждаются руководителями соответствующей налоговой инспекции в пределах установленного им фонда оплаты труда. Функциональная и структурная схемы краевой, областной и равной им налоговых инспекций строятся с учетом региональных особенностей, например, если районная или городская инспекция контролирует полноту и своевременность налоговых платежей, то структуры инспекций по субъектам РФ решают задачи в большей степени путем реализации организационно-методических функций.7

 

2. Черты современной налоговой политики РФ

2.1. Методы осуществления налоговой политики и проблемы налоговой политики на современном этапе в РФ

Параметры налоговой  системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством мероприятий направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. Налоги и налогообложение.

Управление заключается  в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых  органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) – деятельность финансовых и налоговых  органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества. 

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и  налоговыми органами лицам, ответственным  за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах  и сборах,  применение которых на практике вызывает у них затруднения. Льготирование – деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков возможность не уплачивать налоги и сборы. Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах.

Принуждение есть деятельность налоговых  органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством  применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно  ответственными за проведение налоговой  политики.

Так, Минфин России разрабатывает  совместно с МНС России и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в РФ. Для осуществления управления налогообложением в структуре центрального аппарата МНС России созданы: Департамент налоговой политики и совершенствования налогового законодательства, Административно-контрольный департамент, Департамент методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения, Департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж, Департамент по работе с крупными налогоплательщиками, реструктуризации задолженности и принудительному взысканию недоимки, Департамент контроля налоговых органов и другие структурные подразделения.

Информация о работе Налоговая политика