Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 7
1.2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 13
2. ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 23
2.1. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ 23
2.2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.3. ПРИОРИТЕТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 44

Файлы: 1 файл

нал пол.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Сейчас, кажется, уже ни у кого не остается сомнений, что  далее такое положение нетерпимо и что перемены в налоговой системе неизбежны. Разногласия существуют лишь в том, что предлагается менять в  налоговой системе, в какой последовательности и в какие сроки. Если взять налоговую систему в целом, то перемены возможны и  необходимы - и в налоговой политике, и в налоговой технике, и  в налоговом праве. Замена налога с оборота на НДС привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что привело к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала; слабость налогового контроля в сфере торговли и посреднических операций стимулирует массовое перемещение капиталов в краткосрочные и спекулятивные операции; возврат НДС для экспортеров фактически создал ситуацию прямого финансирования государством экспорта исключительно сырьевых товаров - в ущерб экспорту готовой продукции (которая пока неконкурентоспособна на мировых рынках и потому этой льготой воспользоваться не может); низкие ставки амортизационных отчислений, и слабый контроль за их использованием способствуют проседанию основного капитала в базовых, капиталоемких отраслях производства. Очевидно, что все это никак не способствует восстановлению производства и развитию инвестиционной активности в стране, а, значит, прямо противоречит провозглашенным целям экономической политики.

Другой пример. Ускоренный переход к прогрессивному налогообложению  доходов граждан на основе налоговых  деклараций вызвал целый ряд проблем, которые нельзя решить без огромных финансовых затрат (на переоснащение и компьютеризацию налоговых органов, на переподготовку кадров, на введение системы учета налогоплательщиков и т.д.) и без соответствующих организационных мер в смежных государственных структурах. Между тем эти же налоговые результаты могли бы быть достигнуты, по мнению автора, более скромными средствами и без столь серьезного вмешательства в частную жизнь граждан. В сфере социального страхования и обеспечения за основу принята западная модель, характеризуемая высоким уровнем страховых взносов и массовым охватом населения пенсионным обеспечением. В России такое заимствование приводит к избыточному налогообложению производственной сферы, к вытеснению частного накопления государственным, и к прямой потере части накопленных страховых взносов (из-за отсутствия в стране возможностей безрисковых инвестиций в производительном секторе).

Таким образом, принятая налоговая политика ориентируется  на воссоздание в России западной модели налогообложения, которая становится эффективной только на достаточно продвинутой стадии, при условии крупных разовых инвестиций в создание инфраструктуры налоговых органов, разветвленной и дорогостоящей системы налогового контроля, непременного соучастия и понимания со стороны широких масс налогоплательщиков.

Наиболее важные реформы  налоговой системы были реализованы  в программе 2000-2002 года. Речь идет в  частности о следующих мерах:

  • Отмена неэффективных «оборотных» налогов;
  • Существенное снижение налогообложения фонда оплаты труда за счет введения пропорциональной шкалы и снижения социальных отчислений;
  • Новый режим и снижение ставки налога на прибыль;
  • Введение налога на добычу полезных ископаемых, что стало важным шагом в направлении изъятия в доход государства части природной ренты, образующейся у пользователей недр;
  • Реформирование системы налогообложения малого бизнеса;
  • Отмена налога с продаж и налога на покупку иностранной валюты.

Эта масштабная программа  была проведена в беспрецедентно короткие для мировой практики сроки. Следствием этих мер стало более  равномерное распределение налоговой  нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост.

 

Таблица 3.3

Динамика изменений  налоговой нагрузки

 

2000г

(факт)

2001г (факт)

2002г (факт)

2003 (бюджет)

Отношение объема налоговых доходов  к ВВП %

33,5

33,9

32,9

30,7

То же без учета роста цен  на нефть

31,8

32,0

30,6

29,5


 

Несмотря на общее  снижение налоговой нагрузки, удалось  обеспечить опережающее по сравнению  с ростом ВВП увеличение доходной базы бюджетов всех уровней. Это было возможно в значительной степени  за счет высоких мировых цен на нефть, что обеспечило ежегодное получение дополнительных доходов в объеме около 2% к ВВП. Важным источником увеличения доходов стала ликвидация особых условий налогообложения в ЗАТО и г. Байконуре. Это позволило единовременно увеличить доход на 1,6% к ВВП. Однако на будущее этот резерв исчерпан.

На Западе сейчас интенсивно обсуждается ряд интересных проектов упрощения системы налогообложения, вплоть до перехода к системе единого  налога на расходы, при которой обложению  будут подвергаться только потребительские  расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций (и граждан и предприятий) получат полную свободу от налогов как общественно-полезные и поддерживаемые государством.

Что касается снижения налоговых  ставок, то эти процессы идут практически  во всех странах (может быть за исключением России), и страны, наиболее продвинувшиеся в этом направлении, добиваются наибольших успехов в экономическом и социальном развитии. Если же говорить об условиях международной конкуренции, то сейчас на мировом рынке особые преимущества имеют те страны, которые проводят рациональную сдержанную налоговую политику. Эти страны привлекают значительную долю иностранных инвестиций, поскольку инвесторы принимают решения, не в последнюю очередь ориентируясь на размер налоговых ставок; в них ускоренно формируется широкая прослойка состоятельных собственников, что является основой благосостояния страны, её политической и экономической стабильности. Анализ по этому показателю приводит к заключению, что большинство из них решило или решает следующие основные задачи:

  • установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых, отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы получателей доходов;
  • установление таких правил расчёта налогооблагаемой массы, при которых инвестиции в производство и производительное накопление граждан и предприятий фактически полностью освобождается от налогообложения.

Налоговые стимулы могут  создаваться центральными, региональными  или местными органами власти. Они  представляют собой специальные  ставки, налоговые каникулы или освобождение от налогов для новых инвестиций. Ставка налога с корпораций. Некоторые правительства предлагают снижение ставки корпоративного налога для иностранных инвесторов. Снижение ставки корпоративного налога может применяться ко всем инвестициям из-за границы или только по вкладам в конкретных регионах или отраслях. Отдельные отрасли. С целью ускорения развития или укрепления позиций отдельных отраслей правительства могут предлагать налоговые стимулы для инвестиций в этой отрасли. Содействие экспорту. Налоговое поощрение экспорта, как правило, связано с обложением пониженными ставками или освобождением от налогов, получаемых от экспорта прибылей корпораций. Кроме этого важную роль в стимулировании экспорта может стать  создание федерального агентства по предоставлению гарантий под экспортные контракты российских фирм, а также института по страхованию экспортных кредитов. Налоговые каникулы. Так называются периоды времени, в течение которых компания освобождена от тех или иных налогов. Продолжающийся незаконный отток капиталов из страны, достигающий 15-20 млрд. долл. в год, обусловливает необходимость расширения направлений государственного регулирования и контроля за расходованием иностранной валюты российскими предприятиями и организациями. В этих целях Центральный Банк РФ утвердил 30 декабря 1999 г. инструктивный документ - Указание № 721- У "О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности". Согласно этому Указанию, покупка юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке России для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, перечисленных в приложении к этому Указанию, осуществляется при условии предоставления юридическим лицом-резидентом в исполняющий коммерческий банк заключения Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности. Неуклонное выполнение требований указанных инструктивных документов будет содействовать рациональному расходованию иностранной валюты российскими предприятиями, фирмами и организациями. Объявление правительством в одностороннем порядке отсрочки погашения иностранных кредитов коммерческим структурам России имело крайне отрицательные последствия. Хотя не все банки потеряли ликвидность, оно подорвало доверие населения и инвесторов ко всей финансовой системе России и затруднило проведение инвестиционных проектов, имеющих определяющее значение для развития народного хозяйства, сделало невозможным участие российских финансовых структур в совместных проектах в области развития малого и среднего бизнеса, ипотеки и высокотехнологических инвестиционных проектов. После введения в действие главы 23 “Налог на доходы физических лиц” Налогового кодекса РФ налоговые поступления от физических лиц значительно возросли. В настоящей статье руководитель Департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС России, государственный советник налоговой службы III ранга В.М. Акимова и заместитель начальника отдела консультационных услуг ГНИИ РНС, государственный советник налоговой службы II ранга М.П. Сокол, используя конкретные цифры, анализируют поступление налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации в 2003 году, а также разъясняют, какие факторы способствовали увеличению поступлений данного налога.

Не менее важной для  физических лиц является система  имущественных налогов, предусмотренная  российским законодательством. Имущественные  правоотношения регулируются, прежде всего, нормами гражданского законодательства, в котором одной из наиболее сложных отраслей является наследственное право, рассматривающее в качестве основного предмета приобретение права собственности на то или иное имущество путем наследования. В настоящей статье советник налоговой службы Российской Федерации II ранга, специалист Департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС России Л.Н. Крыканова рассматривает основные положения действующего законодательства, касающегося налогообложения граждан:

  • налогом с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
  • налогом с наследственного имущества;
  • налогом с подаренного имущества.

По оперативным данным Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам, задолженность  по налогу на прибыль (доход) предприятий, организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, на 1 июня 2001г. составила 43,6 млрд. рублей (за май с.г. - увеличилась на 3,7%), в том числе недоимка - 33,4 млрд. рублей (на 3,6%).

2.3. Приоритеты налоговой реформы Российской Федерации

Успешность развития страны, в том числе зависит  от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный деловой климат и др.). Поэтому одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынк капиталов и других инвестиционных ресурсов.

В настоящее время  имеет место определенный дисбаланс  в уровне налоговой нагрузки на сырьевой сектор и остальные отрасли экономики. Это не способствует развитию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, не стимулирует приток инвестиций в эти отрасли. Поэтому другим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики.

Налоговая реформа также  коснется выравнивания налоговой нагрузки между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной и той  же экономической деятельностью. Различия в уровне налогообложения таких  хозяйствующих субъектов создают  неравные конкурентные условия для отдельных налогоплательщиков.

Основной целью дальнейших мер по проведению налоговой реформы  должно стать завершение создания налоговой  системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Достижение минимально возможной справедливой налоговой нагрузки, т.е. налоговое бремя не должно стать препятствием экономическому росту. Это особенно коснется обрабатывающих отраслей и сферы услуг. Такое снижение эффективно только при условии проведения других институциональных и структурных преобразований. По опыту стран с переходной экономикой, налоговые реформы могут реально улучшить инвестиционный климат только одновременно с реформированием банковского сектора (для содействия трансформации сбережений в инвестиции); преобразованием естественных монополий с целью предоставления доступа к их услугам всем потребителям по рыночным ценам. С целью избежания дефицита государственных финансовых ресурсов снижение налоговой нагрузки должно осуществляться только при условии относительного сокращения бюджетных расходов.
  2. Реформирование системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы. Это реформирование будет осуществляться одновременно с реформой межбюджетных отношений и решением вопроса финансовой обеспеченности региональных и муниципальных бюджетов. Реформа местного самоуправления будет проводиться с учетом разграничений расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. В это связи будут внесены соответствующие поправки о порядке закрепления налоговых доходов за территориальными образованиями.
  3. Совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов. От того, насколько совершенной будет система, позволяющая определить объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок исчисления и уплаты налога во многом зависит степень учета интересов налогоплательщика в налоговых отношениях. Реформа затронет вопросы упрощения налоговой системы, уменьшения числа налогов, ориентации на налоги, стимулирующие мотивацию к росту прибыли и личных доходов, отказ от теневой деятельности.
  4. Улучшение системы налогового контроля и изменение системы налоговой ответственности - улучшение контрольных функций, сведение к минимуму мер текущего контроля, сосредоточение контроля на ключевых сферах, исключение дублирования контрольных полномочий.

Требует совершенствования  и система налоговой ответственности, т.к. судебный порядок взыскания  санкций приводит к огромному  объему судебных дел. Зачастую рассмотрение дела в суде превращается в простую формальность, которая, однако, приводит к дополнительным государственным расходам. Поэтому планируется четко распределить компетенцию по привлечению к налоговой ответственности. Возможно, судебные разбирательства будут необходимы только для тех случаев, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа и отказывается от уплаты санкций.

Информация о работе Налоговая политика