Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:19, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение основных положений о налоговой политике Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие налоговой политики;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, значение налоговой политики РФ 4
2. Основные направления налоговой политики РФ 14
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Файлы: 1 файл

Павел Налоговая политика РФ.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность  темы. Востребованность концептуальной разработки проблем налоговой политики определяется решающей ролью для государства сферы налоговых отношений, сложных и противоречивых по своей природе. Россия переживает период становления их цивилизованных форм. Возрастает стабилизирующая роль налоговой системы как фактора обеспечения устойчивости динамики экономического развития страны. Без ведения мобильной и научно-обоснованной налоговой политики государственное регулирование во всех сферах жизни региона: экономической, социальной, политической - лишено перспективы. Дефицит научных разработок проблем налоговой политики в условиях поиска новых подходов к их решению, позволяющих обеспечить большую эффективность налогообложения, актуализирует постановку проблемы проведенного исследования.

Объектом  исследования в работе выступают общественные отношения в области проведения налоговой политики государства.

Предметом исследования является налоговая политика РФ.

Целью исследования является изучение основных положений о налоговой политике Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать  понятие налоговой политики;

- рассмотреть  основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.

Методологической  основой работы являются: метод системного анализа, метод сравнительного правоведения и другие способы научного познания.

1.  Понятие, значение налоговой  политики РФ

 

 

В работах, посвященных  налогово-правовому регулированию, авторы довольно часто в той или иной связи ссылаются на проводимую государством налоговую политику. Термин «налоговая политика» является давно уже общепринятым и встречается в названиях работ, опубликованных еще в конце XIX - начале XX в. Современные исследователи в большинстве своем упоминают отдельные направления налоговой политики и обозначают некие ее результаты1. Лишь отдельные правоведы уделяют налоговой политике подобающее внимание в своих научных трудах2.

По мнению И.И. Кучерова, категория налоговой политики во многом является исходной, особенно когда речь идет о правовом регулировании сферы налогов и сборов, а сама она фактически и определяет состояние и параметры налоговой системы, содержание налоговых правоотношений3.

Политика имеет множество измерений и характеристик, свойств и проявлений. Богат ее субъектный состав. Она изменчива и динамична, всеохватна и вездесуща. Политическое пространство сегодня настолько расширилось, что стало фактически адекватным общечеловеческому пространству. Политика органически вплетена во всю общественную жизнь. Никто не может укрыться от политического воздействия, избегать влияния политических страстей, волны которых докатываются до самых отдаленных уголков страны и мира. Каждый является вольным или невольным носителем политического сознания. Исходя из выделенных выше свойств политики, ее определяют как объективно обусловленное и целенаправленное участие большинства масс людей, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом, с помощью использования властных механизмов4.

Реформа налогообложения, проводимая в России в течение  нескольких лет, в значительной степени  расширила круг реальных налогоплательщиков, напрямую связала их имущественные интересы с размером и способами изъятия в бюджет части доходов физических и юридических лиц.

Значение налогов как  части бюджетов и как политического  инструмента нередко связывают  с феноменом государственной  власти. Именно становление государственной  монополии на легитимное физическое (по М. Веберу) и символическое (по П. Бурдье) насилие приводит к образованию поля или сферы действия политики - пространства борьбы за монопольное обладание выгодами, связанными с этой монополией.

Практически все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства являются плательщиками налогов. Поэтому недоработки в налоговом законодательстве напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан. Изменилось и отношение государства к налогоплательщикам. Верно замечает Н.И. Матузов5, что государство, стоящее над личностью, не может считаться правовым. В такой ситуации закономерно обращение ученых-правоведов и практических работников к проблеме налогообложения в РФ.

Любой элемент налоговой  политики так или иначе связан с властью, предполагающей в качестве важнейшего компонента силу, принуждение. Вышеуказанное непосредственно относится к исследуемой нами проблеме политизации налогов сквозь призму конституционного правосудия в регулировании налоговых правоотношений6. Признак властных отношений, составляющих предмет налогового права, является доминантой в характеристике его сущности. Неслучайно в НК РФ установлено, что «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения...».

Принятие законов о  налогах всегда было результатом компромисса противоборствующих политических сил. Как справедливо замечает С.Г. Верещагин7, исследование сущности налогов показывает, что эта часть жизни людей (уплата налогов) является одной из самых напряженных (в экономическом и правовом смысле) взаимоотношений между государством и гражданином и что на определенном этапе своего развития налоги можно рассматривать как политическую категорию. Основой этой политической категории является государство, которое, будучи наиболее важным институтом политической системы, обеспечивает реализацию конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных и т.п.) в пределах определенной территории. Создание и функционирование таковой всегда сопровождаются образованием поля власти, т.е. пространства, на котором различные политические силы борются между собой за власть, в том числе и за право принудительно взимать налоги с населения.

Обязанность уплаты налогов  и сборов закреплена в Конституции  РФ8. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы. Смысл этого требования состоит в том, что изменения, вносимые в законодательство, не должны пагубно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, подрывать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности правопорядка. Это правило развивает ряд наиболее общих конституционных начал, закрепленных в ст. 7 (ч. 1), 15 (ч. 3), 34 (ч. 1) Конституции РФ. Таким образом, из Конституции РФ вытекает императивный характер налогов, что требует специального налогового законодательства. Конституционный принцип единства экономической политики обуславливает принцип единства системы налогов. Однако его значение этим не ограничено. Он предъявляет определенные требования не только к перечню налогов, но и к содержанию законов о налогах, принимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях9.

Так, французские ученые Ж. Тиксье и Г. Жест подчеркивают, что «власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны: Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством»10. Таким образом, налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.

При осуществлении налоговой  политики установленные законом  правовые нормы реализуются при  регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых  налоговым методом. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, оказываются экономически не обоснованными. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства.

Налоговое регулирование  входит в систему как внутренних, так и внешних функций государства. Осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства, однако представляется возможным говорить и о самостоятельной финансовой функции государства. В различных изданиях она называется по-разному: «функция финансового контроля», «функция налогообложения и взимания налогов» и т.д. Содержание финансовой функции государства составляет деятельность по сбору денежных средств (прежде всего через налоги, а также через иные финансовые сборы, пошлины, платежи) и распределению денежных средств (составление бюджета, кредиты и т.д.). И налоговая и бюджетная политика могут иметь различную направленность. В частности, то или иное государство может проводить мягкую налоговую политику или, наоборот, устанавливать довольно значимые налоги на доходы граждан и организаций. Значение этой функции не требует особых комментариев: именно от этого направления деятельности прямо зависит степень осуществления иных функций государства, прежде всего социальной, культурной, экологической.

Налоговые платежи представляют собой основной источник поступления денежных средств в казну государства. Однако следует отметить, что налоговые платежи - это не единственный источник поступления доходов в казну. В соответствии с п. 1 Бюджетного Кодекса РФ денежные доходы государства образуются за счет налоговых и неналоговых доходов. Примером налогового дохода является налог на доходы физических лиц. Примером неналогового дохода являются доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, доходы от выпуска государственных и муниципальных займов, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.

Известный исследователь  налогов И.М. Кулишер спрашивал: «В чем же сущность налога в многообразных его формах и видах? Не в принудительности взимания, ибо и пошлина принудительна. Кто желает воспользоваться услугами правительства или путешествовать по железной дороге, также обязан ее уплатить, как он подлежит налогу, если владеет домом или потребляет сахар; отказ от обращения к казенному учреждению или поездки столь же освобождает его от пошлины, как продажа дома от подомового налога или готовить чай без сахара от сахарного акциза»11.

Конституционный Суд РФ видит  различие между налогом и пошлиной не столько в самой свободе выбора, сколько в правовых последствиях неуплаты того или иного платежа. Неуплата налога чревата принудительным взысканием недоимки, применением санкций. Неуплата пошлины влечет за собой отказ соответствующего государственного органа от совершения необходимых юридически значимых действий (оставление искового заявления без движения или его возврат, возврат самого заявления о регистрации права и т.д.). Вышеуказанные примеры, а также более широкий научный анализ финансовых идей и их воплощение в государственно-правовые решения приводят к выводу, что налоговое законодательство в целом никогда в условиях рынка не было и, видимо, никогда не будет адекватным выражением экономических требований в том виде, в котором они научно осознаны и концептуализированы. Причина этого как раз и кроется в политической напряженности этих отношений, которые формируются в рамках политического процесса12.

Налоговую политику осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом, непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является Министерство финансов РФ, а органом, ответственным за ее выработку и осуществление с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных денежных платежей, - Федеральная налоговая служба.

Налоговая политика, являясь  частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий государства в налоговой сфере. Наряду с политикой в области ценообразования, кредита, денежного обращения и т.д. налоговая политика должна проводиться в рамках единой согласованной финансовой политики, так как оказывает огромное влияние на экономику. А.И. Пономарев и Т.В. Игнатова всю совокупность задач налоговой политики разделяют на три группы: фискальная - мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами; экономическая, или регулирующая, - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем; контролирующая - обеспечивает контроль за деятельностью субъектов экономики13.

Одна из основных задач  государственной налоговой политики на современном этапе - создание благоприятных  условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Конституции зарубежных стран  отводят принципу равного налогового бремени второе место после принципа установления налогов законами, что  свидетельствует о его особом значении. Так, согласно ст. 31 Конституции Испании, «каждый участвует в финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, основанной на принципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая ни в коем случае не должна предусматривать конфискацию». Статья 53 Конституции Итальянской Республики определяет, что «все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своей налоговой платежеспособностью». В Португалии признано, что подоходный налог должен способствовать уменьшению неравенства, быть единым и прогрессивным, учитывающим потребности и доходы членов семьи; обложение налогом предприятий должно основываться на их реальном доходе14.

Конституционный Суд РФ указал, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых Федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма»15. Принцип равного налогового бремени вытекает из ст. 8, 19, 57 Конституции РФ. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных оснований, носящих дискриминационный характер16. С.Г. Пепеляев относит принцип равного налогового бремени к группе основных принципов налогообложения и сборов, обеспечивающих реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков, тем самым подтверждая то, что принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности.

Информация о работе Налоговая политика