Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:19, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение основных положений о налоговой политике Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие налоговой политики;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, значение налоговой политики РФ 4
2. Основные направления налоговой политики РФ 14
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Файлы: 1 файл

Павел Налоговая политика РФ.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Налогообложение ограничивает право собственности, закрепленное в ст. 35 Конституции РФ. Как, на любое ограничение основных прав и свобод человека и гражданина, на налогообложение распространяются требования ст. 55 Конституции РФ о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Поэтому любой закон о налогах необходимо сопоставить с указанными в ст. 55 Конституции РФ основными ограничениями прав и свобод. В результате принцип соразмерности по своему содержанию тесно связан с принципами приоритета финансовой цели взимания налога и равного налогового бремени, поскольку все эти принципы регламентируют условия определения размеров налоговых обязательств.

Налоговая политика, осуществляемая федеральными органами, по мнению И.И. Кучерова, требует уяснения основных ее методов17. В данном случае следует исходить из того, что к числу таковых можно отнести методы управления, информирования, консультирования, воспитания, льготирования и контроля, а также принуждения. Анализ практики налогообложения показал, что до недавнего времени финансовыми налоговыми органами преимущественно использовались методы контроля и принуждения, теперь же достаточно активно наряду с ними осуществляется информирование, консультирование и воспитание налогообязанных лиц. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать мнение налогоплательщиков.

С учетом изложенного, государственную  налоговую политику можно определить как совокупность организационно-правовых мероприятий, осуществляемых наделенными  соответствующей компетенцией органами государственной власти, посредством использования специфических методов с целью создания эффективной, справедливой и экономически обоснованной налоговой системы, отвечающей финансовым интересам государства и общества.

Конституционное закрепление  отношений по поводу установления и взимания налогов и сборов свидетельствует о придании особой значимости налоговым платежам и связанным с ними отношениям. Эта значимость определяется прежде всего необходимостью формирования доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства, а также ролью последнего в процессе регулирования экономических отношений в стране. В идеале можно утверждать, что законодательный финансовый акт является выражением концептуализированных экономических требований, скорректированных с учетом реального баланса интересов политических сил. И, таким образом, принятие такого акта всегда имеет место в условиях противоречий между предложенной моделью его экономического содержания и политико-правовой формой18.

Налоговое законодательство, воплощая сегодня в себе правовую политику налоговой справедливости, является весьма эффективным средством ее претворения в жизнь. Это осуществляется двумя путями. Прежде всего, через деятельность налоговых, финансовых и других органов, непосредственно реализующих налоговые нормы. Однако практика показывает, что нередко налоговые органы неверно трактуют положения налогового законодательства. В связи с этим воплощение в жизнь правовой политики налоговой справедливости осуществляется, кроме того, через деятельность судебных органов, которые при разрешении налоговых споров восстанавливают нарушенную законность и справедливость, руководствуясь нормами налогового законодательства.

На важность исследования взаимосвязи финансовой политики, а значит и налоговой, обращал внимание известный французский ученый Поль Мари Годме, подчеркивая, что финансовое право находится не только на стыке юридической и экономической наук, но оно тесно связано также с политической наукой, которая позволяет лучше понять действие финансовых механизмов, а глубокое исследование финансовых операций, в свою очередь, позволяет полнее раскрыть некоторые политические явления. С учетом сказанного можно утверждать, что политический процесс в налоговой сфере характеризуется масштабностью и предельно широкой включенностью в него различных политических сил.

2. Основные направления налоговой  политики РФ

 

К настоящему времени  формирование основ российской налоговой  системы в целом завершено. Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Вместе с тем проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль будет динамично меняться.

Необходимо  отметить следующие цели налоговой  политики:

1. Отказ от  увеличения номинального налогового  бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

2. Повышение  эффективности и нейтральности  налоговой системы.

Возможности «механического» снижения налоговой нагрузки на экономику, например за счет уменьшения налоговых ставок, практически исчерпаны. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки возможно, прежде всего, за счет повышения качества налогового администрирования19.

В 2006-2011 гг. принят комплекс поправок в налоговое законодательство, направленных на совершенствование налогового администрирования и затрагивающих наиболее конфликтные стороны взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, которые возникают в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки.

Значительное  место занимают изменения, связанные  не только со сроками совершения налоговым  органом тех или иных действий, но и с содержанием принимаемых  им решений, затрагивающих права налогоплательщика.

Совершенствование налогового администрирования определяется не только законодательством, оно требует  изменения культуры и идеологии  взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Сейчас в  системе налоговых органов проводятся организационные преобразования. Будут приняты и внедрены административные регламенты деятельности налоговых органов, определяющие процедуры рассмотрения заявлений налогоплательщика, выдачи необходимых документов и т.д. Разрабатываются критерии оценки деятельности налоговых органов, учитывающие не только эффективность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом. Анализ результатов в соответствии с этими критериями позволит более точно оценить результативность работы налоговых органов, в том числе и в отношении налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

В долгосрочной перспективе предполагается сохранить  высокую долю косвенных налогов, и прежде всего налога на добавленную стоимость, в общем объеме налоговых поступлений. Высокий уровень бюджетных доходов от налогообложения природных ресурсов в очень большой степени зависит от внешних факторов (ценовой конъюнктуры на мировых сырьевых рынках), поэтому текущие и принимаемые бюджетные обязательства не должны планироваться исходя из предположений о высоком уровне таких доходов в дальнейшем.

За последнее  время в режиме уплаты НДС:

- осуществлен переход к взиманию налога на основании метода начислений, когда момент возникновения налоговых обязательств и момент возникновения права на налоговый вычет определяются как наиболее ранние - получение (выставление) счета-фактуры, получение (осуществление) оплаты или отгрузка (получение) товара;

- предоставлено право на налоговый вычет при осуществлении капитального строительства в момент выполнения соответствующих расходов;

- введен единый порядок начисления и принятия к вычету налога как при операциях по реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, так и при реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке. Одновременно отменено требование о представлении отдельной налоговой декларации по операциям, облагаемым по нулевой ставке.

Разработка законодательства, регулирующего налогообложение контролируемых иностранных компаний, является важным средством борьбы с укрывательством доходов российскими компаниями с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения. В практике налогообложения некоторых стран применяется правило, при котором не распределяемый между учредителями (собственниками) доход иностранной дочерней компании или его часть в целях налогообложения налогом на прибыль могут рассматриваться как доход ее владельца (материнской компании).

Российские  компании и компании-резиденты предполагается обязать указывать в налоговых  декларациях все свои иностранные  аффилированные компании. В законодательстве должен определяться ряд условий, обусловливающих  возникновение у российских налогоплательщиков налоговой обязанности в отношении прибыли, которая получена иностранными контролируемыми компаниями. Обязательными также должны стать предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплата налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании.

Особенностью  российской налоговой системы является необходимость ее функционирования в условиях федеративного государства  и многоуровневой бюджетной системы. В этой связи перенос налогоплательщиками центра формирования прибыли в целях налогообложения в иной субъект РФ приводит к возникновению проблем с доходами бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Кроме того, невозможность в настоящее время консолидации налоговых обязательств различных налогоплательщиков, входящих в один холдинг или группу компаний, создает стимулы для применения трансфертных цен внутри холдинга и перераспределения финансовых ресурсов, что также негативно сказывается на налоговых доходах региональных и местных бюджетов.

В этой связи  в Российской Федерации предлагается внедрить широко используемый за рубежом  институт консолидированной налоговой  отчетности при исчислении группой  компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций. Это позволит различным налогоплательщикам, входящим в состав холдинга или группы компаний, суммировать финансовый результат в целях налогообложения. Распределение платежей налога на прибыль такого консолидированного налогоплательщика между бюджетами субъектов РФ будет осуществляться по аналогии с действующими в настоящее время правилами распределения между бюджетами налога, который исчислен в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, - то есть пропорционально средней арифметической доле компании - участника консолидированной группы в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной группы.

Действующее законодательство также требует внесения изменений, связанных с налогообложением операций с ценными бумагами, закладными, выпускаемыми в обеспечение ипотечных кредитов, операций с финансовыми инструментами срочных сделок. В частности, в Налоговый кодекс необходимо включить более точное определение финансовых инструментов срочных сделок и привести их перечень.

Кроме того, нужно  систематизировать требования к  учетной политике организаций для  целей налогообложения путем  принятия единых общих требований к  учетной политике (в том числе  по установлению, изменению, дополнению, смене методов учета и т.д.). При этом предполагается предусмотреть особенности в установлении методов учетной политики, применяемых при исчислении конкретного налога. Учетная политика организации для целей налогообложения должна содержать все положения, по которым налоговое законодательство допускает вариантность методов учета и которые имеют место в финансово-хозяйственной деятельности данной организации.

Целесообразно уменьшить негативное влияние использования  кассового метода в рамках общего режима налогообложения на возможности налогового планирования и уклонения от налогообложения. Следует ограничить право организации менять метод налогового учета по собственной инициативе с начала каждого налогового периода20.

Среди иных изменений  можно отметить следующие. Ставки акцизов ожидает ежегодная индексация.

Ставка налога на доходы физических лиц в долгосрочной перспективе будет сохранена  на уровне 13%.

Сбалансированная  налоговая система требует наличия  у налоговых органов адекватных возможностей контроля за исполнением  обязанностей по уплате налогов. Принимаемые меры, в том числе полномочия по контролю налогообложения.

Распространена  практика минимизации обязательств по налогам путем произвольного  манипулирования ценами сделок при  осуществлении операций между связанными или контролируемыми лицами. Среди способов намеренного уменьшения налоговых обязательств можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование налоговых льгот или специальных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учета, неуплату налогов результате ликвидации налогоплательщика.

Еще одним негативным эффектом использования трансфертного  ценообразования группами компаний в условиях российской налоговой  системы является перемещение мобильной  налоговой базы между регионами страны. Изменение налогового законодательства в области противодействия трансфертному ценообразованию предполагается производить по следующим направлениям:

1. Определение  взаимозависимости между сторонами  сделок, подлежащих контролю с позиций трансфертного ценообразования, должно являться основной причиной проведения такого контроля. Планируется значительно расширить перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, включив в него большее количество случаев признания лиц взаимозависимыми, а также сохранить возможность признания лиц взаимозависимыми на основании судебных решений.

2. Установление  закрытого перечня сделок, цена  которых в целях налогообложения  может быть скорректирована налоговыми  органами. Предполагается наличие  закрытого перечня сделок, цена которых в целях налогообложения может быть скорректирована налоговыми органами. Речь идет прежде всего о сделках между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, взаимная зависимость которых может презюмироваться с компаниями, являющимися налогоплательщиками в низконалоговых юрисдикциях, товарообменные (бартерные) сделки).

3. Введение специального  декларирования контролируемых  сделок и требований к перечню  документов налогоплательщика, обосновывающих  применяемые им трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами.

Информация о работе Налоговая политика