Налоги и налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Налог, его понятие, виды и функции
Понятие налога………………………………………………………5
Виды налога………………………………………………………….7
Функции налога…………………………………………………….11
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации
2.1. Становление налоговой системы в России до 1991 года………..14
2.2. Становление налоговой системы в России после 1991 года………………………………………………………………………………..17
Глава 3. Налоговый процесс и Налоговой Кодекс РФ………………….23
Заключение…………………………………………………………..……29
Список используемой литературы……………. ………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 55.74 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, нужно  ослаблять налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создавать им предпосылки для  восстановления утраченных оборотных  фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета  по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых  поступлений. Основным курсом налоговой  реформы было снижение федеральных  налогов, перенос их центра тяжести  с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между  налогоплательщиками и государством.

С 1 января 1992 года вступили в действие соответствующие законы по конкретным видам налогов: "О  плате за землю", "Налог на добавленную  стоимость", "Акцизы", "Подоходный налог с физических лиц", "Налог  на прибыль предприятий и организаций", другие налоги и пошлины.

С принятием выше названных  законов впервые в России была создана налоговая система. Необходимость  ее создания была вызвана экономическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и  социальной инфраструктуры, способствовать снижению инфляции.

2 этап (1994-1998) - можно отнести  к периоду дестабилизации налогового  положения страны. Вносится большое  число дополнений к существующему  своду законов.

Сложившийся в конце 90-х  гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической  ситуации. И, в-третьих, от того, насколько  сильна налоговая служба страны.

Кризис позволил выявить  масштабные пробелы в системе  существующего налогового законодательства, к явно выраженной противоречивости и фрагментарной двоякости законодательной  базы, допускающей возможность ухода  от налогообложения, прибавилась необходимость  пересмотра ряда законов и инструкций в виду их чрезмерной жестокости в  отношении даже незначительных нарушений. Все это подчеркнуло необходимость  осуществления налоговой реформы.

Самым главным недостатком  российской налоговой системы 1992-1998 гг. традиционно назывались несогласованность, нестабильность и противоречивость налогового законодательства. Именно в силу искоренения подобной ситуации в конце 1998 года государством была предпринята  налоговая реформа, которая коснулась  реформирования всех налогово-правовых институтов, регулирующих налоговые  отношения в России.

В настоящий период наблюдается  процесс кардинального обновления налогового законодательства.

Основным преимуществом  Нового Налогового Кодекса является его прямое действие, в отличие  от старой системы налогообложения  с большим количеством подзаконных  инструкций, разъяснений и писем.

3 этап (1998-наше время) - этап  введения в действие единого  документа по налогам.

Первый проект кодекса  был внесен в Государственную  Думу еще в начале 1996 года Распоряжением  Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При  этом к тому времени в правительстве  была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После  многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом  следующего года кодекс был впервые  вынесен на обсуждение палаты в целом.

Окончательно первая часть  кодекса была принята Думой уже  в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением  антикризисного налогового пакета в  Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

21 июля 1998 года документ  был направлен Госналогслужбой  России для ознакомления и  использования в работе во  все инспекции.

1 января 1999 года Первая  часть Налогового кодекса РФ  вступила в силу.

Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной  Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом  Федерации 26 июля 2000 года.

Последние изменения в  действующий НК РФ были внесены 29 декабря 2009 года и вступили в силу 29 января 2010 года.

Для современной налоговой  системы России, характерно множество  проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости  обособления налогового учета из системы бухгалтерского. Общее бремя  налогов и платежей в РФ в настоящее  время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом  «взять все, что можно». Наиболее яркий  пример - повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а  с 2011 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема промышленности, сельского  хозяйства необходимы средства. Чтобы  иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально  заплатить все налоги да еще и  вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются  ранее введенные привилегии, что  создает дополнительный источник риска  для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в  течение значительного периода  времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых  изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а  не ставить перед уже свершившимся фактом.

Также в настоящее время  продолжает иметь место недостаточная  четкость и ясность положений  нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком. В связи с  этим ошибки при исчислении налогов  остаются практически неизбежными. Нестабильность, частая смена «правил  игры с государством», принятие налоговых  актов задним числом, противоречивостью  законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость  их дополнительного толкования - все  это не только отпугивает иностранных  инвесторов, но и создает серьезные  препятствия в работе отечественных  производителей.

Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных  элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой  инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет  желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности  за сокрытие налогов.

Россию захлестнула волна  разоблачений связанных с незаконными  финансовыми операциями. Теневая  экономика - это наиболее латентный  вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий  большего количества сил и средств  для борьбы с ним, в частности  применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных  деяний в налоговой сфере. От решения  указанных выше проблем зависит  эффективность формирования доходов  бюджетов всех уровней, рост предпринимательской  активности, развитие производства и  в конечном итоге стабилизация экономики  нашей страны.

В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых  поступлений. Показатели, заложенные в  федеральном бюджете, исполняются  регулярно, без срывов.

Если в 1992 году поступления  составили всего 5 млрд. деноминированных рублей, то в 2009 году доходы бюджетной  системы страны, администратором  которых является ФНС РФ, составили 8,4 трлн. рублей.

Рост поступлений налогов  в федеральный бюджет в 2010 году составил около 30%, увеличение доходной части  консолидированного бюджета (федерального, региональных и местных бюджетов) зафиксировано на уровне 24%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Налоговый процесс и Налоговый Кодекс Российской Федерации

Налоги являются основной статьей  доходной части государственного бюджета  – их уплата необычайно важна для  государства. В то же время налоги являются также и одним из самых  проблемных вопросов, поскольку есть налогоплательщики, сознательно укрывающиеся от своих обязанностей, а есть и  те, кто просто не имеет достаточных  знаний о процедуре уплаты налогов  и сборов.

Налоговый процесс как самостоятельный  институт подотрасли налогового права  окончательно оформился с принятием  Налогового кодекса РФ. Несмотря на несовершенство некоторых процессуальных норм, в целом можно констатировать, что при принятии Налогового кодекса  РФ законодатель опирался на принципы, свойственные иным известным системе  российского права процессуальным отраслям и институтам - отраслям уголовно-процессуального  и гражданско-процессуального права  и институтам конституционного и  административного процесса. Сделана  попытка реализовать в нормах, регулирующих налоговый процесс, принципы законности, презумпции невиновности, процессуального равенства сторон, доступности, гласности, экономичности, состязательности, охраны интересов  государства и личности.

Специфика налогово-правовых отношений  позволяет, на наш взгляд, говорить о налоговом процессе в широком  смысле слова, понимая под этим все  процессуальные отношения, связанные  с обеспечением права государства  на часть имущества налогоплательщика  в виде налогового платежа в соответствующий  бюджет, и в узком, традиционном, понимая под налоговым процессом  только те налогово-процессуальные правоотношения, которые связаны с производством  по налоговому правонарушению. На это  прямо указывает и статья 10 Налогового кодекса РФ, определяющая порядок  производства по делам о налоговых правонарушениях, для осуществления которого необходимо наличие налогово-правового спора.

Налоговый процесс в широком  смысле слова реализуется через  две функции: правоустановительную и правоохранительную или юрисдикционную.

Правоустановительная функция  налогового процесса реализуется через  последовательный ряд процедур, заключающихся  в осуществлении учета налогоплательщиков, контроля за предоставлением деклараций и иных документов, отражающих деятельность налогоплательщика, предоставление информации налогоплательщику по его запросу, ведение реестра налогоплательщиков и некоторые другие. Назначение этих процедур связано с особенностями  правовой категории налога и обязанностью налогоплательщика уплатить налог, с одной стороны, и особым правом государства получить часть причитающегося ему по закону имущества налогоплательщика  в виде денежного налогового платежа, с другой стороны.

Налоговый процесс, в традиционном понимании процесса, включает лишь налоговую юрисдикцию, которая имеет  как общие черты, так и ряд  отличий от административной и уголовной  юрисдикции. Различие проявляется в  первую очередь по субъекту, уполномоченному  ее осуществлять во внесудебном порядке. В налоговой юрисдикции таким  субъектом является только один орган  государственной исполнительной власти - налоговый (его должностные лица), и в отдельных случаях таможенные органы (их должностные лица), когда  они выполняют роль налоговых  органов, в административной и уголовной  юрисдикции это целая система  исполнительных и правоохранительных органов (их должностные лица). Административная юрисдикция 6 как процессуальная категория служит в конечном счете целям правоохраны, обеспечения стабильного правопорядка в сфере государственного управления. 

Результатом административной и уголовной  юрисдикции является соответствующее  властное одностороннее воздействие  в интересах защиты правопорядка, носящее принудительный карательный  характер. Налоговый процесс наряду с защитой правопорядка, установленного нормами налогового законодательства и воздействием на нарушителя этого  порядка, преследует цель восстановления нарушенного права государства  на часть имущества налогоплательщика  в форме образовавшейся недоимки по налоговому платежу. Так, статья 122 Налогового кодекса РФ предусматривает три  самостоятельных состава налоговых  правонарушений, связанных с неуплатой  или неполной уплатой сумм налога. Штрафные санкции, предусмотренные  ее нормами, носят характер наказания  и представляют собой правоохранительную составляющую результата налогового процесса. А статья 46 Налогового кодекса РФ устанавливает, что в случае неуплаты или неполной уплаты налогов в  установленный срок обязанность  по уплате налога исполняется принудительно  путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика  или налогового агента на счетах в  банке - это восстановительная составляющая результата налогового процесса. Таким  образом, задачи налогового процесса гораздо  шире. Это обусловлено также и  двойственной природой санкций налоговых  норм, которые соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.7

Информация о работе Налоги и налоговая система