Налоги и налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Налог, его понятие, виды и функции
Понятие налога………………………………………………………5
Виды налога………………………………………………………….7
Функции налога…………………………………………………….11
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации
2.1. Становление налоговой системы в России до 1991 года………..14
2.2. Становление налоговой системы в России после 1991 года………………………………………………………………………………..17
Глава 3. Налоговый процесс и Налоговой Кодекс РФ………………….23
Заключение…………………………………………………………..……29
Список используемой литературы……………. ………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 55.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Налог, его понятие, виды и функции

    1. Понятие налога………………………………………………………5
    2. Виды налога………………………………………………………….7
    3. Функции налога…………………………………………………….11

Глава 2. Налоговая система  Российской Федерации

2.1.     Становление налоговой системы в России до 1991 года………..14

2.2. Становление налоговой  системы в России после 1991 года………………………………………………………………………………..17

Глава 3. Налоговый процесс  и Налоговой Кодекс РФ………………….23

Заключение…………………………………………………………..……29

Список используемой литературы……………. ………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и  объекты налогообложения, налоговые  базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного  функционирования налоговой системы  во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных  поступлений, но и важнейшие структурные  элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую  деятельность и позволяющей проводить  эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

В течение ряда нескольких последних  лет Российская Федерация переживает экономический кризис, поэтому благоприятная  налоговая атмосфера сейчас востребована как никогда.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления  проводимой в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня другого  аспекта реформы, который подвергался  бы такой же серьезной критике  и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа  и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система  это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит  успех экономической сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Налог, его понятие, виды и сущность

    1. Понятие налога

 

 Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

Налог как основная форма  доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно  к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности  государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства  предполагает объективную необходимость  существования налогов.

В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований».1

Прежде чем взимать  тот или иной налог, государство  в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных  актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов. К элементам  налога относятся:

  • налогоплательщик;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • единица обложения;
  • налоговые льготы;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления;
  • налоговый оклад;
  • источник налога;
  • налоговый период;
  • порядок уплаты;
  • срок уплаты налога. 

Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.2

Объектами налогообложения  являются:

  • прибыль (доход);
  • стоимость определенных товаров;
  • добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
  • имущество юридических и физических лиц;
  • дарение, наследование имущества;
  • операции с ценными бумагами;
  • отдельные виды деятельности;
  • другие объекты, установленные законом.

 

 

 

 

 

 

    1. Виды налогов

Главным среди налогов, взимаемых  с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства улучшении его материально - технической оснащенности. К сожалению, система исчисления налога ориентирована в основном на фискальный эффект.

Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог.

Система подоходного обложения  распространятся также на страховые  организации, получающие доходы от страховых  видов деятельности.

Наличие разных форм собственности, экономическое  соперничество вызывает необходимость  взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным  образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая -через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой  системе страны занимают платежи  за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

Одним из самых ценных природных  богатств является земля. Однако эффективность  её использования до 1991 года не была объектом пристального внимания, так как земля была бесплатной для основных её потребителей - субъектов хозяйственной деятельности. Утрата хозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищные и административные застройки в городах - все это было логическим следствием бесплатности земли. Начиная с 1992 года за владение, распоряжение и пользование землей в городской и сельской местности уплачивается земельный налог (за аренду земли - арендная плата).

В составе налогов взимаемых  за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Её вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за один кубический метр забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормативы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.

Переход на рыночные условия хозяйствования, более полная реализация принципа самоокупаемости  произведенных затрат выдвигают  задачу введения платы за воду, потребляемую сельскохозяйственными предприятиями. Бесплатная подача воды является основной причиной серьезных недостатков в использовании водных ресурсов. Для организации более разумного водопотребления целесообразно ввести плату за воду, отпускаемую сельхозпредприятиям из водохозяйственных систем.

Лесной доход имеет цель частично покрыть расходы государства  на воспроизводство древесины и  стимулировать рациональное использование  лесных массивов. Основное место в  составе лесного дохода занимает попенная плата, взимаемая с лесозаготовителей  за вырубаемую ими древесину. Размер попенной платы дифференцируется в зависимости от территориального нахождения лесосеки, вида и качества древесины, расстояния её вывоза до подъездных путей.

В механизме взимания платежей за природные ресурсы предусмотрены  соответствующие санкции за нарушение  производственной (технологической) дисциплины; например, взимаются штрафы за сброс сточных неочищенных вод, за нарушение правил лесопользования и так далее.

Основное место в системе  налогообложения физических лиц  занимает подоходный налог. Переход  к рыночной экономике создает  предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в  увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. Налог  на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства граждан. Налогом с наследства облагается имущество, переходящее к гражданам в порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когда граждане принимают в порядке наследования и дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиквариата, ювелирные изделия и так далее.

Налог с имущества переходящего в порядке наследования, исчисляется от стоимости наследственного имущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства превышало его оценку на день открытия наследства.

Информация о работе Налоги и налоговая система