Налоги и налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Налог, его понятие, виды и функции
Понятие налога………………………………………………………5
Виды налога………………………………………………………….7
Функции налога…………………………………………………….11
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации
2.1. Становление налоговой системы в России до 1991 года………..14
2.2. Становление налоговой системы в России после 1991 года………………………………………………………………………………..17
Глава 3. Налоговый процесс и Налоговой Кодекс РФ………………….23
Заключение…………………………………………………………..……29
Список используемой литературы……………. ………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 55.74 Кб (Скачать файл)

Налог с имущества, переходящего в  порядке дарения, исчисляется цены в документе, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже страховой  оценки; при отсутствии указанной  оценки - со стоимости имущества, определенной по свободной цене.

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых  является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Одновременно с налогом на добавленную  стоимость в системе косвенного налогообложения используются также различные акцизы. Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли

 

 

    1. Функции налогов

Более полно сущность налогов  раскрывается в их функциях. Наиболее дискуссионным вопросом в теории налогов является вопрос о названии и количестве функций. Из всего многообразия выделяемых в литературе функций  налогов наибольшей популярностью  и аргументированностью дифференциации обладают следующие четыре: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.

Из основного назначения налога как инструмента обеспечения  государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная функция налогов - фискальная. Эта функция основная, характерная  для всех государств во все периоды  существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, и единственная функция, которая  не ставится под сомнение в экономической  литературе. Большинство экономистов  считают, что основной функцией налогов  является фискальная.

Фискальная функция, будучи основной для всех экономических  систем, в процессе естественного  развития закономерно порождает  возможность для вмешательства  государства в перераспределительные  процессы, влияющие на экономические  отношения в обществе. Вышеобозначенные доводы дают почву для появления  регулирующей функции, направленной на достижение определенных целей налоговой  политики посредством налогового механизма.

Налоговое регулирование  зачастую подразделяют на три подфункции:

  • стимулирующая подфункция, выделяемая отдельными авторами, как самостоятельная поощрительная функция налогов, направлена на развитие определенных социально-экономических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преференций;
  • дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Однако, эксплуатация данного направления регулирования проводится с особым вниманием, потому как нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;
  • подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги, как правило, имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Наиболее тесно связана  с фискальной функцией налога его  распределительная функция, которая  выражает сущность налогов как особого  централизованного инструмента  распределения и перераспределения  национального дохода, что позволяет  создать условия для эффективного государственного управления. Суть данной функции заключается в том, что  с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство  перераспределяет финансовые ресурсы  из производственной сферы в социальную (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное  значение, в силу чего данная функция  иногда называется социальной.

Однако ряд авторов  высказывает сомнение в корректности выделения данной функции, утверждая, что происходит подмена понятий  «налоги» и «финансы». Налоговые  отношения - это экономические отношения, которые связаны с установлением  и взиманием налогов, в то время  как финансы - это экономические  отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств различных экономических  субъектов. Именно финансы, а не налоги выполняют распределительную функцию. Чтобы налоги выполняли эту функцию, должны осуществляться два взаимосвязанных процесса: поступление и расходование денежных средств. А действие налогов ограничивается только мобилизацией денежных средств на разных уровнях бюджета. Что касается распределения денежных средств, то это сфера действия бюджетного планирования. Расходование или предоставление кому-либо денежных средств из бюджета осуществляются уже с помощью других инструментов, например субсидий и дотаций, а не налогов.

С распределительной и  фискальной функциями тесно связана  контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной  стороны, в проверке эффективности  хозяйствования, с другой стороны, в  контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может  рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о  необходимости внесения изменений  в налоговую, социальную или бюджетную  политику. В конечном счете контрольная  функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений  в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих  конституционных функций.

В качестве итога необходимо привести следующий вывод: разграничение  функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности  одной функции присущи другим. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны  и в своем проявлении выступают  как единое целое.

 

 

 

Глава 2. Налоговая  система Российской Федерации

2.1. Становление  налоговой системы в России  до 1991 года

Налоги как таковые  возникли еще с древнейших времен. Правда, тогда они назывались иначе. Это были жертвоприношения, контрибуции, дань. Большая часть древних налогов  имели натуральную форму.

Во времена расцвета Римской  империи в I веке нашей эры известной  личностью стал мытарь Матфей. В  те времена мытарями называли налоговых  инспекторов. А сбор налогов (то есть мытарство) и тогда считался нелегким делом. Матфея его сограждане в Иудее, мягко говоря, недолюбливали, боялись  и считали «мироедом». И было за что, так как его частенько  сопровождала вооруженная охрана, способствовавшая повышению собираемости налогов  и к услугам которой он всегда мог прибегнуть.

Первым, кто протянул Матфею дружественную руку, был Спаситель  рода человеческого - Иисус Христос. Примечательно, что тогда современники мытаря Матфея с удивлением узнали, что и у налогового инспектора может быть человеческое лицо. Мытарь Матфей впоследствии стал учеником Спасителя  и написал замечательную книгу - Евангелие от Матфея.

Если по временной ветке  подняться вверх мы окажемся в  древней Руси. Тогда подати и дань собирали удельные князья. Кто во что  горазд. Хорошие князья собирали налоги со своих подданных, не злоупотребляя  и не злобствуя, поэтому от плохих народ старался перебежать к хорошим, и не только в Юрьев день.

Хуже русским людям  стало во времена так называемого  монголо-татарского ига - с середины XIII по XVI век нашей эры. Приходилось  платить немало налогов: удельным князьям, Великому князю Руси (получившему  из Золотой Орды ярлык на великое  княжение), церковную десятину (10% от доходов), и наконец, дань в саму Золотую  Орду. Удивительно, что по оценкам современных историков размер дани в Золотую Орду не поражал воображение и составлял примерно 10% от доходов данников.

Большим реформатором налоговой  системы стал Петр I. Со своим верным другом Александром Меньшиковым  он изобрел множество больших  и малых налогов, податей и  штрафов, которые были необходимы для  пополнения бездонной российской казны. В те времена в налоговую систему  были введены: гербовый сбор, подушный налог с извозчиков, налог на соль, налог на бороды, налог на въезд  в стольный город Санкт-Петербург  и многие другие. Среди штрафов  было много тех, которые не носили налоговый характер и были, по современным  меркам, весьма курьезные. Например, за появление на улице, ассамблее или  ином присутственном месте в «срамном»  виде налагался штраф. Эта штрафная санкция касалась, в основном, женщин, так как кодекс джентльмена тогда  еще до России не докатился. (Примечание: женское платье до колен считалось  тогда безусловно «срамным»).

Так как многие россияне еще в те времена не отличались высокой налоговой культурой  сборщикам податей - мытарям приходилось  нередко прибегать к экзекуциям и ставить недоимщиков на «правеж» с помощью батогов. 3Мера была очень эффективная и обеспечивала 100% собираемость налогов.

С развитием цивилизации  батоги становились менее популярными, даже в России. Однако долговые тюрьмы, в том числе и для недоимщиков  по налогам не пустовали.

Октябрьский переворот 1917 года в России все поставил с ног  на голову. После этого переворота была введена так называемая продразверздка - то есть принудительный отъем продуктов  питания и иных товаров для  нужд революции и Красной Армии. Налогового инспектора в то время  успешно заменял комиссар с маузером и вооруженные чекисты.

Интересным с точки  зрения становления новой налоговой  системы в СССР стал период новой  экономической политики (НЭП). Советская  власть, предоставив временную свободу малому и среднему бизнесу, в короткие сроки накормила голодную страну, одела ее и обула (в данном случае без кавычек). В Советскую Россию хлынул иностранный капитал, экономика в стране стала удивительно быстро восстанавливаться. И вот тут-то возникла потребность в квалифицированных финансовых (налоговых) работниках. И надо сказать они нашлись и со своей задачей справились неплохо. Свидетельством тому может служить известное стихотворение пролетарского поэта Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». Похоже, что в те времена финансовые органы крепко «достали» выдающегося поэта.

Писатели и поэты, как  лица «свободной профессии», облагались в то время налогом наравне  с кустарями - ремесленниками и торговцами. Однако торговцы - так называемые «непманы»  могли резко снизить свою налоговую  базу, предъявив документально подтвержденные расходы. Что они и делали грамотно и без труда. Поэту же предъявить что-либо в расходы было весьма затруднительно. А платить тысячу рублей налога в  год (побольше, чем иные «непманы») было довольно обидно. Да еще за несвоевременную  подачу деклараций взыскивалось 5% от суммы  налога. Любопытно, что тогда и  сейчас имеет место полная преемственность  в налоговых санкциях за непредставление  в установленный срок налоговой  декларации - те же 5%.4

Во времена «развитого социализма» в СССР деятельность налоговых (финансовых) органов предельно  упростилась. Экономика страны была централизована, прозрачна и малоэффективна. Желающих экспериментировать с уклонением от уплаты налогов на государственном  уровне было мало. Это и понятно, так как тогда за крупные хищения  государственных средств (от 5000 руб. и больше) могли легко приговорить  к высшей мере наказания. И тут  не помог бы ни Совет Европы, ни либеральный  лорд Джад, ни Папа Римский. Советские  руководители тогда не понимали что  такое политкорректность.

2.2. Налоговая система  в Российской Федерации после  1991года

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится  к 1991 году.

В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются  Законы 27 декабря 1991 года:

  1. "Об основах налоговой системы в РФ";
  2. "О налоге на прибыль";
  3. "О налоге на добавленную стоимость";
  4. "О подоходном налоге на физических лиц".

Эти законодательные акты - фундамент  налоговой системы России.

Процесс становления современной  налоговой политики Российской Федерации  принято делить на три этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона  «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации.5

Фактической датой рождения налоговой системы Российской Федерации  можно считать декабрь 1990г., когда  был принят свод законопроектов о  налоговой системе, устанавливающий  перечень идущих в бюджетную систему  налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также  права и обязанности налоговых  органов. Налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Информация о работе Налоги и налоговая система