Местные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения.

Файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 53.47 Кб (Скачать файл)

Большинство муниципальных  образований Самарской области  установили в своих нормативных  актах ставки, предусмотренные статьей 394 Налогового кодекса. Но есть и исключения. Так, в Самаре ставка налога в отношении земельных участков, занятых гаражами и автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта, установлена в размере 0,3%. В отношении прочих земельных участков (к ним могут относиться земли, занятые объектами промышленности, торговли и др.) ставка снижена с 1,5 до 0,5%. При этом земли, занятые жилищным фондом или предоставленные под жилищное строительство, облагаются земельным налогом по ставке 0,2%.

Некоторые муниципальные  образования ввели дополнительные льготы для налогоплательщиков —  физических лиц. Так, в Самаре освобождены  от уплаты земельного налога ветераны Великой Отечественной войны, Герои  Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды, пенсионеры, граждане, имеющие на иждивении трех и более  детей до 18 лет, ребенка-инвалида в  возрасте до 18 лет. Эта льгота применяется  по земельным участкам площадью не более 24 кв. м., занятым гаражами, участкам до 150 кв. м, занятым жилыми домами, а  также предоставленным для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства (не более 600 кв. м).

Достигнутые результаты по реализации реформы местного самоуправления в России на современном  этапе

С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) в стране начался очередной этап становления и развития местного самоуправления в рамках модели, определенной Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной нашей страной в 1998 году. Основной целью принятия Федерального закона №131-Ф3 было введение новых принципов территориальной организации местного самоуправления, предусматривающих формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях -в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий.

Концепция этого Федерального закона направлена на создание единой системы местного самоуправления во всех субъектах РФ, реальное приближение  местной власти к населению, а  также на обеспечение качественно  нового уровня оказания муниципальных  услуг жителям наших городов  и поселков. С 1 января 2009 года положения  данного Федерального закона применяются  в полном объеме на всей территории России (в Чечне и Ингушетии  — с 2010 года), и с указанной  даты завершился переходный период его  реализации.

Сегодня уже можно оценивать  предварительные результаты реализации Федерального закона №131-Ф3, анализировать  достоинства и недостатки сложившейся  модели местного самоуправления в России, а также наметить дальнейшие перспективы  развития российской системы местного самоуправления. Полагаю, что ряд  основных задач реформы федеративных отношений и местного самоуправления, если и не достигнуты в настоящее  время в полной мере, то в значительной степени реализованы.

Суть первой задачи заключалась  в приближении местной публичной  власти к населению. Эта задача в целом решена за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации городских и сельских поселений, в результате чего общее количество муниципальных образований в стране увеличилось более чем в 2 раза — с 11 до 24,5 тыс. Сегодня уже можно говорить, что практически во всех городских и сельских поселениях органы местного самоуправления заработали и приняли на себя значительные функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах.

Вторая задача — четкое и оптимальное разграничение  предметов ведения и полномочий между всеми уровнями публичной  власти, а также между поселениями  и муниципальными районами. Считаю, что эта задача также в целом  в значительной мере реализована  — в законодательстве Российской Федерации удалось куда более  четко, чем раньше, до проведения реформы, разграничить и определить сферы  ведения и ответственности каждого  уровня публичной власти и, в частности, установить пределы компетенции местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Закрепление конкретных полномочий за каждым территориальным уровнем  муниципальной власти было основано на результатах работы комиссии Президента Российской Федерации по разграничению  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления, которую в 2001-2002 годах возглавлял Д.Н.Козак, и соответствует принятым ею подходам и решениям. В настоящее время процесс разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления продолжается в отдельных областях деятельности.

Во взаимосвязи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления в эти же годы последовательно  проводилась реформа межбюджетных отношений. Так, в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года отмечено, что её основной целью является формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.

Положения Федерального закона №131-Ф3, а также ряда федеральных  законов о внесении изменений  в Бюджетный и Налоговые кодексы установили основные принципы организации финансово-экономической основы местного самоуправления. Одним из принципов является требование о том, чтобы каждое муниципальное образование, независимо от уровня его социально-экономического развития, численности населения и других факторов, имело собственный местный бюджет. Указанные законодательные акты закрепили также ряд важных положений, предусматривающих:

- разделение местных бюджетов  на два уровня: на бюджеты поселений  и бюджеты муниципальных районов  и городских округов;

- закрепление за каждым  уровнем муниципальных образований  собственных источников доходов,  расходных обязательств и налогово-бюджетных  полномочий;

- четкие процедуры наделения  органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями  и передачи им необходимых  материальных и финансовых средств  на осуществление переданных  государственных полномочий;

- установление в Бюджетном  кодексе единых и бессрочных  нормативов отчислений от федеральных  налогов соответственно в бюджеты  муниципальных районов и бюджеты  поселений;

- формирование и развитие  объективных и прозрачных механизмов  финансовой поддержки поселений  и муниципальных районов (городских  округов).

С другой стороны, нельзя не отметить, что сегодня далеко не все проблемы муниципальных образований  решены. Поэтому следует продолжать работу по обеспечению устойчивого  и комплексного развития муниципальных  образований на всей территории Российской Федерации. Устойчивое социально-экономическое  развитие муниципальных образований  является важнейшим и необходимым  условием обеспечения достойного качества жизни граждан и развития страны в целом. В связи с этим я  хочу обозначить ряд основных задач  и направлений по реализации государственной  политики в сфере развития местного самоуправления.

2. Расширение доходной базы местных  бюджетов

В первую очередь не решена задача достижения соответствия между  финансовыми потребностями муниципалитетов  по решению вопросов местного значения и предоставленными им доходными  источниками их бюджетов. В современных  условиях большинство муниципалитетов  объединяют типичные проблемы: низкий уровень собственных доходов  местных бюджетов; нехватка квалифицированных  кадров для осуществления муниципального управления; слаборазвитая материально-техническая  база, отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом  развитии соответствующих территорий.

В течение последних лет  в результате принятия целого ряда федеральных законов произошло  значительное расширение полномочий органов  местного самоуправления по вопросам местного значения, да и перечень вопросов местного значения для всех видов  муниципальных образований значительно  расширился по отношению к первоначально установленному в Федеральном законе №131-Ф3. Кроме того, необходимо учитывать, что органы местного самоуправления вынуждены проводить целый комплекс организационных и материально-технических мероприятий, обеспечивающих реализацию реформы местного самоуправления (подготовка и переподготовка муниципальных служащих, материально-техническое обеспечение органов местного самоуправления, составление генеральных планов поселений, учет и инвентаризация муниципальной собственности и другие).

В совокупности поступления  от местных налогов составляют только несколько процентов от всех доходов  местных бюджетов (0,5% от налога на имущество  физических лиц и 3,9% от земельного налога). Такой объем налоговых доходов  по местным налогам не может обеспечить финансовую самостоятельность местных бюджетов. Основная часть налоговых доходов местных бюджетов по-прежнему формируется за счет отчислений от налога на доходы физических лиц, на регулирование порядка взимания которого органы местного самоуправления не могут оказывать какого-либо значительного влияния.

По данным Минфина России, в бюджетах городских округов  аккумулируется 63,5% (457 млрд. руб.) налоговых  доходов, в бюджетах муниципальных  районов — 26,5% (190,7 млрд. руб.) и лишь 10% (72,1 млрд. руб.) — в бюджетах поселений. Получается, что набольшая доля налоговых  доходов концентрируется в настоящее  время в бюджетах крупных промышленно  развитых муниципальных образований, которых всего несколько сотен  по России.

А самая многочисленная категория  муниципальных образований (городские  и сельские поселения) имеет очень  незначительный объели налоговых доходов. Эти данные свидетельствуют о зал1етной дифференциации социально-экономического развития муниципалитетов в зависимости от их типа, а также о низком экономическом потенциале и недостаточной налоговой базе большинства городских и сельских поселений.

Значительную долю в доходах  местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты, что ограничивает финансовую самостоятельность муниципальных  образований и ставит их финансовое положение в зависимость от размеров «финансовых вливаний» из бюджетов вышестоящего уровня. Так, в общем  объеме собственных доходов местных  бюджетов в 2010 году доля межбюджетных трансфертов составила 45,2%. В связи  с этим во многих муниципальных образованиях большинство полномочий органов  местного самоуправления по решению  вопросов местного значения финансируется  по остаточному принципу.

Для обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных  образований принципиальное значение имеет не только наличие у муниципальных  образований собственных налоговых  доходов, но и их объем в общей  структуре доходов местных бюджетов. Хотя в федеральном законе №131-Ф3 нет прямой формулировки принципа соразмерности  ресурсов местного самоуправления предоставленным  им полномочиям, этот принцип заложен  в идеологии закона.

При этом муниципальные образования  должны хотя бы частично обладать реальными  собственными финансовыми средствами, которыми они вправе распоряжаться  по своему усмотрению. Ведь очевидно, что  местное самоуправление не может  эффективно развиваться только на дотациях, субсидиях и субвенциях из бюджетов вышестоящего уровня.

На наш взгляд, вопрос о передаче части федеральных  и региональных налогов на уровень  местного самоуправления должен решаться, исходя из следующих принципов:

- сохранения в своих  основах существующей бюджетной  и налоговой системы Российской  Федерации;

- закрепления за местными  бюджетами налоговых доходов,  на развитие налогооблагаемой  базы которых могут влиять  органы местного самоуправления  соответствующих муниципальных  образований;

- обеспечения соответствия  между размером расходных обязательств  муниципальных образований по  решению вопросов местного значения  и объемом источников доходов,  закрепляемых за местными бюджетами.  Муниципальные образования должны  быть обеспечены финансовыми  ресурсами таким образом, чтобы  органы местного самоуправления  могли осуществлять финансирование  не только текущих расходов, но  и формировать бюджеты развития (10-20%) в структуре местных бюджетов.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2011 года «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» (далее - Бюджетное послание) указывается, что требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов РФ и местного самоуправления. Полномочия, в большей  степени отвечающие целям и задачам  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, стоило бы передать на региональный уровень, полномочия, отвечающие целям и задачам  органов местного самоуправления, —  на муниципальный уровень.

В Бюджетном послании отмечается, что при необходимости нужно  внести изменения в структуру  налоговой системы и в бюджетное  законодательство Российской федерации. В связи с этим стратегической государственной задачей должно стать расширение налогооблагаемой базы местных налогов и повышение  уровня собственных доходов муниципальных  образований. Принципиально важно, чтобы в местные бюджеты поступали  налоги, выплачиваемые предприятиями, в первую очередь — предприятиями  малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Местные налоги