Местные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения.

Файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 53.47 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно – правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Конституция России гарантирует  право граждан России на местное  самоуправление - решение вопросов местного значения самостоятельно без  вмешательства органов государственной  власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень  управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а также несут ответственность  за их реализацию перед населением конкретной территории.

Органы государственной  власти, в том числе субъектов  Федерации, вправе осуществлять управленческое воздействие на муниципальное самоуправление только посредством издания нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции. Цель создания и функционирования местного самоуправления - обеспечение дополнительных гарантий граждан на внесение своего вклада в решение вопросов местного значения, будучи выражением и формой демократии, местное самоуправление конкретизирует и расширяет права  и свободы граждан.

В соответствии с Конституцией России предоставление органам местного самоуправления определенных прав и  полномочий влечет за собой и передачу им соответствующих обязанностей, а  также доли ответственности за все  происходящее на подведомственной им территории. Муниципалитеты в полном объеме выполняют задачи по решению  вопросов местного значения. Реализация законодательно закрепленного права  каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность  немыслима без наличия у каждого  органа власти собственного бюджета  и права его составления, утверждения  и исполнения без вмешательства  извне.

Финансовая  основа местного самоуправления непосредственно  связана с экономической основой  и является ее составной частью. Финансовая и экономическая основы являются взаимообусловленными элементами местного самоуправления, так как  они представляют собой совокупность взаимосвязанных отношений близких  по сущности и назначению. И экономическая и финансовая основы местного самоуправления обеспечивают его хозяйственную самостоятельность служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности», оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Финансово-экономические отношения, складывающиеся в местном самоуправлении являются, по сути своей, отражением финансово-экономических отношений в целом в стране. В то же время состояние финансово-экономического положения страны оказывает непосредственное влияние на состояние финансовой и экономической основ местного самоуправления. При слабых экономической и финансовой основах большинства субъектов местного самоуправления, связанных, в основном с падением производственной сферы, в тяжелом положении пребывает вся финансово-экономическая система государства.

Решение большого количества возложенных на нецентральные уровни управления задач требует от местных  органов иметь источники доходов. К таким источникам, в первую очередь  относятся местные налоги.

В настоящее время систему местных  налогов составляют всего два  налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог. В связи с сокращением числа местных налогов бюджеты муниципальных образований испытывают дефицит. При формировании доходов местных бюджетов: суммарные поступления от них составляют несколько процентов от всех доходов местных бюджетов. Кроме того, местные налоги закрепляются за бюджетами поселений и городских округов, а муниципальные районы (кроме районов, имеющих межселенные территории) не имеют собственных местных налогов.

В перспективе налоговая реформа  предусматривает введение налога на недвижимость, который заменит два  действующих местных налога - налог  на имущество физических и юридических  лиц и земельный налог.

Объектом исследования дипломной работы выступают общественные отношения в области финансово-правового регулирования местных налогов и сборов, их содержание и признаки, закрепляемые нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Предмет исследования - нормативная база деятельности органов местного самоуправления в сфере местного налогообложения.

Цель дипломной работы - провести комплексный анализ теоретических  и практических правовых проблем  функционирования местных налогов  и сборов в Российской Федерации  и определить основные направлений  совершенствования системы местного налогообложения.

Для достижения этой цели в  работе были поставлены и решались следующие задачи:

проанализировать действующую  систему нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;

 выявить особенности  правовой природы местных налогов  и сборов;

исследовать своеобразие  и этапы становления и развития системы местных налогов и  сборов в Российской Федерации в  ее историческом развитии;

выделить основополагающие организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и  сборов;

 исследовать полномочия  органов государственной власти  и местного самоуправления в  области установления, введения  и взимания местных налогов  и сборов;

выработать предложения  и рекомендации по совершенствованию  системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

Земельный налог

Общие положения

Земельный налог является одной из форм платы за использование  земли согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации. При  этом землей, в общепринятом смысле, признается природный ресурс, который  может быть использован для производства сельскохозяйственной продукции, строительства  домов, городов, дорог.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, состоящим  из Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Согласно пункту 1 статьи 15 НК РФ земельный налог является местным налогом .

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК РФ, пунктом 1 статьи 387 НК РФ налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании НК РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Муниципальным образованием признаются городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Представительные органы муниципальных  образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов  Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, могут устанавливать налоговые  льготы, основания и порядок их применения

Налогоплательщики

 Налогоплательщиками  налога признаются организации  и физические лица, обладающие  земельными участками на праве  собственности, праве постоянного  (бессрочного) пользования или  праве пожизненного наследуемого  владения.  
     Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

 

Объектом налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Земельным налогом облагаются те земельные участки, права на которые  подтверждены соответствующими документами

С 31 января 1998 года все права  на земельные участки (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненно наследуемого владения) в обязательном порядке регистрируются в соответствии с Федеральным  законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» (далее — Закон  № 122-ФЗ). В этом случае выдаются свидетельства  о государственной регистрации  прав. Права на недвижимое имущество, возникшие до указанной даты, признаются действительными и при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей.

Государственная регистрация прав, осуществляемая в субъектах РФ и  муниципальных образованиях уполномоченными  государственными органами и организациями  до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, считается действительной (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ)

Если указанные права не зарегистрированы, то подтверждающими документами  являются государственные акты, свидетельства  и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, либо акты, изданные органами государственной власти или  органами местного самоуправления о  предоставлении земельных участков.

Не признаются объектом налогообложения:  
     1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;  
     2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;  
     3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;  
     4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;  
     5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая  стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.  
    Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость определяется на 1 января года, являющегося налоговым  периодом. Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель.

Кадастровая стоимость земельного участка - это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) земельного участка (прав на него). Она определяется с учетом плодородия почв, природных  и экономических условий, местонахождения  земельных участков, по назначению и виду функционального использования (земли поселений, земли промышленности, земли сельскохозяйственного назначения и т.п.) в результате проведения кадастровой  оценки земель

 

Сведения  о стоимости земельных участков содержатся в государственном земельном  кадастре. Государственная кадастровая  оценка земель основывается на классификации  земель по целевому назначению, виду функционального  использования и проводится для  определения кадастровой стоимости  земель различного целевого назначения

Результаты государственной кадастровой  оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению  территориальных органов Роснедвижимости (в настоящее время — Росреестр).

В течение года кадастровая стоимость, а следовательно, и налоговая база изменяться не могут (в том числе при переводе земель из одной категории в другую, изменении вида разрешенного использования земельного участка). Исключением являются случаи, когда кадастровая стоимость меняется из-за пересмотра результатов кадастровой оценки земли. Например, когда в них замечена техническая ошибка, когда вынесено судебное решение, влияющее на эти результаты. При этом результаты кадастровой оценки исправляются обратным числом на дату обнаружения ошибки (вступления судебного решения в силу). Такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, смена вида разрешенного использования земельного участка, произошедшие в текущем году, учитываются при определении налоговой базы только в следующем году.

Есть случаи, когда органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают кадастровую  стоимость в середине налогового периода.

Для целей налогообложения необходимо учитывать, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, обязаны представлять в  налоговые органы сведения о земельных  участках до 1 февраля года, являющегося  налоговым периодом. До налогоплательщиков кадастровая стоимость земель по состоянию на 1 января календарного года должна доводиться не позднее 1 марта  этого же года. Поэтому в рассматриваемом  случае налоговая база по земельному налогу за текущий налоговый период должна определяться на основании сведений о кадастровой стоимости земельных  участков, имеющихся у налогоплательщика  на 1 марта текущего налогового периода.

Информация о работе Местные налоги