Местные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью поиска путей обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Противоречия между возрастающими задачами местного самоуправления и финансовыми возможностями для их практической реализации вызывают необходимость совершенствования и укрепления финансовой базы органов самоуправления на местах, основу которой составляют местные бюджеты. Однако принятые за годы реформ нормативно-правовые акты не создали пока местному самоуправлению адекватного механизма реализации гарантий финансовой самостоятельности и независимости в процессе осуществления межбюджетных отношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика налогообложения 6
1.1 Понятие, классификации и функции налогов 6
1.2 Принципы налогообложения 15
Глава 2. Правовое регулирование местных налогов 18
2.1 Земельный налог 18
2.2 Налог на имущество физических лиц 26
Заключение 35
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы 37

Файлы: 1 файл

mestnye_nalogi_i_sbory.doc

— 335.36 Кб (Скачать файл)

Рассматривая вопросы налоговых ставок, необходимо отметить имеющуюся особенность. В частности, законодатель установил прогрессивный характер налоговых ставок (13%, 30%, 35% -- явная прогрессия), но сохранил прежний подход к определению размера налоговой ставки. Вместе с тем в НК РФ с 2001 г. отсутствует прежний ориентир -- совокупный доход, полученный в календарном году, предусматривавшийся в ст. 2 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», что является положительным фактором в снижении в известной степени налогового давления (бремени) на налогоплательщиков - физических лиц.

Физические лица наряду с вышеупомянутым законом являются плательщиками налога на имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Этот вид налогообложения закреплен Законом РСФСР «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», принятым Верховным Советом 12 декабря 1991 г. и введенным в действие с 1 января 1992 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 27 января 1995 г.

Объектами налогообложения согласно ст. 2 Закона являются: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах; автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства; предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий; паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизированных счетах физических лиц; стоимость имущественных и земельных долей (паев); валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налоги с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, исчисляются по разным ставкам. Например, при наследовании имущества стоимостью от 850- до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда наследники первой очереди уплачивают 5% стоимости имущества; наследники второй очереди -- 10% стоимости имущества; другие наследники -- 20% стоимости имущества.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, исчисляется по разным ставкам. Например, при стоимости переходящего в порядке дарения от 80- до 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда дети, родители платят 3% стоимости имущества; другие физические лица -- 10% стоимости имущества; при стоимости имущества от 851- до 1700-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда плюс 7% стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда плюс 20% стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.

Таким образом, ставки налога с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, и ставки налога с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, имеют некоторые различия. В частности, ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, ниже ставок налога с имущества, переходящего в порядке дарения.

Закон предусматривает и льготы по налогу, например согласно ст. 4 этого же нормативного акта от налогообложения освобождаются: имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому; жилые дома (квартиры) и пае накопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения).

Сведения (информация) о доходах, расходах, льготах, правильности исчисления налога, своевременности его уплаты отражаются в таких документах, как декларации, справка, акт проверки и др. Основным документом в этих условиях согласно ст. 229 НК РФ является декларация.

Доходы, получаемые в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии -- по свободным (рыночным) ценам.

Декларация имеет определенную форму, которая была утверждена Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 8.

Декларацию и справки о доходах по месту основной и дополнительной работы представляет физическое лицо налоговой инспекции (в налоговый орган) по месту проживания налогоплательщика. С 2001 г. подлежат налогообложению доходы по месту основной работы.

В основу правового построения налоговой системы в Российской Федерации положены определенные принципы, отражающие объективные закономерности развития российского государства. К таким принципам относятся: всеобщность налогообложения; равенство налогообложения; справедливость налогообложения; законность налогообложения и др.

Всеобщность налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Принцип справедливости -- это, когда налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Принцип равенства налогообложения представляет собой положение, согласно которому все налогоплательщики имеют равные обязанности по уплате налогов и сборов и равные права в получении налоговых льгот. Принцип законности налогообложения означает обязательное исполнение требований законодательства всеми субъектами налогового права. В частности, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

Налог -- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Из определения следует, что понятие «налог» характеризуется экономико-правовыми признаками.

К экономическим признакам следует отнести имущество, выраженное в денежной форме, а также платеж, т. е. денежный расчет.

К юридическому признаку можно отнести форму отчуждения принадлежащих налогоплательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Система налогов и сборов в Российской Федерации определяется ст. 12 -- 18 НК РФ ч. I. В соответствии с этими нормами устанавливаются и взимаются:

* федеральные налоги и сборы;

* налоги и сборы субъектов Российской Федерации;

* местные налоги и сборы.

Плательщиками налогов и сборов признаются юридические и физические лица. Филиалы и представительства российских юридических лиц не являются самостоятельными плательщиками налогов и сборов, т.е. не являются налогоплательщиками (ст. 19 НК РФ ч. I).

В НК РФ ч. I (ст. 20) введена новая категория налогоплательщиков -- это взаимозависимые лица, которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут непосредственно влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Однако вышеназванная правовая норма не раскрывает особенности таких понятий, как «должностное лицо», «условия деятельности лица» и др. А между тем, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению, то в этом случае речь идет о должностном лице как служащем. Из многочисленных определений, предложенных учеными, наиболее удачным следует признать такое: «должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические действия»7. В науке административного права широко распространено мнение о том, что «различие между должностными лицами и иными служащими состоит в том, что первые имеют властные (распорядительные) полномочия, а вторые -- нет»8. Это определение должностного лица распространяется на все должностные лица, в том числе на работников, на которых возложены властные полномочия в государственных, муниципальных органах власти, руководители, их заместители, начальники цехов (отделов, служб), их заместители организаций всех форм собственности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ст. 20 НК РФ ч. I установила положение, согласно которому все физические лица, выполняющие полномочия должностного лица, обязаны платить налоги.

Что касается положения ст. 20 НК РФ ч. I о том, что одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%, то в этом случае оно является налогоплательщиком. Это положение распространяется на организации, участвующие в уставном капитале зависимого хозяйственного общества (ст. 106 ГК).

Объектами налогообложения могут быть: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. При этом указывается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 38 НК РФ ч. I).

Определив виды объектов налогообложения, законодатель далее раскрывает их суть с позиции налогообложения. В частности, под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, за исключением имущественных прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК (ст. 128 -- 132). Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. Например, юридическая или медицинская консультация, оказанная одним лицом другому лицу. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на прибыль организаций».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога. Он регулируется главой 31 НК РФ. База по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом обложения (ст. 390 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами городов федерального значения и не могут превышать ставки, определенные п. 1 ст. 394 НК РФ. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетный период с 1 января 2008 г. - первый, второй и третий кварталы календарного года.

Статистические данные показывают все увеличивающуюся роль земельного налога в наполнении местных бюджетов.

Налог на имущество физических лиц отнесен в п. 2 ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к местным налогам, обложение данным налогом регулируется Законом РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», который введен в действие с 1 января 1992 года. Налогоплательщиками могут быть все граждане Российской Федерации, которые имеют в собственности имущество. Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются представительными органами местного самоуправления в определенных законом пределах.

Реформирование имущественного налогообложения организаций и физических лиц предусматривает включение в налоговую систему Российской Федерации местного налога на недвижимость. Работы по массовой оценке объектов недвижимости в пилотных регионах завершены. В настоящее время в Минэкономразвития России рассматриваются представленные Росреестром обобщенные материалы по результатам реализации Проекта. После включения в НК РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах РФ, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации/ Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон РФ от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изм. от 7 марта 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. №32 ст. 3340
  3. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. №31 ст. 3823
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (с изм. от 20 марта 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. №44 ст. 4147
  5. О налогах на имущество физических лиц: Закон РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-I (с изм. от 27 июля 2010 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20 февраля 1992 г., №8, ст. 363
  6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 20 марта 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. №40 ст. 3822
  7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс] - URL: http://www.minfin.ru
  8. Закон Республики Татарстан от 29.09.2012г. №65-ЗРТ «О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения» (опубликован в Республике Татарстан 09.10.2012 года) // http://www.r16.nalog.ru.
  9. Закон РТ № 14-ЗРТ от 08.05.2011О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» // http://www.r16.nalog.ru.
  10. Закон РТ № 15-ЗРТ от 08.05.2011 О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» // http://www.r16.nalog.ru.
  11. Закон РТ № 16-ЗРТ от 08.05.2011 О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций» // http://www.r16.nalog.ru.
  12. Решение Казанской городской Думы от 27 апреля 2011 г. N 5-5 "О внесении изменений в отдельные решения Представительного органа муниципального образования города Казани по вопросам налогообложения" // http://www.r16.nalog.ru.
  13. Закон Республики Татарстан от 29.11.2002 № 24-ЗРТ " О транспортном налоге" // http://www.r16.nalog.ru.

Информация о работе Местные налоги и сборы