Местные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью поиска путей обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Противоречия между возрастающими задачами местного самоуправления и финансовыми возможностями для их практической реализации вызывают необходимость совершенствования и укрепления финансовой базы органов самоуправления на местах, основу которой составляют местные бюджеты. Однако принятые за годы реформ нормативно-правовые акты не создали пока местному самоуправлению адекватного механизма реализации гарантий финансовой самостоятельности и независимости в процессе осуществления межбюджетных отношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика налогообложения 6
1.1 Понятие, классификации и функции налогов 6
1.2 Принципы налогообложения 15
Глава 2. Правовое регулирование местных налогов 18
2.1 Земельный налог 18
2.2 Налог на имущество физических лиц 26
Заключение 35
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы 37

Файлы: 1 файл

mestnye_nalogi_i_sbory.doc

— 335.36 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в п. 2 ст. 174.1 БК РФ установлено, что федеральные законы, предусматривающие внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, принятые после дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных федеральных законов не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

Из приведенных правовых норм следует, что законодательство Российской Федерации содержит действенные механизмы ограничения полномочий органов государственной власти по принятию законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов, обеспечивающие финансовую самостоятельность местного самоуправления, недопустимость произвольного вмешательства в деятельность муниципальных образований по решению вопросов местного значения, в том числе финансовых.

В то же время реалии сегодняшнего дня таковы, что правила налогообложения, в том числе и применительно к земельному налогу, устанавливаются и изменяются не только законодательными актами, как того требует ст. 57 Конституции РФ, но и актами органов судебной власти, прежде всего постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС России), которые все чаще содержат обязательные правила поведения для налогоплательщиков и налоговых органов, схожие по своим предмету и характеру правового регулирования с налогово-правовыми нормами. Однако формально конституционные требования о законодательном закреплении правил налогообложения, а также приведенные требования ст. 5 НК РФ и ст. 31 БК РФ на постановления Пленума ВАС России не распространяются, так как по своей правовой природе данные акты ВАС России нормативными правовыми не являются.

При этом не распространяются указанные ранее специальные требования к актам о внесении изменений в правила обложения земельным налогом на акты ВАС России отнюдь не потому, что ВАС России наделен неограниченными полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, а потому, что ВАС России такими полномочиями не наделен вовсе. Так, согласно п. 1 ст. 10 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" ВАС России изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики. В соответствии со ст. 3 этого Федерального конституционного закона Пленум ВАС России рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; по вопросам своего ведения Пленум ВАС России принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации. В связи с этим требования, распространяемые на законодательные и нормативные правовые акты о налогах и сборах, к судебным актам не предъявляются.

К сожалению, не является исключением из наметившейся тенденции принятое 23 июля 2009 г. Постановление ВАС России N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога"5 (далее - Постановление N 54), которое скорее не обобщает практику применения арбитражными судами вызывающих споры норм законодательства о налогах и сборах, а представляет собой попытку введения новых правовых норм, регулирующих применение земельного налога, что выходит за рамки компетенции ВАС России.

Уже при прочтении п. 1 Постановления N 54 обращает на себя внимание то обстоятельство, что ВАС России разъясняет в нем положения гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, касающиеся не только налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, но и налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. В частности, в качестве плательщиков земельного налога упоминаются физические лица, обладающие земельными участками как на праве собственности, так и на праве пожизненного наследуемого владения.

Кроме того, в п. 5 Постановления N 54 упоминаются в качестве плательщиков земельного налога лица, к которым вещные права на земельные участки перешли по наследству, вне зависимости от государственной регистрации перехода соответствующего права. Однако НК РФ (п. 8 ст. 396) устанавливает исключение из общего правила (в части необходимости государственной регистрации права на земельный участок для возникновения обязанности по уплате земельного налога) только в отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу (но не юридическому). С учетом того, что согласно п. 1 ст. 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации к наследованию по завещанию могут призываться также указанные в нем юридические лица, можно сделать вывод, что ВАС России, во-первых, установил новое правовое регулирование, противоречащее гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, предусматривающее возникновение обязанности по уплате земельного налога у юридических лиц при наследовании ими земельных участков до государственной регистрации перехода права на этот земельный участок.

Во-вторых, ВАС России распространил действие Постановления N 54 на правоотношения, связанные с уплатой земельного налога физическими лицами. В то же время в соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством; судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Таким образом, судебные дела, связанные с обжалованием актов налоговых органов физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подведомственны судам общей юрисдикции, но не арбитражным судам, в связи с чем рассматриваемым Постановлением N 54 создается противоречивая ситуация, при которой, с одной стороны, данное Постановление обязательно для применения только арбитражными судами, с другой стороны, Постановление N 54 непосредственно регулирует вопросы применения земельного налога, рассмотрение которых отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.

Понятие "земельный участок" определено в ст. 11.1 ЗК РФ, под ним понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Приведенные ст. 389 НК РФ и ст. 11.1 ЗК РФ в своей совокупности представляют определение земельного участка для целей обложения земельным налогом. Однако ВАС России, не ограничиваясь законодательными нормами об объекте налогообложения по земельному налогу, вводит дополнительный признак, необходимый, по его мнению, для возникновения объекта налогообложения, - земельный участок должен быть сформирован.

В настоящее время понятие формирования земельного участка не имеет однозначного определения в законодательстве Российской Федерации.

В ЗК РФ формирование земельного участка определено в пп. 1 п. 1 ст. 30 как комплекс мероприятий, включающий:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, если ЗК РФ рассматривает процедуру формирования земельного участка как включающую в себя в том числе осуществление государственного кадастрового учета, то жилищное законодательство Российской Федерации формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета рассматривает уже как две самостоятельные процедуры, осуществление которых является необходимым условием для перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего земельного участка.

Кроме того, нет единообразного толкования понятия "формирование земельного участка" и у высших судов Российской Федерации. Так, ВАС России в Постановлении Президиума от 26 мая 2009 г. N 2081/09 по делу N А46-8730/2008 рассматривает проведение работ по формированию земельного участка и его государственный кадастровый учет как две самостоятельные процедуры6. В то же время Верховный Суд РФ в Определении от 14 марта 2007 г. по делу N 73-Г07-2 к проведению работ по формированию земельного участка относит изготовление землеустроительной документации, межевание и постановку на кадастровый учет.

В настоящее время сложно даже предположить, какие именно проблемы правового регулирования пытался устранить ВАС России, указывая в последнем абзаце п. 2 Постановления N 54 на возникновение объекта налогообложения по земельному налогу только после того, как земельный участок будет сформирован. В то же время подобный подход ВАС России к "обобщению судебной практики" привел к включению в Постановление N 54 применительно к характеристике одного из ключевых элементов земельного налога (объекта налогообложения) термина, содержание которого не только не имеет однозначного законодательного определения, но и вызывает различные, подчас диаметрально противоположные, подходы к его толкованию как у судов, так и у специалистов, исследовавших данную проблему.

Применение последнего абзаца п. 2 Постановления N 54 с учетом приведенного положения Постановления Президиума ВАС России от 26 мая 2009 г. N 2081/09 по делу N А46-8730/2008 (формирование земельного участка не включает его государственный кадастровый учет) указывает на то, что обязанность по уплате земельного налога возникает вне зависимости от проведения государственного кадастрового учета земельного участка. Напротив, применение последнего абзаца п. 2 Постановления N 54 исходя из приведенного положения Определения Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2007 г. по делу N 73-Г07-2 (формирование земельного участка включает его государственный кадастровый учет) приводит к тому, что обязанность по уплате земельного налога (при соблюдении иных законодательно установленных условий) возникает только после проведения государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка.

Для избежания рассмотренных проблем регулирования земельного налога, вызванных принятием Постановления N 54, в случае возникновения необходимости обобщения практики применения земельного налога арбитражными судами такое обобщение следовало проводить одновременно с обобщением практики применения этого налога судами общей юрисдикции путем принятия совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС России. Представляется, что принятие такого совместного постановления по крайней мере не противоречило бы п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", согласно которому Пленум ВАС России принимает постановления по вопросам своего ведения.

Все чаще возникающие попытки органов судебной власти принимать на себя нормотворческие функции в условиях современной отечественной правовой системы, с одной стороны, лишь подтверждают необходимость каждого органа государственной власти осуществлять свою деятельность строго в соответствии с установленной компетенцией, с другой - дают новое звучание конституционному принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, связанное с недопустимостью вмешательства органов судебной власти в сферу ведения органов законодательной и исполнительной ветвей власти.

 

2.2 Налог на имущество физических лиц

 

Налоги с физических лиц представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей. В соответствии со ст. 207 -- 233 НК РФ с физических лиц взимается налог на доходы. Все доходы физических лиц подразделены на доходы от источников в России и доходы от источников за пределами страны. К доходам от источников в Российской Федерации, например, относятся:

-- дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;

-- доходы, полученные от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;

-- доходы от реализации.

Всего источников, от которых получают доходы физические лица, -18.

В НК РФ также установлены налоговые льготы и порядок их предоставления, виды доходов, необлагаемых налогом, налоговые вычеты, налоговые ставки.

Согласно ст. 224 НК РФ налоговая ставка установлена трех уровней:

1. Минимальный размер налоговой ставки составляет 13%. Такая ставка применяется к доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей.

2. Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении: а) дивидендов: б) доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

3. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов: а) выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов); б) стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 2000 руб. по каждому основанию; в) страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 настоящего Кодекса; г) процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который исчислены проценты по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; г) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК.

Информация о работе Местные налоги и сборы