Местные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью поиска путей обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Противоречия между возрастающими задачами местного самоуправления и финансовыми возможностями для их практической реализации вызывают необходимость совершенствования и укрепления финансовой базы органов самоуправления на местах, основу которой составляют местные бюджеты. Однако принятые за годы реформ нормативно-правовые акты не создали пока местному самоуправлению адекватного механизма реализации гарантий финансовой самостоятельности и независимости в процессе осуществления межбюджетных отношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика налогообложения 6
1.1 Понятие, классификации и функции налогов 6
1.2 Принципы налогообложения 15
Глава 2. Правовое регулирование местных налогов 18
2.1 Земельный налог 18
2.2 Налог на имущество физических лиц 26
Заключение 35
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы 37

Файлы: 1 файл

mestnye_nalogi_i_sbory.doc

— 335.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретико-правовая характеристика налогообложения 6

1.1 Понятие, классификации и функции налогов 6

1.2 Принципы налогообложения 15

Глава 2. Правовое регулирование местных налогов 18

2.1 Земельный налог 18

2.2 Налог на имущество физических лиц 26

Заключение 35

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы 37

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью поиска путей обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Противоречия между возрастающими задачами местного самоуправления и финансовыми возможностями для их практической реализации вызывают необходимость совершенствования и укрепления финансовой базы органов самоуправления на местах, основу которой составляют местные бюджеты. Однако принятые за годы реформ нормативно-правовые акты не создали пока местному самоуправлению адекватного механизма реализации гарантий финансовой самостоятельности и независимости в процессе осуществления межбюджетных отношений. Продолжается централизация устойчивых и наиболее легко контролируемых налогов в федеральном и региональном бюджетах.

Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» от 22.08.04 г. № 120-ФЗ внесли коррективы в формировании доходов местных бюджетов. Это выразилось в изменении толкований понятия «собственные доходы» и отказе от практики применения «регулирующих налогов» с ежегодно устанавливаемыми нормативами отчислений. К числу собственных доходов местных бюджетов отнесены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также средства финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Одновременно с этим сокращен и без того незначительный перечень местных налогов. Применение единых для всех местных бюджетов нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в условиях имеющихся различий в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований, обуславливает необходимость выравнивания их бюджетной обеспеченности. Решение данного вопроса в рамках сложившейся системы межбюджетных отношений предусматривается в основном через механизм финансовой поддержки. Тем самым, по-прежнему сохраняется зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов государственной власти. Все это ведет к финансовой нестабильности -- важному фактору, отрицательно влияющему на социально-экономическое развитие территорий.

Несмотря на определенные достижения в регулировании финансовых взаимоотношений центра и регионов, практика бюджетного регулирования субъектов РФ и муниципальных образований нуждается в дальнейшем совершенствовании. Межбюджетное регулирование на уровне субъектов РФ служит обеспечению бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения возложенных на них расходных полномочий. Но нормативно-правовые акты и действия органов власти субъектов РФ по вопросам межбюджетных отношений содержат зачастую разнонаправленные предложения по предоставлению местным властям большей автономии с одной стороны, и мер, направленных на ужесточение контроля за экономической политикой муниципальных образований со стороны региона с другой.

Решению этой проблемы могло бы способствовать законодательно установленная децентрализация налогово-бюджетных полномочий. В то же время особенности экономики субъектов РФ требуют, чтобы эта децентрализация сопровождалась дополнительными мерами по общему финансовому контролю, достижению целей социальной политики и созданию заинтересованности органов местного самоуправления в проведении рациональной и ответственной бюджетной политики. Это предполагает обеспечение реальной автономии и ответственности муниципальных властей. Органы местного самоуправления должны оказывать реальное влияние на собственные доходные источники, а также обеспечивать наибольшую возвратность налоговых платежей населения соответствующего муниципального образования через систему представляемых ему социально-бытовых услуг.

Объект курсовой работы - местные налоги.

Предмет курсовой работы - правовое регулирование местных налогов.

Цель курсовой работы - исследовать правовое регулирование местных налогов.

Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

1. Исследовать понятие, классификацию и функции налогов.

2. Раскрыть принципы налогообложения.

3. Рассмотреть правовое регулирование местных налогов.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-правовая характеристика налогообложения

1.1 Понятие, классификации и функции налогов

 

Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, но и «источник информации о состоянии государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов), поскольку через систему налогов и других обязательных платежей (как самостоятельную систему в этом случае) осуществляется слежение рублем (мониторинг) за доходной частью бюджета (и централизованных внебюджетных фондов).

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в формe отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, сущность налога составляет изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса1.

Выделяют следующие функции налогов:

Фискальная функция -- обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Последние десятилетия в мировой практике характеризуется резким увеличением налоговых поступлений в бюджет государства, что связано с ростом объектов производства, развитием научно - технического прогресса, которые обеспечили реальные условия для увеличения национального дохода и, соответственно, повлекли рост финансовых ресурсов государства в основном за счет налоговых поступлений. Фискальная функция отражает форму принудительного лишения принадлежащей физическому или юридическому лицу собственности в форме капитала или заработка, рассматривается как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его доходную часть.

Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности, от фискальной функции.

Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям.

Распределительная функция проявляется через распределение и перераспределение национального дохода, доходов юридических и физических лиц на расширенное воспроизводство и в бюджеты различных уровней. Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного дохода, главным образом чистого дохода, и направление одной его части на расширенное производство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), другой его части в Централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция налогов носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства, особенно с развитием хозяйственной жизни и развитием экономики в стране, усилилась и активизировалась.

Контрольная функция позволяет оценивать эффективность налоговой системы. Обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов тоже является признаком классификации налогов. Особое значение имеет дифференциация (классификация) налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость); прибыль; валовая прибыль; совокупный доход; чистый доход, капитал и т.д.

Статьей 12 НК РФ определено, что в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 ст. 12 НК РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 ст. 12 НК РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 ст. 12 НК РФ.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 ст. 12 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 ст. 12 НК РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Пунктом 7 ст. 12 НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Ст.ст. 13 НК РФ устанавливаются следующие виды федеральных, региональных и местных налогов (табл. 1).

Информация о работе Местные налоги и сборы