Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование результатов применения методики планирования выездной налоговой проверки.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить основные положения Налогового кодекса РФ по выездной налоговой проверке;
- рассмотреть регламент выездной проверки;
-ознакомиться с основными этапами планирования и методами проведения выездной налоговой проверки;
- предложить меры по совершенствованию порядка проведения выездной налоговой проверки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы и регламент проведения выездной налоговой проверки…......................................................................................................................5

1.1. Отличительные признаки выездной налоговой проверки………………5
1.2. Порядок проведения выездной проверки………………………………..9
1.3.Нормативно-законодательное регулирование и регламент выездной налоговой проверки…………………………………………………………………….13

2. Методика проведения выездной налоговой проверки……………………..20
2.1. Планирование выездной налоговой проверки…………………………20
2.2. Методы проведения выездной налоговой проверки…………………...23
2.3. Оценка эффективности выездной налоговой проверки………………..27

3. Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки…………………………………………………………………………………31
3.1. Совершенствование модели предпроверочного анализа………………31
3.2. Меры по повышению эффективности выездной налоговой проверки..34
3.3. Совершенствование подхода к проведению выездных налоговых проверок после введения концепции «Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков при планировании ВНП»…………………………………37

Заключение………………………………………………………………………44

Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_Trofimova1.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

В целях целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы МНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников. 
Работа налогового органа по формированию информационных ресурсов о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:

  • непрерывность - обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
  • систематизация - создание информационных баз данных в разрезе каждого налогоплательщика (досье налогоплательщика);
  • актуализация - своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
  • полнота - наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
  • достоверность - предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел. В целях осуществления такого анализа производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников, направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы, истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений, получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
  • организация рациональной системы обработки и хранения информации - включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов (АИС "Налог").

Таким образом, порядок организации и проведения ВНП четко регламентирован НК РФ и нормативно-правовыми актами ФНС. Законодательная база по ВНП является многообразной и имеет иерархическую структуру. Основными этапами проверки являются:

  • подготовка к проведению выездной проверки;
  • проведение ВНП;
  • оформление акта, подписание акта и вручение его налогоплательщику;
  • рассмотрение материалов проверки и принятие решения по ним, реализация принятого решения.

Все эти нормативные акты направлены на четкое определение действий налогового инспектора при проведении налоговой проверки. Они помогают как и налоговым органам правильно исполнять свою задачу, так и налогоплательщикам, у которых проводится налоговая проверка.

Все эти документы находятся в свободном пользовании и каждый налогоплательщик может ими воспользоваться, в случае:

  • Уточнить легальность действий налогового инспектора при проведении налоговой проверки;
  • В составление правильной формулировки при предъявлении жалобы на налоговый орган, по окончанию налоговой проверки;
  • Если происходит изымания какого-либо документа, налогоплательщик может посмотреть список документов, которые налоговые органы могут изъять;
  • Правильно и грамотно объяснить свои жалобы и требования в судебном порядке.

В связи с необходимостью обеспечения результативности выездных проверок и сокращением затрат на без результативные проверки, в настоящее время особое значение уделяется этапу планирования и выбору объекта такой проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика проведения выездной налоговой проверки.

2.1. Планирование выездной налоговой проверки.

 

Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ была утверждена концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

При отборе кандидатов для выездной налоговой проверки проводится всесторонний анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика на основе информации, поступившей налоговым органам:

    • из внутренних источниках ( информация, полученная налоговыми инспекторами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них обязательствах);
    • из внешних источников (информация, полученная от других контролирующих и правоохранительных органов).

Вероятность попасть в план проведения выездных налоговых проверок возрастает у тех налогоплательщиков, в отношение которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.[2]

Концепция разработана в целях:

  • Создание единой системы планирования выездных налоговых проверок;
  • Повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;
  • Обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих свои налоговые обязательства;
  • Сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;
  • Информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность не включения его в план выездных налоговых проверок.

Поэтому налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов. (Таблица 3).

Таблица 3 - Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков при планирование ВНП. [2]

Критерии

Содержание критериев

Критерий 1

Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Критерий 2

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Критерий 3

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Критерий 4

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Критерий 5

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Критерий 6

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

Критерий 7

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

Критерий 8

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Критерий 9

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

Критерий 10

Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

Критерий 11

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Критерий 12

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.


 

План проведения ВНП утверждается руководителем или заместителем руководителя налогового органа, в соответствии с которым составляется график проверок.

Пример 1.

Налоговые органы в системе критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков при планирование ВНП пользуются только некоторыми критериями, которые они считают более приемлемыми. Пользуясь только выборочными критериями,  налоговые органы тратят меньше времени, меньше сил и их работа станется более эффективной. В данной таблице проанализируем работу налоговых инспекторов при планирование выездной налоговой проверки.(Таблица 4).[8, c. 69]

Таблица 4- Анализ критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков при планирование ВНП. [8, c. 69]

        Наименование показателя

Количество

Доля, %

Юридических лиц, у которых используются критерии при включении в ПП за 2009-2011 гг.

2009

2010

2011

2009

2010

2011

Количество ЮЛ в ПП

98

183

129

23,9

44,6

31,5

Критерий 1

85

159

123

23,2

43,3

33,5

Критерий 2

8

9

11

28,6

32,1

39,3

Критерий 3

76

141

129

22,0

40,8

37,3

Критерий 4

21

124

26

12,3

72,5

15,2

Критерий 5

40

132

101

15,0

48,4

37,0

Критерий 8

-

1

14

-

6,6

93,3

Критерий 9

-

2

-

-

100

-

Критерий 10

1

-

4

20

-

80

Критерий 11

91

175

126

23,2

44,6

32,1

Критерий 12

2

5

14

9,5

23,8

66,6

Среднее арифметическое значение количества критериев, по которым ЮЛ в ПП

3,3

4,1

4,2

-

-

-

Максимум

6

6

7

-

-

-

Минимум

1

1

2

-

-

-


 

Анализ показателей свидетельствует о том, что самое большое значение из критериев за все 3 года имеет № 11 (значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики), и он составляет в 2010 г. 175. Это может быть вызвано после кризисной ситуацией, когда многие юридические лица уклонялись от уплаты налогов, ссылаясь на «тяжелое» экономическое положение.

В 2011 году количество юридических лиц в ПП сократилось до 129, но основные ошибки стали совершаться по критерию №3 (отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период) и он составил 129. Это говорит о том, что каждый налогоплательщик совершал в этом критерии ошибку.

 Также повысился критерий  №8 в 2011 году, по сравнению с 2009 и 2010 годах и составил 93,3%. Это может  быть вызвано новыми нелегальными  схемами с фирмами однодневками  и организациями, не являющимися  резидентами РФ.

 

2.2. Методы проведения выездной налоговой проверки.

 

В соответствие с этими критериями методы можно разделить на несколько групп:   

  • Методы документального контроля – истребование и выемка документов; проверка соблюдение правил сопоставления, достоверности и подлинности документов; изучение обоснованности бухгалтерских проверок.
  • Методы фактического контроля – инвентаризация имущества налогоплательщика; экспертиза; привлечение специалиста; проверка объемов выполненных работ; встречная сверка и взаимная сверка документов; контрольных запуск сырья и материалов в производство; контрольная закупка.
  • Расчетно-аналитические методы – технико-экономические расчеты; нормативное (контрольное) сличение; группировка и обобщение; логическая оценка сведений, содержащихся в документах; экономический анализ планов, фактических и отчетных данных.
  • Информативные методы – истребование письменных справок и объяснений налогоплательщика; инструктирование налогоплательщиков и разъяснение действующего законодательства.

Для большей эффективности налоговых проверок налоговые органы могут применять еще 2 метода:

  • Базовый – при проверке сравниваются данные финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, представленных им в декларации или отчетах, с фактическими данными, отраженных в первичных документах, либо полученной на основании иной достоверной информации.
  • Частный – применяется в зависимости от задания, опыта налогового инспектора, конкретных обстоятельств при проведение проверки.

Информация о работе Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки