Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование результатов применения методики планирования выездной налоговой проверки.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить основные положения Налогового кодекса РФ по выездной налоговой проверке;
- рассмотреть регламент выездной проверки;
-ознакомиться с основными этапами планирования и методами проведения выездной налоговой проверки;
- предложить меры по совершенствованию порядка проведения выездной налоговой проверки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы и регламент проведения выездной налоговой проверки…......................................................................................................................5

1.1. Отличительные признаки выездной налоговой проверки………………5
1.2. Порядок проведения выездной проверки………………………………..9
1.3.Нормативно-законодательное регулирование и регламент выездной налоговой проверки…………………………………………………………………….13

2. Методика проведения выездной налоговой проверки……………………..20
2.1. Планирование выездной налоговой проверки…………………………20
2.2. Методы проведения выездной налоговой проверки…………………...23
2.3. Оценка эффективности выездной налоговой проверки………………..27

3. Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки…………………………………………………………………………………31
3.1. Совершенствование модели предпроверочного анализа………………31
3.2. Меры по повышению эффективности выездной налоговой проверки..34
3.3. Совершенствование подхода к проведению выездных налоговых проверок после введения концепции «Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков при планировании ВНП»…………………………………37

Заключение………………………………………………………………………44

Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_Trofimova1.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность налоговых проверок может быть обеспечена только взаимодействия с другими его формами и использование разных методов, способов, приемов, присущих каждому из них в отдельности.

Многообразие видов проверок позволяет их классифицировать по различным признакам.( Таблица 2)[3, c.11]

Таблица 2 – Классификация проверок по признакам

Признак

Виды проверок

1. В зависимости от объема проверяемых  документов, места и метода.

1. Камеральная налоговая проверка

2. Выездная налоговая проверка

3. Комплексная налоговая  проверка

2. От количества задач налоговой  проверки, которые стоят перед  инспектором.

1. Сплошные проверки

2. Выборочные проверки

3. Целевые проверки

3. От объема проводимых проверок.

1. Полные проверки

2. Частичные проверки

4. С учетом повторения.

1. Первичные проверки

2. Дополнительные проверки

3. Повторные проверки

4. Ликвидационные проверки

5. По способу организации.

I. Плановые – при которых основным является:

  1. Вид деятельности
  2. Период работы
  3. Несвоевременность предоставления отчетности
  4. Наличие задолженности

II. Внеплановые:

  1. Ликвидация
  2. Реорганизация
  3. Решение вышестоящего налогового органа

 

Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. №ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.[2]

Налоговые органы считают, что этот документ должен привести к повышению налоговой дисциплины, сокращению объемов теневой экономики и повышению доходов государства. Основной идеей Концепции является установление понятных для налогоплательщиков и единых для всех налоговиков критериев отбора для выездных налоговых проверок. Как отмечается в документе, планирование проверок станет открытым процессом, основанным на отборе организаций по критериям риска совершения налогового правонарушения. Концепция адресована всем плательщикам налогов (в том числе организациям и индивидуальным предпринимателям). Выездные налоговые проверки будут назначаться в зависимости от вероятности нарушения организацией налогового законодательства. Кроме того, налоговики предлагают организациям самостоятельно оценить риск назначения в отношении них выездной налоговой проверки. Для этого чиновники вводят 12 общедоступных критериев, по которым любая организация сможет определить, насколько вероятно включение ее в планы проверок.[8, c.43]

С 2007 году налоговые органы не вправе были проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, как это было ранее. Однако исключение составляют случаи принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Кроме того, начиная с 2007 года, при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств (п. 5 статьи 89 НК).[1]

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать сведения, перечисленные в п. 2 статьи 89 НК:

- полное и сокращенное наименования  либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты  которых подлежит проверке;

- периоды, за которые проводится проверка;

- должности, фамилии и инициалы  сотрудников налогового органа, которым поручается проведение  проверки.[6, c.174]

Согласно п. 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. При этом срок проведения проверки начисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведении проверки (п. 8 статьи 89 НК). В некоторых случаях срок налоговой проверки  может быть продления с трех до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

В статью 89 НК РФ внесен п. 9, согласно которому руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 статьи 93.1 НК;

2) получения информации от иностранных  государственных органов в рамках  международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык  документов, представленных налогоплательщиком  на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию, указанному в п.п. 2, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Законом установлен порядок проведения повторной выездной налоговой проверки (п. 10 статьи 89 НК). Повторной проверкой может быть охвачен только трехлетний срок, предшествовавший году вынесения решения о назначении повторной проверки. Повторная налоговая проверка может проводиться также в случае подача уточненной декларации, по которой сумма налога меньше первоначально заявленной (пп. 2 п. 10 статьи 89 НК). Кроме того, если в ходе повторной проверки выявлено налоговое правонарушение, которое не было выявлено в ходе первоначальной проверки, то штраф на проверяемое лицо не налагается, за исключением тех случаев, когда правонарушение было скрыто в ходе первоначальной проверки по сговору с должностным лицом налогового органа.[9, c.26]

Таким образом, рассмотрев виды и порядок проведения налоговой проверки, можно сделать выводы, что:

1. Все виды налоговых проверок  тесно связанны между собой, и чтобы достичь максимальной эффективности при выявлении налоговых правонарушений, налоговый инспектор должен уметь пользоваться всеми инструментами налогового контроля.

2. Для налогоплательщиков были  созданы 12 критериев отбора, которые помогают налогоплательщику обнаружить ошибку или неточность в своей  отчетности до назначения налоговой проверки, что способствует лучшему взаимодействию между налогоплательщиком и налоговым органом.

 

 

1.3. Нормативное и законодательное  регулирование и регламент выездной налоговой проверки.

 

Самым высоким по статусу документом, определяющим нормативно–правовую базу налоговых проверок, является Конституция РФ.

Конституционное законодательство имеет основополагающее значение для всех отраслей законодательства, права и правовых институтов. Принципиальное значение для формирования и функционирования всей системы налогового законодательства имеет норма Конституции РФ, содержащаяся в ч. 1 ст. 15, согласно которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России. Кроме того, некоторые нормы конституционного права, не теряя своего значения, одновременно входят в состав налогового права.

Так, ст. 57 Конституции РФ содержит положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта норма является базовой, исходной для выработки принципов и механизмов правового регулирования налоговых отношений. Нормы этой статьи выполняют и охранительные функции по защите интересов всех налогоплательщиков, поскольку запрещают необоснованное увеличение налогового бремени путем придания налоговым предписаниям обратной силы.

В других статьях Конституции РФ устанавливается компетенция федеральных и местных органов власти по вопросам регулирования налоговых отношений и регламентируются особенности принятия законов по вопросам налогообложения.

Второй по значимости главный нормативно-правовой документ – это Налоговый кодекс РФ. Он является самым главным документом при проведении выездной налоговой проверки. В нем установлены:

  • Круг лица, которые могут проводить выездные налоговые проверки;
  • Должностные полномочия, при проведение выездной налоговой проверки;
  • Сроки и порядок приведения выездной налоговой проверки;
  • Порядок и факты приостановления выездной налоговой проверки;
  • Размер налоговых санкций, штрафов, пеней, при обнаружении налогового правонарушения;
  • Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;
  • Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта;
  • Участие свидетеля;
  • Иные мероприятия, которые может проводить налоговый инспектор на территории налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводиться в соответствии со ст. 89 НК РФ и внутренними распорядительными документами налоговых органов, к которым, в частности, относятся[8, c.38]:

  • Приказ МНС РФ от 08.10.1999 г. № АП-3-16/138 «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок» (с изм. и доп. от 07.02.2000 г.);
  • Приказ МНС РФ от 10.04.2000 г. № АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. № 60 « О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах»;
  •   Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утвержденный Приказом МНС РФ от 18.08.03 № БГ-4-06/23 дсп.;
  • Приказ от ФНС РФ от 30.05.07 г., N MM-3-06/333@ « Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
  • Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
  • Приказ Федеральной регистрационной службы и ФНС России от 08.09.2005 г. № 130/САЭ-3-21/436 « Об утверждении соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной регистрационной службы и ФНС России»
  • Приказ МНС РФ и Фонда социального страхования России от 27.08.2004 г. № САЭ-3-08/479/153 « О внесении изменений в Порядок взаимодействия МНС РФ и ФСС РФ при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в электронном виде».
  • Приказ МНС РФ и Управление делами Президента РФ от 09.08.2004 г. № САЭ-3-09/493/187 «Об утверждении Порядка взаимодействия МНС РФ и Управления делами Президента РФ по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в электронном виде».
  • Приказ МНС РФ и МВД РФ от 08.07.2004 г. № САЭ-3-09/416/319 «Об утверждении Порядка взаимодействия МНС РФ и МВД РФ по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в электронном виде».
  • Постановление Правительства РФ от 12.08.2004 г. № 410 « О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами ФНС России».

и другие.

 

Особое место в системе налогового контроля принадлежит взаимодействию налоговых и правоохранительных органов при проведение налоговых проверок. В соответствие с  Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системой федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, имеет право участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов (п. 28 ст. 13)  и получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством РФ сведения, составляющие налоговую тайну( п.29 ст.13).

В частности, п. 34 ст. 12 ФЗ « О полиции» предусмотрена обязанность направлять материалы в налоговые органы для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действия, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов РФ. Указанные материалы должны быть высланы в налоговые органы в течение 10-ти дней со дня выявления указанных обстоятельств.

При проведении ВНП налоговые органы также используют методические рекомендации по проведению ВНП по видам налогов, разработанные ФНС России. Методические рекомендации нередко имеют нормативный характер. Хотя их юридическая обязательность выражена менее четко (по сравнению, например, с инструкциями, указаниями), а само наименование говорит о рекомендательной направленности, нормативное значение большинства их них очевидно (как и практическая польза). Например, Методические рекомендации по осуществлению налоговыми органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на доходы физических лиц при проведении выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей; Методические рекомендации по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций, в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения.

Существуют разные нормативные акты по методике проведения ВНП. Однако часть из них, наиболее важная с точки зрения раскрытия всех тонкостей проведения ВНП для налогоплательщиков, находится под грифом «ДСП» («для служебного пользования») и не подлежит огласке среди налогоплательщиков. Чаще всего такие «закрытые», внутренние, обязательные для исполнения всеми налоговыми органами инструкции и являются непосредственным руководством к действию для налоговых органов, своего рода законом.

Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок устанавливает единый порядок проведения работы налоговых органов по планированию и подготовке выездных налоговых проверок. 
Регламент определяет основные принципы и направления реализации налоговыми органами процедуры отбора налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее - налогоплательщиков) для проведения выездных налоговых проверок. Положения Регламента распространяются также на филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения налогоплательщиков-организаций.

Информация о работе Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки