Корпоративное налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являлось исследование сущности и понятия корпоративного налогового планирования, его организация на примере конкретного предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
описание элементов, этапов и принципов налогового планирования;
рассмотреть налоговое планирование на предприятии ОАО «Сыктывкарстрой»;
провести анализ налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки на предприятии;
исследовать аспекты налоговой оптимизации на предприятиях.

Файлы: 1 файл

Самасработа.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях хозяйствования особую роль приобретает  налоговое планирование на предприятии. Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности любого коммерческого предприятия. Его можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему Налоговому Кодексу. Эффективная система налогового планирования в коммерческих организациях способна выступить связующим звеном между стадиями и комплексами экономического планирования.

Сущность налогового планирования заключается в признании  за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных объектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы и духа закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Роль налогового планирования в экономике современного предприятия  обусловила внимание ученых к исследованию проблемы функционирования налогового планирования. В многочисленных работах  по данной проблематике приводится множество дефиниций налогового планирования, указывается место налогового планирования в системе управления предприятием, проявляется роль различных структурных подразделений в налоговом планировании, проецируются различные модели и способы оптимизации и минимизации налогообложения. В то же время необходимо отметить, что проблема планирования налоговых платежей рассматривается в основном с позиций практических рекомендаций руководителям, бухгалтерам, экономистам по налогам, разъясняющих методику законного снижения налоговых отчислений.

Таким образом, планирование налоговых отчислений предприятиями  в современный период развития способно стать одной из важнейших и  полезнейших функций управления предприятием, которая, к сожалению, пока не имеет должной теоретической  обоснованности, а на практике применяется только сугубо в целях уменьшения налоговых выплат в бюджет, без учета существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной структуре предприятия, носит бессистемный характер. Все это и обусловливает актуальность темы настоящей работы.

Целью курсовой работы являлось исследование сущности и понятия корпоративного налогового планирования, его организация на примере конкретного предприятия.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются  и решаются следующие задачи:

  • раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
  • описание элементов, этапов и принципов налогового планирования;
  • рассмотреть налоговое планирование на предприятии ОАО «Сыктывкарстрой»;
  • провести анализ налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки на предприятии;
  • исследовать аспекты налоговой оптимизации на предприятиях.

Объектом исследования является организация налогового планирования на предприятии в ОАО "Сыктывкарстрой". 

Предмет  исследования - структура налогового планирования, ее элементы, этапы и принципы, а также эффективность системы налогообложения на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОРПОРАТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
    1. Содержание корпоративного налогового планирования

Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается чрезмерно высокой ролью бухгалтерии предприятия в данной области планирования и некоторой толерантностью и индифферентностью экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.
Термин «налоговое планирование» достаточно часто  встречается в специальной литературе, посвященной налоговой проблематике, однако понимают его по-разному: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ»[1]; «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах»[2]; «…деятельность налогоплательщика, направленная на минимизацию его налоговых обязательств»[7, с.52]; «…создание системы договоров и комбинации различных форм налогообложения с целью максимально снизить налоги и минимизировать в рамках действующего законодательства возможную ответственность, а также сохранить заработанные капиталы»[8, с.31]; «целенаправленные правовые действия налогоплательщика, направленные на минимизацию налоговых платежей»[11, с.58].
Таким образом, как зарубежные, так и отечественные  исследователи под налоговым  планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время, налоговое планирование призвано не только, уменьшать налоговые платежи предприятия, а оптимизировать налоговые потоки, стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием. Оптимизация налогового бремени организацией закладывает основу для роста массы налоговых поступлений в бюджетную систему в перспективе.
Корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации [1]. Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например инвестирование средств, реорганизация предприятия, создание филиала, выход на новый рынок, увеличение объема производства, выбор делового партнера и т. п., должно быть оценено с учетом налоговых последствий. Следует отметить, что на уровне предприятия такие функциональные элементы корпоративного налогового менеджмента как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль неразрывно связаны и происходят как единый процесс, вследствие чего складывается впечатление, что на предприятии имеет место только налоговое планирование, хотя налоговое регулирование и контроль сохраняют свою относительную самостоятельность в составе корпоративного налогового менеджмента.
Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет стабильность налогового законодательства, в странах с развитой рыночной экономикой существенные изменения в налоговую систему вносятся не чаще, чем раз в десять лет, а многие налоговые законы действуют без значимых изменений в течение десятилетий. В России существенные поправки к налоговым законам принимаются ежегодно. Очевидно, в таких условиях строить какие-либо перспективные схемы довольно рискованно, хотя и необходимо.
Налоговое планирование, как и любую управленческую деятельность, можно представить в виде системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых видоизменяются мероприятия по планированию налогов.
Фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.
На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных договоров, в частности: составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки; разрабатываются текущие и среднесрочные инвестиционные планы, включая экономию на налогах как один из источников финансирования.
Стратегическое налоговое  планирование – заключительный, наивысший уровень налогового планирования. Это деятельность, связана с выработкой способов оптимизации налоговых потоков предприятия; результатом этого процесса выступает налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия. Таким образом, налоговое планирование начинается с определения стратегических целей предприятия, именно они формируют потребность в принятии тех или иных управленческих решений, в зависимости от них строится структура предприятия и связи внутри нее.
    1. Классификация и виды корпоративного налогового планирования

Говоря о классификации  налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и  структуру построения цепочки наилучших  способов достижения поставленных целей, во-вторых, временные рамки, с одной стороны, ограничивающие постановку невыполнимых задач и целей, а с другой – выступающие индикатором эффективности планируемых действий путем сравнения прогнозируемого и фактического результата.

Обобщая различные точки  зрения, можно дать следующую классификацию  видов налогового планирования:

  1. по объектам управления:

- внешнее (учредителями, сторонними консультантами, представителями государственных органов и т. п.);

- внутреннее (исполнительными органами организации, его структурные подразделения);

2) по юрисдикции (территории действия):

- внутри страны (национальное);

- международное;

3)  по длительности периода и характера решаемых задач:

- оперативное;

- тактическое;

- стратегическое;

4) по законности действий налогоплательщика:

- законное (манипулирование, положениями существующего законодательства, используя его несовершенство, сложность и противоречивость);

- противозаконное налоговое планирование, при котором применяются противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей;

5) по стадиям финансово-производственного цикла: налоговое планирование

- на стадии создания предприятия;

- в период его существования;

- на стадии ликвидации ;

6) по ожиданиям, возлагаемым на налоговое планирование:

- оптимистическое;

- пессимистическое;

- реалистическое;

7) по воздействию на налоговую нагрузку:

- оптимизационное (направленное на оптимизацию и минимизацию налоговых потоков предприятия);

- классическое (направленное на расчет будущих налоговых платежей).

    1. Принципы корпоративного налогового планирования

Существует достаточно большое количество различных вариантов  принципов налогового планирования. Здесь представлены наиболее грамотно отражающие налоговое планирование идеи, начала. Налоговое планирование на предприятии основывается на особых принципах, которые представлены на рис. 1.[9, с.126]


 






 








 Введения 





 

 

Рис. 1. Принципы налогового планирования на предприятии

Другой подход представлен следующей группой принципов:

1. Принцип разумности – означает, что «все хорошо – что в меру». Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие – государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.

Информация о работе Корпоративное налоговое планирование