Камеральные налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли и значения камеральных налоговых проверок в работе налоговых органов.
Основные задачи:
- изучение понятия, сущности, порядка проведения камеральных налоговых проверок;
- изучение роли и значения камеральной налоговой проверки в работе налоговых органов;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ и тд.docx

— 122.73 Кб (Скачать файл)

Если  при проведении камеральной проверки обнаружены признаки налогового преступления, то это даёт налоговому органу повод  обратиться к Уголовному законодательству. Уголовная ответственность за уклонение  от уплаты налогов (гражданами или организациями) предусматривает, помимо штрафов, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности, также и лишение свободы (статья 198-199 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

В целом в гл. 16 НК РФ предусматривается  ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

- нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

- уклонение от постановки на  учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ);

- нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии  счета в банке (ст. 118 НК РФ);

- непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета  доходов и расходов и объектов  налогообложения (ст. 120 НК РФ);

- неуплата или неполная уплата  сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

- невыполнение налоговым агентом  обязанности по удержанию и  (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения  имуществом, на которое наложен  арест (ст. 125 НК РФ);

- непредставление налоговому органу  сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля (ст. 126 НК РФ);

- неявку либо уклонение от  явки, а также неправомерный отказ  от дачи показаний либо дачу  заведомо ложных показаний лицом,  вызываемым в качестве свидетеля  (ст. 128 НК РФ);

- отказ эксперта, переводчика или  специалиста от участия в проведении  налоговой проверки, дачу заведомо  ложного заключения или осуществление  заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);

- неправомерное несообщение сведений  налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ).[12]

Рассмотрим статистику налоговых  правонарушений, согласно статистическим данным совершаемых в Российской Федерации на современном этапе его развития. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Статистика налоговых правонарушений в Российской Федерации на современном этапе.

Вид налогового правонарушения

Удельный вес (%)

Занижение объема реализованной продукции

41,3%

Сокрытие выручки от реализации продукции

13,7%

Завышение себестоимости

10,5%

Осуществление коммерческой деятельности без лицензии

4%

Превышение предельно допустимой суммы при расчете наличными

3%

Осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности

1,8%

Ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции

1,9%

Прочие виды правонарушений

23,8%


 

Как свидетельствуют данные статистики, основными способами совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной  продукции (41,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7%), завышение  себестоимости (10,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных правонарушений. Другие способы совершения налоговых нарушений встречаются значительно реже.

Наибольшее количество нарушений  налогового законодательства в крупном  и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3%), торговле (17,4%), строительстве (17%), сельском хозяйстве (11,6%). Среди отраслей промышленности следует выделить пищевую (4,3%), машиностроение и металлообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (2,5%). Доля нарушений  налогового законодательства на транспорте составила 4,7%, в кредитно-финансовой сфере - 2% от всех выявленных нарушений.

 

3 Проблемы и пути совершенствования порядка проведения камеральных налоговых проверок

 

 

В механизме  налогового контроля камеральная налоговая  проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

Согласно  ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т.д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций.[12]

В связи  с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы. 
Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральной налоговой проверки, в последние годы претерпевает существенные изменения, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральной налоговой проверки остаются нерешенными, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.

В целях  обеспечения выполнения своей главной  задачи – контроля за соблюдением налогового законодательства – налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля, а именно постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.

Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Необходимыми  признаками любой действенной системы  налогового контроля являются:

- наличие  эффективной системы отбора налогоплательщиков  для проведения документальных  проверок, дающей возможность выбрать  наиболее оптимальное направление  использования ограниченных кадровых  и материальных ресурсов налоговой  инспекции, добиться максимальной  результативности налоговых проверок  при минимальных затратах усилий  и средств, затрачиваемых на  их проведение, за счет отбора  для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых  нарушений у которых представляется  наибольшей;

- применение  эффективных форм, приемов и методов  налоговых проверок, основанных  как на разработанной налоговым  ведомством единой комплексной  стандартной процедуре организации  контрольных проверок, так и на  прочной законодательной базе, предоставляющей  налоговым органам широкие полномочия  в сфере налогового контроля  для воздействия на недобросовестных  налогоплательщиков;

- использование  системы оценки работы налоговых  инспекторов, позволяющей объективно  учесть результаты деятельности  каждого из них, эффективно  распределить нагрузку при планировании  контрольной работы.

Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом.

Говоря  конкретно о камеральных проверках, следует отметить, что одна из важнейших  задач в этом вопросе - совершенствование  действующего программного обеспечения  процедуры таких проверок и отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Применяемые налоговыми органами программно-информационные комплексы позволяют проводить  не только автоматизированную камеральную  проверку и камеральный анализ, но и по их результатам - отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых  проверок. Вместе с тем, недостатком  действующего программного обеспечения  процедур камеральных проверок и  камерального анализа является то, что оно предполагает полную автоматизацию  только самой процедуры камеральной  проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется преимущественно в запросном  режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно. При этом весьма велика роль субъективного  фактора.

Кроме того, действующее программное обеспечение  разработано без учета отраслевой специфики налогоплательщиков и  не ориентировано на сопоставление  уровней отдельных показателей, содержащихся в отчетности, с предельными  значениями этих показателей для  соответствующей отрасли.

Очевидно, что основной путь совершенствования  системы налогового контроля - переход  к информационным технологиям, позволяющим  полностью автоматизировать процесс  отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций  соответствующих отраслей экономики  значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговые органы проводят работу по подготовке автоматизированной процедуры отбора на основе построения экономико-математической модели налогоплательщика с целью  определения потенциальной суммы  его налоговых обязательств. Далее исходя из размера отклонения потенциального размера налоговых обязательств от реальной суммы уплачиваемых в бюджет налогов будет определяться перечень объектов для проведения выездной проверки. Разработка и внедрение такой системы позволит поднять на качественно новый уровень эффективность системы налогового контроля.

В заключении хотелось бы отметить, что никакое  совершенствование форм не даст положительных  результатов, если налоговый инспектор  не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.[11,7,14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Контроль в налоговой деятельности – это метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства, одной из основных форм которого является камеральная проверка.

Значение данного вида проверок для всей системы налогового контроля велико. Во-первых, камеральная проверка является методом, реализующим предварительный контроль, и ее эффективное проведение позволяет выявить нарушения налогового законодательства еще на стадии планирования контрольных мероприятий. Во-вторых, по итогам камеральной проверки происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, а эта процедура очень важна. В-третьих, растет значение камерального анализа как методической основы контрольной работы.

Перечисляя  доказательства того, какую немаловажную роль играет в системе налогового контроля камеральная проверка, нельзя забывать о необходимости совершенствования  процесса ее проведения. Ведь эффективность  всей системы зависит от состояния  каждого из ее элементов. И лишь в  случае положительных результатов  работы всей налоговой системы будет, достигнут баланс в бюджете, и российская экономика сможет подняться на более высокий уровень. Следовательно, будет достигнута стабильность финансовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1 Адамов, Д.К. Порядок проведения налоговых проверок //Финансы.- №3.- 2007.

2 Беркут, О.А. Налоговые проверки как форма налогового контроля // Журнал «Российский налоговый курьер».- № 7.- 2007.

3 Брызгалин, А.В. Налоги и налоговое право. – М., Центр, Налоговое право и финансы.- 2007.

4  Галин, И.С.  Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок// Налоговед.- 2007.- № 7.

5 Глухов, В.В., Дольде, И.В., Некрасова Т.П. Налоги. Теория и практика.- СПб.-2007.

6 Горинова, И.В. О проведении налоговых проверок // Налоговый вестник.- 2008.- № 8.

7 Евстигнеев, Е.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Е.Н. Евстигнеев. - М.: ИНФРА-М.- 2007.

8  Крохина, Ю.А. Налоговое право. Учебник 2-е издание. Изд.: Высшее образование.- 2007.

9 Литвинова, О. С. Налоговая проверка предприятия // Журнал “Российский налоговый курьер”.- № 11.- 2007.

10 Мачехин, В.А. Налоговый кодекс и налоговое планирование // Законодательство. - 2009. - № 10.

11 Миронова, В.А., Халафеева, Ф.Ф. Налоговое администрирование / Под ред. – М.-  Омега-Л.- 2008.

12 Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на сентябрь 2012г. – М.: Проспект, 2012.- ISBN 978-5-392-00454-6.

13 Окунева, Л.П. Налоги и налогообложение в России.– М.- 2009.

14 Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика.- 2008.

15 Панин, В.А. Оформление результатов налоговой проверки // Журнал «Российский налоговый курьер».- № 2.- 2008.

16 Пономарев, А.И., Игнатова, Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации.- Финансы и статистика.- 2010.

17 Попонова, Н.А. Организация налогового учета и налогового контроля: Учебное пособие / Н.А. Попонова, Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди. – М.: Изд-во Эксмо.- 2009.

18 Сергеев, Ю. В. Правовое регулирование налоговых отношений: Учебное пособие. – Якутск.- 2010.

19  Камеральные налоговые проверки.- Режим доступа: www.consultant.ru

20 Официальный сайт  Федеральной налоговой службы.– Режим доступа: www.nalog.ru

21 Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы по городу Москва. – Режим доступа: www.r77.nalog.ru

 

 

 


Информация о работе Камеральные налоговые проверки