Камеральные налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли и значения камеральных налоговых проверок в работе налоговых органов.
Основные задачи:
- изучение понятия, сущности, порядка проведения камеральных налоговых проверок;
- изучение роли и значения камеральной налоговой проверки в работе налоговых органов;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ и тд.docx

— 122.73 Кб (Скачать файл)

Кроме налоговых деклараций в ходе камеральной проверки используются формы бухгалтерской отчетности, которые представляются в налоговую  инспекцию в соответствии с законодательством  о бухгалтерском учете, а также  иные документы, представленные налогоплательщиком самостоятельно, или затребованные  у него налоговым органом.

В ходе камеральной проверки используются и материалы встречных проверок, проведенных налоговой инспекцией, и документы о деятельности проверяемого плательщика, полученные налоговой  инспекцией из других источников. Однако все эти документы являются не объектами, а средствами, используемыми для проверки данных, указанных налогоплательщиком в своей декларации.

Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа. Круг этих лиц определяется в соответствии с их служебными обязанностями без  какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Налоговая инспекция  обязана обеспечивать полноту охвата камеральными проверками всей налоговой  отчетности, представляемой налогоплательщиками  в налоговый орган. При этом камеральной  проверкой должны быть охвачены только те показатели документов, входящих в  состав налоговой отчетности, которые  имеют значение для правильного  исчисления налогоплательщиком объектов налогообложения и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.

Принятие налоговой отчетности производится сотрудниками, специально назначаемыми на конкретный отчетный период приказом руководителя налогового органа (его заместителя). Эти сотрудники должны принимать весь комплект представляемых в налоговый орган форм налоговой  отчетности. Закрепление за инспекторами обязанностей по принятию декларации по отдельным видам налогов (кроме  деклараций о доходах физических лиц), а также по принятию налоговой  отчетности от заведомо определенных налогоплательщиков не допускается.

При отправке налогоплательщиком налоговой  отчетности по почте днем ее представления  считается дата отправки заказного  письма с описью вложения.

Не позднее следующего рабочего дня налоговая отчетность регистрируется и передается в отделы, ответственные  за проведение камеральных налоговых  проверок. Регистрация принятой налоговой  отчетности осуществляется, как правило, с использованием компьютерных средств. 

В случае отсутствия технических возможностей для автоматизации процесса регистрации  принятой налоговой отчетности, способ ее регистрации определяется налоговым  органом самостоятельно.[10,19]

Основными этапами камеральной проверки являются следующие:

1 Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

2 Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.).

3 Проверка своевременности представления налоговой отчетности.

4 Проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет.

5 Проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

6 Проверка правильности исчисления налоговой базы. На данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

В случае выявления камеральной  проверкой фактов неправильного  отражения показателей в налоговой  декларации, приводящих к неполной или излишней уплате налогоплательщиком сумм налогов, результаты проведения проверки фиксируются налоговым инспектором.

После завершения проверки налоговой  декларации налоговый инспектор  ставит в ней свою подпись и  указывает дату завершения проверки.

Если камеральной проверкой  выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие  исправления в установленный  налоговым органом срок, не превышающий  пяти рабочих дней. Если налогоплательщик не внес соответствующие исправления  в установленный срок, то при наличии  оснований полагать, что налогоплательщиком допущены налоговые правонарушения, он должен быть рекомендован для включения  в план проведения выездных налоговых  проверок.

В случае если по результатам камеральной  проверки налоговых деклараций обнаружены ошибки в исчислении сумм налогов, не повлекшие за собой занижение  сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, работниками отделов, ответственных  за проведение камеральных налоговых  проверок, формируются в двух экземплярах  реестры, которые вместе с налоговыми декларациями не позднее следующего рабочего дня после проведения камеральной  проверки передаются в отдел учета  и отчетности для проведения в лицевых счетах налогоплательщиков сумм налогов по результатам камеральной проверки.

Если проведенной камеральной  проверкой выявлены нарушения правил составления налоговой декларации, которые привели к занижению  сумм налогов, подлежащих уплате, факт налогового правонарушения достоверно установлен и не требует проведения для его подтверждения выездной налоговой проверки, то в десятидневный  срок со дня проведения камеральной  проверки руководителем налогового органа или его заместителем выносится  решение о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения. Решение оформляется в виде постановления в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.[12]

В постановлении налогового органа о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки указываются:

- обстоятельства совершенного  налогоплательщиком налогового  правонарушения, как они установлены  проведенной проверкой,

-  документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;

- обстоятельства, смягчающие или  отягчающие вину налогоплательщика  за совершение налоговых правонарушений; виды налоговых правонарушений;

- размеры применяемых налоговых  санкций со ссылкой на соответствующие  нормы Налогового кодекса Российской  Федерации.

На основании вынесенного постановления  о привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику  направляется требование об уплате недоимки по налогу, пеням, суммам налоговых  санкций, а также об устранении выявленных нарушений. Требование направляется в  десятидневный срок со дня вынесения  соответствующего постановления. Требование и копия постановления вручаются  налогоплательщику или его представителю  под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения указанных документов налогоплательщиком или его представителем.[16]

 

 

 

 

 

2.2 Порядок оформления  результатов камеральных проверок  и принятие решений по ним

 

 

В случае выявления нарушений  законодательства о налогах и  сборах в ходе проведения камеральной  налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную  проверку, должен быть составлен акт  налоговой проверки по установленной  форме в течение 10 дней после окончания  камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается  лицами, проводившими соответствующую  проверку, и лицом, в отношении  которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась  налоговая проверка, или его представителя  подписать акт делается соответствующая  запись в акте налоговой проверки. В акте налоговой проверки указываются:

1) дата  акта налоговой проверки. Под  указанной датой понимается дата  подписания акта лицами, проводившими  эту проверку;

2) полное  и сокращенное наименование, либо  фамилия, имя, отчество проверяемого  лица. В случае проведения проверки  организации по месту нахождения  ее обособленного подразделения  помимо наименования организации  указываются полное и сокращенное  наименования проверяемого обособленного  подразделения и место его  нахождения;

3) ФИО  лиц, проводивших проверку, их  должности с указанием наименования  налогового органа, который они  представляют;

4) дата  и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового  органа о проведении выездной  налоговой проверки (для выездной  налоговой проверки);

5) дата  представления в налоговый орган  налоговой декларации и иных  документов (для камеральной налоговой  проверки);

6) перечень  документов, представленных проверяемым  лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование  налога, в отношении которого  проводилась налоговая проверка;

9) даты  начала и окончания налоговой  проверки;

10) адрес  места нахождения организации  или места жительства физического  лица;

11) сведения  о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении  налоговой проверки;

12) документально  подтвержденные факты нарушений  законодательства о налогах и  сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы  и предложения проверяющих по  устранению выявленных нарушений  и ссылки на статьи налогового кодекса, в случае если предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Форма и  требования к составлению акта налоговой  проверки устанавливаются федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов.

Акт налоговой  проверки должен быть вручен лицу, в  отношении которого проводилась  проверка, или его представителю  под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась  проверка, или его представитель  уклоняются от получения акта налоговой  проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой  проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или  месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой  проверки по почте заказным письмом  датой вручения этого акта считается  шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в  отношении которого проводилась  налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте налоговой проверки, а также  с выводами и предложениями проверяющих  в течение 15 дней со дня получения  акта налоговой проверки вправе представить  в соответствующий налоговый  орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным  положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В соответствии со статьей 101 НК РФ, материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В  случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы  проверки рассматриваются в присутствии  должностных лиц налогоплательщиков или их представителей. О времени  и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа выносит  решение.[12]

Проект  решения о привлечении налогоплательщика  к ответственности по результатам  рассмотрения материалов камеральной  налоговой проверки готовится сотрудниками отдела камеральных проверок и проверяется  на соответствие законодательству сотрудниками юридического отдела, и представляется на рассмотрение руководителю (заместителю  руководителя) инспекции. Решение должно быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) инспекции не позднее  чем через 75 дней со дня представления  налогоплательщиком проверенной декларации. В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки указываются:

- обстоятельства  совершенного плательщиком налогового  правонарушения, установленные проведенной  проверкой;

- документы  и иные сведения, которые подтверждают  указанные обстоятельства;

- наличие  или отсутствие обстоятельств,  смягчающих или отягчающих вину  налогоплательщика за совершение  налоговых правонарушений;

- виды  налоговых правонарушений;

- размеры  применяемых налоговых санкций  со ссылкой на соответствующие  статьи НК РФ.

Решение о проведении дополнительных мероприятий  налогового контроля может быть принято  руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции только на основании  письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Материалы, полученные в ходе проведения дополнительных мероприятий  налогового контроля, приобщаются к  имеющимся материалам камеральной  налоговой проверки.

Информация о работе Камеральные налоговые проверки