Государственный налоговый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Налоговый менеджмент — целенаправленная, организующая деятельность субъектов, с одной стороны — государства, и налогоплательщиков с другой, с целью наиболее оптимального и юридически компетентного воздействия на налоговые фонды денежных средств, включая управление финансовыми активами, которые есть в наличии. Налоговый менеджмент включает также выработку приоритетов на формирование и реализацию налоговой политики на макро и микро уровнях.

Файлы: 1 файл

Курсовая НМ.docx

— 116.56 Кб (Скачать файл)

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы  с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной  перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:

1. Сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

 

2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Введенные в действие к  настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой  практики в области налоговой  политики. Вместе с тем эффективность  функционирования российской налоговой  системы хотя и соответствует  нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

«Основные направления налоговой  политики на 2009 - 2011 годы», одобренные Правительством Российской Федерации, предусматривают внесение изменений в налоговое законодательство по следующим направлениям:

1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения;

2.   Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам;

3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний;

4.  Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц;

5.  Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций;

6. Совершенствование налога на добавленную стоимость;

7.  Индексация ставок акцизов;

8. Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами;

9. Налогообложение налогом на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами;

10. Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость);

11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц;

12. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых и др;

 

Налог на добавленную  стоимость

В рамках работы по совершенствованию  налога на добавленную стоимость  введена единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога. Налогоплательщики уменьшают суммы налога, начисленные по операциям, облагаемым налогом по ставкам в размере 10 или 18 процентов, на суммы налога по материальным ресурсам, использованным при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом по ставке 10 или 18 процентов, так и по ставке в размере 0 процентов, без специального решения налогового органа. Это позволяет производить зачет соответствующих сумм налога, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке, в течении одного налогового периода.

С 1 января 2008 года налоговый  период по налогу на добавленную стоимость  установлен как квартал.

В целях предотвращения фиктивного экспорта и контроля за возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям проведена работа по подготовке необходимых документов, направленных на создание единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров.

С 1 января 2008 года установлен упрощенный порядок применения нулевой  ставки налога на добавленную стоимость  в отношении товаров, реализуемых  на экспорт, в случае их вывоза за пределы  территории Российской Федерации через  портовые особые экономические зоны.

 

Индексация  ставок акцизов

В целях упрощения администрирования  акцизов на нефтепродукты изменен  действующий порядок применения акцизов в отношении нефтепродуктов, за исключением прямогонного бензина. Так, из числа налогоплательщиков исключены  лица, совершающие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной  реализации нефтепродуктов, и признаны налогоплательщиками лица, осуществляющие производство и реализацию нефтепродуктов.

С 1 января 2008 года упрощен  порядок подтверждения освобождения от налогообложения акцизами товаров, экспортируемых через портовые особые экономические зоны.

Вместе с тем необходимо отметить, что в части акцизов  на нефтепродукты индексация ставок не производилась, начиная со ставок на 2005 год. При этом индексация ставок не была предусмотрена и Основными  направлениями налоговой политики на 2009 - 2011 годы. В условиях, когда указанные акцизы взимаются по специфическим ставкам, подобный подход означает ежегодное снижение акциза на нефтепродукты на величину, эквивалентную среднегодовой инфляции в течение 6 лет.

 

 

 

Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами

С учетом поправок, внесенных  Федеральным законом от 24.07.2007 №216-ФЗ, главой 23 Кодекса предусмотрены  особенности определения налоговой  базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными  бумагами и операциям с финансовыми  инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг. Уточнен  перечень расходов, учитываемых при  определении дохода (убытка) по операциям  купли - продажи ценных бумаг, порядок  определения дохода (убытка) по операциям  с финансовыми инструментами  срочных сделок. В части налога на прибыль организаций установлен порядок налоговой базы по операциям  с закладными (в порядке определения  налоговой базы при уступке (переуступке) права требования).

 

Совершенствование налога на доходы физических лиц

Реформирована система налоговых  вычетов, предоставляемых физическим лицам: введен новый вычет на сумму  отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование  и здравоохранение в один с  увеличением предельной общей суммы  такого вычета до 100 000 рублей.

Объединение социальных налоговых  вычетов по НДФЛ позволит налогоплательщику  управлять своим социальным пакетом  и направлять при необходимости  совокупную сумму социальных вычетов  на одну цель: на образование, на лечение, на страхование или распределять ее иным образом по своему усмотрению.

В целях развития рынка  добровольного негосударственного пенсионного обеспечения осуществлен  переход к системе налогообложения, при которой налогообложению  подлежат только пенсионные выплаты.

 

Улучшение качества налогового администрирования

Налоговая политика не может  быть инструментом краткосрочного регулирования  экономики. Следует добиваться стабильности налогового законодательства и не допускать  изменений, снижающих устойчивость доходной части бюджета к резким изменениям внешнеэкономических факторов. Уточнение налогового законодательства должно быть направлено на ликвидацию неопределенности норм законодательства и возможности его неоднозначной трактовки. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки возможно, прежде всего, за счет повышения качества налогового администрирования.

В налоговое законодательство введен в действие комплекс изменений направленных на совершенствование налогового администрирования. Внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки касаются наиболее конфликтных сторон взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки.

Несмотря на то, что эти  изменения были приняты еще в 2006 году, они носят масштабный характер, а их эффективное внедрение является отдельной и весьма сложной задачей.

Работа по повышению эффективности  налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства  в лице налоговых органов. С тем, чтобы с одной стороны избавить налогоплательщиков от излишнего административного  воздействия, с другой - сохранить  за налоговыми органами достаточные  полномочия по контролю за соблюдением законодательства.

Начиная с 2009 года, обжалование  решений налоговых органов о  привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения в судебном порядке будет возможно только после административного  обжалования этого решения в  вышестоящий налоговый орган. Мировой  опыт показывает, что при эффективном  функционировании досудебных процедур до разбирательства дела в суде доходит  незначительное количество споров между  налоговыми органами и налогоплательщиками.

Утверждены критерии оценки деятельности налоговых органов, которые  учитывают не только эффективность  мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом. Анализ результатов в соответствии с этими критериями позволит более точно оценить результативность работы налоговых органов, в том числе и в отношении налогов, поступающих в бюджеты субъектов и местные бюджеты. На основании этих критериев утверждена и начала применяться система премирования сотрудников налоговых органов в зависимости от достигнутых результатов.

 

2.2 Проблемы налоговой политики в России

 

Налоговые проблемы в их многообразных проявлениях сегодня  стали предметом повышенного  внимания со стороны и высшего  политического руководства страны, и научной общественности, и налоговиков на всех уровнях российской власти, и хозяйствующих субъектов.

Предстоит серьезная работа по реальному осуществлению намеченных мер налоговой политики России, исследовательской  проработке все еще дискуссионных  налоговых проблем, содержательному  наполнению существующих форм налоговых  отношений, внедрению новых и  закреплению в отечественной  налоговой практике оправдавших  себя способов и механизмов налогообложения  с учетом и критическим заимствованием зарубежного налогового опыта.

За сравнительно короткий промежуток времени с начала 1990-х  годов до сегодняшних дней налоговая  система России прошла несколько  этапов развития. Радикальные преобразования в экономике были невозможны без  реформирования и отладки налоговой  системы.

Важно отметить, что для  новейшей истории становления российской налоговой системы характерно было то, что многие проблемы решались методом  проб и ошибок, без учета исторического  опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного  опыта, без учета конкретной экономической  ситуации. При принятии экономических  решений нередко превалировали  политические эмоции. Новая налоговая  система рождалась в жестких  дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Это и вопросы налогообложения  прибыли, доходов работников, косвенных  налогов. Было велико желание чрезмерного  повышения уровня налогов с целью  быстрого решения экономических  и социальных проблем. Как известно, эти попытки не увенчались успехом. С течением времени пришло понимание  необходимости взвешенного подхода  к формированию налоговой системы, отхода от идеи «больших скачков», особенно неприемлемых для экономики переходного  периода.

В ходе модернизации налогов  многие из них были приведены в  соответствие с экономическими реалиями - был снижен уровень многих налогов; введен налог на добычу полезных ископаемых (заменивший плату за пользование  недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат); серьезные шаги были предприняты в направлении  совершенствования налогового администрирования. Все это способствовало улучшению налогового климата в стране, благоприятно сказалось на сборах налогов.

Вместе с тем в нашем  обществе не утихают дискуссии по вопросам дальнейшего реформирования налоговой системы - снижения налогового бремени, гармонизации налогов, учета  факторов глобализации. Все это стимулирует  проведение дискуссий по налоговой  проблематике, уточнение роли и места  налогов в обществе, их настройки  с учетом процессов глобализации.

С начала внедрения в российскую практику налога на добавленную стоимость  не утихают споры о целесообразности его использования, механизме его  изъятия, уровне ставок, льготах и  т.п.

Внедрение налога на добавленную  стоимость в практику хозяйствования в начале 1990-х годов было вполне логичным. Для советской экономики  одним из главных источников бюджетных  доходов был налог с оборота, который в структуре государственных  доходов составлял в 1940 г. 60%, а  в 1990 г. - около 20%. Следует подчеркнуть, что налог с оборота был  не только одним из важных источников доходов бюджета, но и существенным элементом плановых цен. Естественно, что в условиях перехода к рыночным отношениям возникла проблема поиска альтернативы налогу с оборота. Предлагались различные варианты - расширение практики использования акцизов, повышение  ставок подоходного налога и налога на прибыль, введение налога с продаж.

Информация о работе Государственный налоговый менеджмент