Государственный налоговый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Налоговый менеджмент — целенаправленная, организующая деятельность субъектов, с одной стороны — государства, и налогоплательщиков с другой, с целью наиболее оптимального и юридически компетентного воздействия на налоговые фонды денежных средств, включая управление финансовыми активами, которые есть в наличии. Налоговый менеджмент включает также выработку приоритетов на формирование и реализацию налоговой политики на макро и микро уровнях.

Файлы: 1 файл

Курсовая НМ.docx

— 116.56 Кб (Скачать файл)

Налоговое планирование –  это основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных  направлений движения и оптимизации  объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков  на предстоящий год и (или) перспективу  государством и хозяйствующим субъектом.

Цели и задачи налогового планирования на макро и микро уровнях различны. Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств.

Целью государственного налогового планирования является оптимальное  по объему, составу и структуре  финансовое обеспечение расходных  полномочий органов власти всех уровней  в рамках реализации концепции государственной  экономической, финансовой, социальной и налоговой политики.

Ключевую роль в налоговом  планировании играет аналитическая  стадия сбора и обработки информации, которая поступает как от налогоплательщиков, так и со стороны государства, для выработки управленческих решений. В целом, налоговое планирование – это процесс аналитический  и одновременно поисковый, творческий, требующий индивидуального подхода. На базе проведенного анализа составляются различные варианты деятельности субъекта общего налогового менеджмента. Главная  задача на данном этапе заключается  в сравнении выработанных различных  вариантов (планов) на предмет выявления  наиболее подходящего в складывающихся условиях и позволяющего достичь  поставленной цели с наибольшим эффектом.

Следующий этап налогового планирования – разработка общей  концепции налогообложения, обеспечивающей реализацию стратегических экономических  целей налогового менеджмента, т. е. практическое внедрение планов.

Налоговое планирование тесно  связано с налоговой политикой, и не только на государственном уровне. В России предприятия обязаны разрабатывать ежегодную политику для целей налогообложения, положения которой доводятся до сведения налоговых органов. Однако на государственном уровне налоговая политика в определенной степени сводится к налоговому планированию: все параметры налоговой политики отражаются в налоговом планировании. Налоговая политика состоит из стратегии и тактики, и налоговое планирование также подразделяется на стратегическое и тактическое. Причем налоговое планирование эффективно в том случае, когда имеет место тесное взаимодействие обеих его составляющих.

Стратегическое налоговое  планирование представляет собой долгосрочное планирование достижения поставленных стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики. В  современных российских условия стратегическое планирование на предприятии не достаточно развито, что связано, в первую очередь, с нестабильностью в стране – это относится к правовому полю, экономической среде, политической обстановке. В масштабе страны процесс стратегического налогового планирования более развит, что связано с наличием в целом поставленного процесса планирования во всех сферах деятельности и на всех уровнях. Налоговое планирование всегда имело место в нашей стране, составлялись и составляются прогнозные значения налоговых поступлений в бюджетную систему, анализируются причины недоимок. Однако, говорить о том, что сейчас в России есть полноценная система налогового планирования как элемента налогового менеджмента, еще рано.

На уровне отдельно взятых налогоплательщиков большее распространение  имеет тактическое текущее или  оперативное налоговое планирование, которое получило свое развитие в  России в середине 90-х гг. XX в. Данный вид налогового планирования предполагает составление прогнозных данных и  разработку планов налоговых платежей в разрезе на текущий год. Однако на предприятиях разработка таких годовых  налоговых планов неизбежно перерастает  в стратегическое налоговое планирование, если данный хозяйствующий субъект  продолжает использовать выработанную концепцию налоговой политики, учитывающую  меняющиеся внешние и внутренние факторы.

В целом, как элемент налогового менеджмента, налоговое планирование состоит из следующих процессов:

– налоговое прогнозирование;

– стратегическое и тактическое  налоговое планирование, сводное  налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики);

– налоговое бюджетирование, ориентированное на результат;

– рациональное использование  полученных дополнительных доходов  на финансирование эффективных расходов.

 

Важнейшей формой финансового  планирования является бюджетирование, непосредственно направленное на оптимизацию налоговых потоков. Этого нельзя сказать о налоговом менеджменте. Поэтому необходимо повысить роль налогового бюджетирования в налоговом планировании, сделав его центральным звеном налогового менеджмента.

 

1.2.2 Налоговое регулирование

 

Налоговое регулирование  как функциональный элемент налогового менеджмента непосредственным образом  связано с налоговым планированием. Налоговое регулирование – это  один их наиболее мобильных элементов  налогового менеджмента.

Согласно теории управления, регулирование представляет собой  детальную разработку способа реализации плановых заданий, а также выработку  регулирующих воздействий, направленных на их исполнение. Налоговое регулирование является связующим звеном между планированием и контролем, поскольку регулирование не только признано детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить и затем зафиксировать такую совокупность параметров плана (полную и не избыточную), которая будет достаточна для проведения эффективного контроля за исполнением принятых плановых заданий.

Налоговое регулирование  – составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение  реализации концепций налоговой  политики государства и предприятий. Налоговое регулирование как  функциональный элемент налогового менеджмента не следует путать с  регулирующей функцией налогов, посредством  которой, наряду с другими функциями, реализуется общественное назначение налогов. Функция налогов объективна как форма проявления сущности объективной  категории налогов, она предполагает потенциальную возможность регулирования  социально-экономических процессов. Налоговое регулирование – это субъективная деятельность людей по использованию на практике регулирующих возможностей налогов, которые могут быть использованы с различными КПД в рамках принятых налоговых заданий и налоговой концепции. Налоговое регулирование – это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировке действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения (функций) налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.

Основная цель налогового регулирования в уравновешивании  общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди  функций налогов реально выполняется (и то не всегда эффективно) только фискальная, тогда как регулирующая имеет  место лишь теоретически, ее методы не срабатывают на практике.

В государственном налоговом  менеджменте налоговое регулирование  представляет собой макрорегулирование экономики, финансов страны и всего налогового процесса в обществе. Кроме того, налоговое регулирование представляет собой процесс научно выверенного и практически обоснованного оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых бюджетов. В практическом плане налоговое регулирование состоит из следующих этапов: принятие решений, их детализация по обеспечению полного и своевременного выполнения и по вертикали, и по горизонтали задач налогового администрирования. Эффективность налогового регулирования может быть обеспечена только при наличии четкой макроэкономической стратегии в рамках общей системы государственного регулирования экономики, разработанной в соответствии с долгосрочной программой социально-экономического развития страны. Все экономические, финансовые и налоговые методы государственного регулирования должны быть тесно взаимосвязаны, что является необходимым условием достаточной результативности каждого из них в отдельности.

Методы налогового регулирования  имеют свои отличительные особенности, связанные со спецификой исполнения плановых и бюджетных заданий  по налогам. Плановый уровень налоговых  поступлений не имеет четкой адресной росписи по конкретным исполнителям, и поэтому их исполнение определяется результирующей составляющей разнообразных  результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентированных  на реализацию собственных интересов. Вследствие этого, методы налогового регулирования  должны включать как методы прямого (законодательного) воздействия, так  и методы косвенного воздействия  на поведение налогоплательщиков, стимулирующих  принятие ими решений, необходимых  обществу. В целом и общем методы налогового регулирования связаны  с элементами системы налогов  и налогообложения по отдельным  налогам, налоговыми льготами и другими  составляющими налогового процесса на макро и микро уровнях.

 

    1. Государственный налоговый контроль.

 

Налоговый контроль – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в том числе путем применения налоговых санкций. Контроль предполагает выявление отклонений фактически достигнутых  объектом управления результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции  управления связана с тем, что  объект управления вследствие непредвиденных воздействий внешней среды, сбоев  внутри самого объекта может отклоняться  от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей  и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

 Государственный налоговый контроль - представляет собой комплекс мероприятий и деятельность высших органов государственной власти по проверке и мониторингу законности, рациональности и эффективности налоговых потоков в экономике, а также деятельность специальных контролирующих органов по учету налогоплательщиков, проверке их отчетности и объектов налогообложения, правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками установленных налогов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений, улучшению налоговой дисциплины и проверке соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками.

В процессе своей деятельности налогоплательщики допускают разнообразные  нарушения, как по объективным, так  и по субъективным причинам. На налоговые  службы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренные действующим законодательством. Такой контроль называется внешним. При этом за нарушения налогового законодательства предусмотрены различные виды ответственности (финансовая, административная, уголовная).

Государственный налоговый  контроль обеспечивает обратную связь  общества, экономики и налогоплательщиков с органами государственной власти. По своей сути, налоговый контроль – это заключительная фаза управления налогообложением и один из элементов  налогового механизма, тесно связанных  с налоговым планированием и  налоговым регулированием.

Государственный налоговый  контроль обеспечивает формирование доходной базы бюджетов всех уровней, финансовые ресурсы которых направляются на реализацию социальных, экономических  и других реформ. Решению стратегических и тактических целей государственного налогового менеджмента способствует своевременность и всеобщий охват  налогового процесса контрольными действиями. Таким образом, одной из главных  задач налогового контроля как функционального  элемента государственного налогового менеджмента является препятствование  уклонению от налогов.

Обычно контроль ведется  в трех направлениях: за ходом осуществления  намеченной цели; за выполнением отдельных  мер, являющихся звеньями работы по достижению цели; за реализацией намеченной ранее  эффективности решений. Вместе с  тем, нельзя упускать и еще одно направление  – изучение обоснованности и целесообразности самих управленческих решений.

Субъектами государственного налогового контроля являются высшие органы государственной власти, которые  осуществляют проверку и мониторинг движения налоговых потоков в  стране, а также те организационные  структуры, которые непосредственно  осуществляют налоговый контроль налогоплательщиков.

Налоговый контроль является немаловажным элементом государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, обязывающий их правильно формировать  налоговую базу и исчислять причитающиеся  с ней платежи, с одной стороны, (государственный налоговый контроль); это – систематическая деятельность, направленная на организацию надежного  налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны  налоговых органов, с другой стороны (корпоративный налоговый контроль).

В основу внутреннего налогового контроля положены общие принципы осуществления  этой функции управления и, вместе с  тем, он имеет специфические организационно-экономические  принципы. К ним относятся:

1) соблюдение интересов  государства и экономических  контрагентов;

2) доступность результатов  налогового контроля для их  анализа со стороны государственных  налоговых и таможенных администраций  и банков;

3) аналитичность и содержательность отчета по внутреннему налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств.

 

Основные задачи внутреннего  налогового контроля заключаются в  следующем: правильное и аккуратное ведение финансовых документов; своевременное  и должное заполнение всех регистров  налоговой отчетности, деклараций и  промежуточных расчетов налоговых  платежей и т. п.; обеспечение достоверности  бухгалтерского и налогового учета.

Подавляющую роль в возникновении  налоговых ошибок играет субъективный фактор. По некоторым данным, около 75 % всех налоговых ошибок связаны  с человеческим фактором: недостаточной  квалификацией работников, ошибками из-за невнимательности, недобросовестного  отношения к выполнению своих обязанностей и другие. В целом, правильно организованный корпоративный налоговый контроль позволяет существенно снизить количество налоговых ошибок и, тем самым, свести до минимума размеры штрафных санкций по результатам проверок налоговыми органами, а также обеспечивает предприятию стабильную основу для работы.

 

2. Анализ  современного состояния и особенностей функционирования налоговой политики в РФ

 

2.1 Анализ налоговой политики России на современном этапе

 

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые  разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой  политики в стране на трехгодичный плановый период. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в основных направлениях налоговой политики, одобренных правительством Российской Федерации.

Информация о работе Государственный налоговый менеджмент