Государственный налоговый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Налоговый менеджмент — целенаправленная, организующая деятельность субъектов, с одной стороны — государства, и налогоплательщиков с другой, с целью наиболее оптимального и юридически компетентного воздействия на налоговые фонды денежных средств, включая управление финансовыми активами, которые есть в наличии. Налоговый менеджмент включает также выработку приоритетов на формирование и реализацию налоговой политики на макро и микро уровнях.

Файлы: 1 файл

Курсовая НМ.docx

— 116.56 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Налоговый менеджмент —  целенаправленная, организующая деятельность субъектов, с одной стороны —  государства, и налогоплательщиков с другой, с целью наиболее оптимального и юридически компетентного воздействия  на налоговые фонды денежных средств, включая управление финансовыми  активами, которые есть в наличии. Налоговый менеджмент включает также  выработку приоритетов на формирование и реализацию налоговой политики на макро и микро уровнях.

Налоги и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как инструмент воздействия  государства на экономическое поведение  участников рыночных отношений и  управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают  объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (органы государственной  власти, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами  управлять налоговыми платежами. Причем, с усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. Особенно это  касается современной России, где  рыночные отношения и институты  еще не сформировались окончательно в своем развитом виде.

     Особенности процесса налогообложения, его значимость для экономики страны вызывает необходимость выделения налогового менеджмента в качестве самостоятельной отрасли финансового менеджмента и самостоятельного направления в управленческой деятельности в России. Организации (корпорации, предприятия) все чаще используют различные схемы, включая криминальные, минимизации налоговых платежей, а государство, все более активнее, проводит налоговую реформу, не всегда получая должного фискального и регулирующего эффекта.

     Современное понимание системы налогового менеджмента обычно исключает из нее такое важное звено, как государственный налоговый менеджмент, не признает необходимость управления государством налоговыми отношениями на макро уровне рыночными формами и методами. Заложить основы такого государственного налогового менеджмента – важнейшая задача современной российской теории и практики управления налоговым процессом.

Данная работа раскрывает методологические и организационные  основы, подходы и приемы построения системы государственного налогового менеджмента, методы, механизмы и практические схемы их реализации в России.

     В первой главе рассматривается роль налогового менеджмента, его виды, организационные элементы. Вторая глава посвящена анализу эффективности налоговой политики в РФ, а именно, меры налоговой политики, направленные на стимулирование экономики и их эффективность, направления налоговой политики на предстоящий период.

 

  1. Роль налогового менеджмента в осуществлении финансовой политики государства

 

    1. Цели и задачи государственного налогового менеджмента

 

Специфика субъекта и объекта, целей и задач управления на макро и микро уровне обусловила выделение в общей системе налогового менеджмента двух звеньев – государственного и корпоративного.

В рамках государственного налогового менеджмента решаются задачи управления налоговыми потоками в масштабе страны и ее регионов. Целью такого управления является максимально возможное  обеспечение органов власти доходными  источниками. Менеджерский подход предполагает достижение этой цели не любыми средствами, а на основе эффективной налоговой  политики, обеспечивающей рост налоговых  доходов на базе роста производства, продаж и доходов налогоплательщиков.

Корпоративный налоговый  менеджмент охватывает уровень управления налоговыми потоками на предприятиях. Его основной задачей является минимизация  налогов, уплачиваемых конкретным предприятием на основе принятия управленческих решений. Конечная цель корпоративного налогового менеджмента – за счет минимизации  и оптимизации налогов увеличить  доходы (денежные потоки) предприятия. Корпоративный налоговый менеджмент призван решать проблемы управления налоговыми взаимоотношениями предприятий  с государством, возникающими в связи  с исполнением обязанностей по уплате налоговых платежей.

Несмотря на кажущиеся  противостояние, различие субъектов, целей  и задач государственного и корпоративного налогового менеджмента, обоим звеньям (уровням) управления присущи общие  черты, принципы и другие основы организации. И государственный, и корпоративный  налоговый менеджмент преследуют общую  экономическую цель – рост производства, продаж и доходов. При рассмотрении государства как макроэкономического  юридического лица (хозяйствующего субъекта), производящего и распределяющего  в обмен на налоги общественные блага  и ведущего свое финансовое хозяйство  через макроэкономический «расчетный счет» – бюджет, государственный  налоговый менеджмент принимает  форму макроэкономического корпоративного налогового менеджмента. Сказанное  не является основанием для абсолютного отождествления государственного и корпоративного налогового менеджмента, но объединяет их в общее понятие «налоговый менеджмент» и позволяет применять единые организационные подходы к управлению налоговыми потоками как общего объекта налогового менеджмента.

Единство государственного и корпоративного налогового менеджмента  в рамках общей системы управления налоговыми потоками обуславливает  единообразие подходов к процессу принятия управленческих решений. Как составная  часть финансового менеджмента  налоговый менеджмент строится на принятии эффективных управленческих решений  в области входящих и исходящих  налоговых потоков субъекта управления. Налоговый менеджмент оперирует  такими управленческими понятиями, как налоговый бюджет (он же налоговый  баланс), налоговые доходы и налоговые  расходы. Несмотря на особенности их содержания на макро и микро уровне, и государственный, и корпоративный налоговый менеджмент предполагают принятие эффективных управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов в целом и по отдельным их статьям в рамках соответствующих налоговых бюджетов.

Промежуточным положительным  результатом налогового менеджмента  является получение дополнительных налоговых доходов и налоговой  прибыли. Однако для достижения конечной цели управления важен не единовременный факт получения налоговой прибыли, а ее долговременный, устойчивый рост на основе эффективного использования (вложения) налоговых доходов (прибыли), обеспечивающего в перспективе  дополнительный рост налоговых доходов.

Субъекты управления могут  получить сиюминутную выгоду в виде экономии на налогах (предприятиями) или  дополнительных налоговых поступлений (органами государственной власти), но использовать ее в целях, не связанных  с выполнением функциональных обязанностей, или неэффективно, нерационально. В  таком случае не будет достигнута конечная, основная цель налогового менеджмента  – обеспечение финансовой устойчивости субъектов управления и экономики, устойчивого экономического роста, роста объема и качества общественных благ. Таким образом, полученная субъектом управления налоговая прибыль должна быть не «проедена», а эффективно вложена, использована на цели развития или стимулирования. Поэтому в налоговом менеджменте не менее важны управленческие решения в области налоговых расходов, включая расходы, связанные с использованием (вложением) налоговой прибыли. Только на основе комплексной взаимообусловленности и организационного взаимодействия управленческих решений по налоговым доходам и налоговым расходам будет иметь место реальный общий эффект налогового менеджмента.

Налоговый менеджмент строится на оптимизации объема, состава и  структуры входящих и исходящих  налоговых потоков. Правда, способы  их оптимизации различные у государства и предприятий. В краткосрочном плане оптимизация налоговых платежей хозяйствующими субъектами, как правило сопровождается потерями для бюджета, и наоборот, оптимизация налоговых доходов государством влечет за собой рост налоговых расходов предприятий. Однако, в стратегическом плане от оптимизации налоговых потоков (входящих и исходящих) субъектами управления выигрывают все – общество, экономика в целом, государство и предприятия, учитывая общую конечную целевую направленность налогового менеджмента в целом. Налогоплательщики находятся в постоянном поиске путей оптимизации налогов, а налоговые органы пытаются противодействовать уклонению и обходу налогов предприятиями. На единстве и борьбе противоположных интересов строится налоговый менеджмент, что является нормальным рыночным состоянием экономики и финансов.

Обобщая все вышесказанное, можно свести в единое целое организационно-методологические основы налогового менеджмента, включающие в себя цель, задачи, методы, принципы и риски, что наглядно представлено в Приложении 1.

Налоговый менеджмент в зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач подразделяется на стратегический и тактический налоговый менеджмент (что характерно в равной степени и для корпоративного, и для государственного налогового менеджмента).

Стратегический  налоговый менеджмент определяет долговременный курс (направления деятельности) субъекта налогового менеджмента и в большей мере основывается на перспективном налоговом планировании, прогнозировании и регулировании как стратегических элементах системы управления в целом.

Тактический налоговый  менеджмент предусматривает решение задач конкретного периода развития путем текущего налогового планирования и бюджетирования, контроля и мониторинга, внесения оперативных изменений в налоговый процесс.

 

    1. Государственное налоговое планирование и регулирование налоговой системы

 

Налоговый менеджмент как  система управления налогами состоит  из структурных элементов, конкретизирующих ее функциональное предназначение:

– организация управления налоговым процессом;

– налоговое планирование;

– налоговое регулирование;

– налоговый контроль.

 

Общепризнанно считается, что  планирование, регулирование и контроль – это элементы налогового механизма. Вместе с тем, здесь нет противоречия, поскольку управление налоговым процессом осуществляется через налоговый механизм. В этой связи и налоговый механизм, и налоговый менеджмент имеют три общих элемента (планирование, регулирование и контроль). Эти элементы представляют собой инструментарий, включающий в себя методы и приемы управления. К названным трем элементам налогового механизма необходимо добавить и организацию управления налоговым процессом как элемента налогового менеджмента.

Структура функциональных элементов  налогового менеджмента (они являются универсальными в государственном  и в корпоративном налоговом  менеджменте), характеризующих сам  процесс управления налоговыми потоками, представлена на рис. 1.

 

 

 

Рис. 1. Элементы налогового менеджмента

 

Организация налогового менеджмента  представляет собой совокупность координационных  действий и решений субъектов  управления, обеспечивающих функционирование налогового процесса и достижение намеченных целей и задач налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля. Управление налоговыми потоками невозможно без организации налогового процесса. Налоговый менеджмент уже  есть организованная определенным образом  система, включающая в себя все организационно-финансовые категории управления налоговым  процессом (налоговое право, налоговую  политику, процедуры налогообложения, налоговую систему и налоговый  механизм).

К организации государственного налогового менеджмента в широком  смысле относится координация всего  налогового процесса и его элементов, а в узком понимании – организация  только исполнения налогового бюджета  в масштабах страны и регионов. В настоящее время в России организационно система управления налогообложением в основном уже  сложилась. Она представляет собой  многоуровневую и много аспектную систему с нечеткими отношениями соподчинения между исполнительными и законодательными органами разных уровней государственного устройства.

Эффективность управления во многом зависит от того, насколько  правомерно распределены полномочия и  ответственность за принятие и реализацию решений между отдельными элементами системы управления налоговыми потоками. На сегодняшний день организационное реформирование системы налогообложения в России – современная насущная задача, решение которой представляется одной из важных в проблематике налогового менеджмента на государственном и корпоративном уровнях. При этом в основе реформирования лежат стратегические задачи налоговой политики России.

 

      1. Налоговое планирование

 

Налоговое планирование –  это важный функциональный элемент  налогового менеджмента. С помощью  планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции управления намечается не только результат, который  должен быть достигнут в процессе управления налоговыми потоками, но и должен быть определен эффективный способ достижения намеченного результата. Конкретные способы формирует управляющая система, опираясь на свои представления о том, как будет функционировать управляемый объект в планируемом периоде (здесь важны прогнозные данные). Именно поэтому при управлении любыми социально-экономическими процессами планирование всегда сопровождается прогнозированием, основой которого является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных результатов развития ситуаций.

Поскольку основой налогового менеджмента выступает финансовая наука, то налоговое планирование и  прогнозирование в определенной степени является и частью финансового  планирования (прогнозирования). Задачи налогового планирования и прогнозирования  неоднозначны. Они различаются в  зависимости от того, относительно какого объекта управления они ставятся: применительно к налоговым потокам  страны (ее территорий) или налоговым  потокам отдельного предприятия.

Информация о работе Государственный налоговый менеджмент