Государственное налоговое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Файлы: 1 файл

Государственное налоговое регулирование К обмену.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

Федеральная налоговая  служба, это ведомство, специально созданное  в структуре Министерства финансов РФ для текущего и оперативного управления налогообложением на территории всей страны, включая налоговый контроль. В структуру Федеральной налоговой службы (ФНС) входят региональные управления ФНС по субъектам Федерации и их территориальные межрайонные налоговые инспекции, которые непосредственно ведут работу с налогоплательщиками по организации и контролю исполнения последними налоговых обязательств. Органы ФНС называются налоговыми органами. Роль налоговых органов при взимании налогов на таможенной границе России выполняют органы Федеральной таможенной службы. Органы Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ ведут налоговые расследования, осуществляют налоговые проверки и совершают соответствующие юридические действия в отношении лиц, действия которых квалифицируются как налоговые преступления.

Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование.

Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различные: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятия, в уменьшении налоговых платежей.

Однако общей целью налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, является укрепление финансов, повышение экономической эффективности и обеспечение экономического роста.

Цель и эффективность  налогового менеджмента, движение налоговых  потоков обеспечиваются через организацию  и функционирование налогового процесса на макро-и микроуровне.

На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структурно включает в себя

налоговое право,

налогообложение,

налоговую политику,

налоговую систему

и налоговый механизм.

На микроуровне налоговый менеджмент включает в себя только отдельные элементы налогового процесса, являющиеся прерогативой органов управления предприятием, а именно: налоговая политика, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль самой организации (предприятия).

Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений в  области управления входящими и исходящими налоговыми потоками. Принятие таких решений осуществляется в рамках налогового процесса, организуемого государством на уровне экономики в целом по всем названным выше составляющим его элементам.

Налоговый менеджмент – это наука, искусство и практика принятия управленческих решений по оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями, а также решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля.

Налоговый менеджмент как процесс принятия решения.

Технология  налогового менеджмента представляет собой последовательную совокупность действий субъекта с целью получения ожидаемого результата. Схематично этот процесс представлен на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Технология налогового менеджмента как процесса принятия управленческого решения

 

Государственный налоговый  менеджмент как система управления налоговыми потоками функционирует  в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса.

Содержание налогового процесса на макроуровне следует рассматривать с двух позиций: узкой (бюджетно-процессуальной) и широкой (экономической).

В узком (бюджетно-процессуальном) понимании налоговый процесс представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению и исполнению налоговых бюджетов.

С широкой (экономической) точки зрения налоговый процесс включает в себя процедуры составления, рассмотрения и исполнения налоговых бюджетов, а также налоговое право, систему налогообложения, систему налогов, налоговую систему, налоговый механизм и налоговую политику, то есть представляет собой сложную систему, синтезирующую весь комплекс отношений управления налогами в стране.

Таким образом, содержание налогового процесса в его широком, экономическом понимании составляют закрепленные нормами налогового права отношения управления государственного налогового менеджмента налоговыми бюджетами на основе установленных системы налогообложения, налоговой системы и налогового механизма в рамках принятой концепции государственной налоговой политики.

Налоговые бюджеты составляют часть общих бюджетов всех уровней государственной власти, связанную с формированием и использованием налоговых доходов и налоговых расходов.

Расходная часть налоговых  бюджетов, в отличие от обычных бюджетов, включает в себя расходы по администрированию налоговых платежей (расходы по содержанию органов налогового управления и налогового контроля), потери бюджета в результате налогового льготирования и изменения действующего налогового законодательства и другие расходы.

Разница между налоговыми доходами и налоговыми расходами  составляет налоговую прибыль.

Налоговые бюджеты, в  отличие от общих бюджетов, не проходят стадию утверждения законодательными (представительными) органами власти. Это – скорее, рабочий документ соответствующих исполнительных органов власти и управления, но на котором строится доходная часть общих бюджетов. Поскольку налоговые доходы формируют 80–90 % всех доходов последних, постольку особые требования предъявляются к реалистичности составленных налоговых бюджетов. С этой целью составляются оптимистичные и пессимистичные налоговые бюджеты, по-разному учитывающие базовые показатели.

Исполнение налоговых  бюджетов нацелено на обеспечение полного  и своевременного поступления налоговых доходов, на выявление резервов дополнительной их мобилизации, а также на минимизацию налоговых расходов с учетом целесообразности. Кассовое исполнение налогового бюджета по доходам осуществляется органами Федерального казначейства Минфина РФ и его территориальными подразделениями.

Налоговое право, налогообложение, система налогов, налоговая система  и налоговая политика являются элементами налогового процесса. Каждая из них  занимает в структуре налогового процесса соответствующую нишу, и  именно на их основе осуществляется непосредственное управление налоговыми бюджетами всех уровней власти.

Налоговое право пронизывает весь комплекс налоговых отношений, формируя правовое обеспечение налогового процесса.

Налоговое право представляет собой совокупность законодательных и других нормативных актов, регламентирующих основы и организацию налогового процесса, налоговой системы, взимания установленных налогов и сборов по элементам налогообложения и налогового контроля. В налоговом праве непосредственно реализуется специфическая законодательно-правовая, принудительная форма налоговых отношений.

Налоговое право обеспечивает юридическое оформление и правовую организацию налоговых отношений  в части методологических и практических положений о сущности, принципах организации налогов и налогообложения, о составе налоговой системы и элементах налогообложения, о порядке взимания установленных видов налогов и об отношениях, связанных с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

Положения налогового права закрепляются в действующем налоговом законодательстве:

· Законодательство РФ о  налогах и сборах;

· законодательство субъектов  РФ о налогах и сборах;

· нормативных правовых актов представительных органов  местного самоуправления о налогах и сборах.

Законодательство  РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс (НК) занимает главенствующее место в российском налоговом законодательстве, устанавливая систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе (статья 1 НК):

1) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов, других участников налоговых отношений;

5) определяет формы и методы налогового контроля;

6) устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) устанавливает порядок обжалования действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц.

Налоговый кодекс является законом прямого действия в части  названных выше общих принципов  налогообложения, установления, ведения  и взимания налогов и сборов. Это значит, что положения других законодательных и нормативных актов, регулирующие налоговые отношения, не должны дополнять и изменять, а могут лишь уточнять положения, непосредственно регулируемые НК РФ. К таким нормативным правовым актам относятся, например, методические рекомендации, пояснения к расчету налоговой базы, расшифровка перечней видов деятельности и т. д. Они касаются отдельных видов налогов и выпускаются в форме постановлений, приказов, инструкций и подобных правовых актов, издаваемых Правительством РФ, Минфином РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, другими уполномоченными органами.

Налоговое законодательство субъектов РФ состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом.

Налоговое законодательство субъектов РФ вводит на своих территориях установленные НК РФ региональные налоги и сборы в части конкретных ставок (но не выше предельных ставок, установленных НК), налоговых льгот (в рамках перечня, установленного НК), порядка и сроков уплаты, форм отчетности по налогам.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления вводят на территории соответствующего муниципального образования установленные НК РФ местные налоги и сборы по элементам налогообложения в пределах налоговых полномочий органов местного самоуправления: размеры налоговых ставок (не выше предельных), конкретные налоговые льготы (по рекомендуемому перечню), порядок и сроки уплаты, формы отчетности по этим налогам.

Таким образом, налоговое законодательство регулирует весь круг публично-правовых отношений по установлению, ведению, изменению, и взиманию налогов и боров в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В современной России налоговое право находится пока еще на стадии становления. Не в полной мере отрегулированы между собой  права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, не соответствуют международным нормам правила применения штрафных налоговых санкций. Однако главным недостатком российского налогового права остается его крайняя нестабильность, связанная с принятием слабо проработанных законов о налогах и их соблюдением субъектами правоотношений, с отсутствием долговременной научно-обоснованной стратегии политики налогового реформирования.

Под налогообложением следует понимать законодательно установленный процесс организации порядка взимания налогов: исчисления, уплаты и контроля со стороны налоговых органов.

Через налогообложение  реализуется деятельность субъектов  налоговых отношений по организации  функционирования на практике разнообразных  налоговых форм и видов налогов  на принципах и в порядке, закрепленных в законах и нормах налогового права.

Налоговая система представляет собой закрепленную в налоговом законодательстве комбинацию налоговых форм и видов налоговых платежей, элементов, принципов и методов налогообложения, а также прав, обязанностей и ответственности субъектов налоговых отношений (налогоплательщиков, налоговых агентов, органов, осуществляющих налоговый контроль и управление налоговым процессом).

Налоговая система включает в себя и систему налогов, и  систему налогообложения, и совокупность налоговых полномочий субъектов  налоговых отношений, включая органы, осуществляющие налоговый контроль и управление налоговым процессом. Таким образом, система налогов входит в налоговую систему лишь как один из составляющих элементов последней.

Система налогов – это основанная на налоговых отношениях, установленная налоговым законодательством страны совокупность налоговых платежей в определенной их комбинации по классификационным группам и видам.

Рациональное  соотношение между собой различных  групп и видов налогов по уровням и способам налогообложения является важным условием эффективного функционирования налоговой системы. Структура системы налогов и налоговой системы различна в разных странах, отражая национальные экономические, социальные и иные особенности. Однако существуют и некие общепринятые структурные налоговые пропорции, характерные для большинства развитых стран.

Российская налоговая  система по своему составу содержит в себе все элементы, присущие налоговым  системам рыночно развитых стран, однако структурно система налогов существенно отличается от последних.

Наиболее характерной  особенностью российской налоговой  системы является чрезмерно высокая  доля в налоговых доходах косвенных  налогов на производство и импорт – свыше 60 %. В большинстве развитых стран такой удельный вес приходится на прямые налоги подоходного типа и личные налоги. Высокий уровень косвенного налогообложения бизнеса усиливает инфляционные процессы в стране, сдерживает рост потребления, платежеспособный спрос населения, а значит, и реальный экономический рост.

Несмотря на огромный природный потенциал России и долю сырьевых отраслей в ВВП – более 50 %, удельный вес налоговых платежей за природные ресурсы хотя и имеет тенденцию к росту, составляет незначительную величину. Это говорит о том, что значительная часть природной ренты остается в руках частного бизнеса, а не используется для целей удовлетворения общественных потребностей.

Информация о работе Государственное налоговое регулирование