Государственное налоговое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Файлы: 1 файл

Государственное налоговое регулирование К обмену.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

В числителе показателя налогового бремени должна быть отражена сумма начисленных, а не уплаченных (фактически поступивших в бюджет) налогов. В действительности на налогоплательщика давит не столько бремя налогов, которые он согласен заплатить или уже заплатил, сколько бремя налоговых платежей, которые потенциально, по закону должно заплатить обязанное лицо. Методически сумму начисленных налогов можно определить путем сложения сумм фактически поступивших в бюджетную систему налоговых платежей и задолженности по налогам и сборам. Последняя продолжает давить на налогоплательщиков, поскольку должна быть обязательно погашена ими, переходя на последующие отчетные периоды и обрастая налоговыми санкциями. Учитывая, что на протяжении многих лет задолженность по налогам и сборам в России составляет в среднем около 30 % к фактическим налоговым поступлениям, долю налогов в ВВП следует скорректировать (увеличить) на эту величину.

Использование при расчетах налогового бремени в качестве базового показателя ВВП также представляется недостаточно обоснованным, так как  он завышает фактическую величину доходов  для налогообложения.

Во-первых, показатель ВВП  в Системе национальных счетов исчисляется  как сумма валовых добавленных  стоимостей по отраслям экономики и  чистых (без субсидий) косвенных  налогов на продукты и импорт. ВВП  и ВДС синтезируют в себе всю  совокупность доходов в экономике, включая их валовую часть – амортизацию. Последняя не должна выступать постоянным источником уплаты налогов, у нее другое экономическое предназначение – быть источником финансирования расходов на воспроизводство изношенного амортизируемого имущества. Учет амортизации в базовом показателе заведомо занижает действительное бремя налогов по отношению к доходным источникам их уплаты.

Во-вторых, по принятой методике расчета ВВП органами статистики, этот показатель увеличивается в  среднем на 22–25 % на долю так называемого «теневого» сектора экономики. Эта часть экономики вообще не платит никаких налогов, поэтому включение ее в расчет налогового бремени в составе базового показателя также искусственно занижает фактическую налоговую нагрузку.

Таким образом, в знаменателе  формулы расчета налогового бремени  необходимо принять показатель чистой добавленной стоимости в рыночных ценах с учетом косвенных налогов, то есть величину ВВП без доли «теневой»  экономики минус сумма амортизации, или, по-другому, ВДС, созданная легальным сектором экономики, плюс чистые косвенные налоги на продукты и импорт, минус амортизация.

Итак, в развернутом  виде уточненная формула фактически сложившегося налогового бремени будет выглядеть следующим образом:

 

НБ1 = (ФН + ЗН) / (ВВП - ВВП х Дт - А) х 100%,

 

НБ1 = НН / ДСр  х 100%,

 

где: ФН – фактические  налоговые поступления в бюджетную  систему;

ЗН – задолженность  по налогам и сборам;

Дт – доля «теневой»  экономики, принимаемая сейчас Госкомстатом РФ при исчислении ВВП;

А – амортизационные отчисления;

НН – начисленные  налоги и сборы;

ДСр = ДСл + КН; ДСр -добавленная стоимость в рыночных ценах;

ДСл – добавленная стоимость легального сектора экономики в основных ценах; КН – чистые (без субсидий) косвенные налоги на продукты и импорт (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Все косвенные налоги перекладываются через цены на конечного  потребителя (население, государственные  учреждения и общественные организации, оказывающие бесплатные услуги населению). В конечном счете, эти налоги оплачиваются за счет оплаты труда, или прибыли, если товар не нашел конечного потребителя. То есть, конечным источником уплаты косвенных налогов является чистая (без амортизации и чистых косвенных налогов) добавленная стоимость легального сектора экономики (ДСл). Поэтому имеет смысл, в дополнение к показателю НБ1, производить расчет налогового бремени (НБ2) по отношению к ДСл по формуле:

 

НБ2 = НН / ДСл  х 100%,

 

Используя описанные  подходы, для аналитических целей  и выработки налоговых решений можно рассчитывать также налоговое давление на отдельные элементы ВДС (валовой добавленной стоимости) в Системе национальных счетов: на оплату труда (с учетом страховых взносов или единого социального налога), на валовую прибыль в экономике (с учетом амортизации), на прибыль и другие смешанные доход в экономике (без амортизации). При этом в числителе должны отражаться только те начисленные налоги и сборы, источником уплаты которых выступает соответствующий базовый показатель. С оплатой труда связаны такие налоги, как налог на доходы физических лиц, единый социальный и подобные ему налоги, другие налоговые платежи, уплачиваемые физическими лицами (налог на имущество, налог с наследств и дарений и т. д.). Прибыль и другие смешанные доходы в экономике могут выступать источниками уплаты большинства прямых и косвенных налогов, уплачиваемых налогоплательщиками – организациями.

Существуют серьезные различия в определении налогового бремени предприятий (организаций) и физических лиц (населения).

Для анализа налоговой  нагрузки на предприятии обычно используются такие базовые показатели как выручка, прибыль и оплата труда. Однако выручка включает в себя кроме доходов материальные и приравненные к ним затраты, в том числе амортизационные отчисления. Средства, поступающие предприятиям на расчетный счет в виде затратной части выручки, могут выступать лишь временными, но не постоянными источниками уплаты налогов. В противном случае, по истечении определенного срока такое предприятие, использующее собственные оборотные средства и амортизацию не по своему прямому назначению, а в основном для уплаты налогов, может обанкротиться или испытывать серьезные финансовые затруднения.

Поэтому для  расчета общей налоговой нагрузки на доходы конкретного предприятия (НБп) следует использовать базовый показатель добавленной стоимости:

 

НБп = НН / (ВП + РОТ + ФКН) = НН / (В - МЗ - А) = НН / ДС х 100%,

 

где: НН – начисленные  налоги и сборы (уплаченные в бюджет налоги плюс задолженность);

ВП – валовая прибыль  и доходы (до налогообложения);

РОТ – расходы на оплату труда (до налогообложения);

ФКН – косвенные налоги (НДС, акцизы), уплаченные в бюджет;

В – общая выручка  предприятия (выручка от реализации плюс внереализационные доходы) с  учетом НДС и акцизов;

МЗ – материальные (приравненные к ним) затраты и  внереализационные расходы;

А – амортизационные  отчисления;

ДС – добавленная  стоимость (без амортизации).

Сложнее будет дело с  методикой исчисления налоговой  нагрузки на доходы населения. Обычно налоговое бремя физических лиц  ассоциируется лишь с бременем подоходного  и других налогов, непосредственно уплачиваемых населением из его личных доходов. Однако это не так. На денежные доходы физических лиц, и не только работников, давит как бремя прямых личных налогов, так и бремя косвенных налогов, оплачиваемых населением в составе розничных цен приобретаемых им товаров и услуг. Например, в России для косвенных налогов, оплачиваемых населением (домашними хозяйствами), как основным конечным потребителем, составляет около 60–70 %.

Таким образом, для более точной оценки фактического налогового бремени, которое несет население (домашние хозяйства), следует использовать следующую формулу:

 

НБн = (НЛН + НКН  х Кд) / ДДН х 100%,

 

где: НЛН – начисленные  личные налоги с физических лиц;

НКН – начисленные  косвенные налоги;

Кд – коэффициент доли косвенных налогов, оплачиваемых населением (для современной России 0,6 – 0,7);

ДДН – денежные доходы населения.

Оценка фактического налогового бремени в целом и  по структуре на предмет оптимальности  должна проводиться ежегодно, а оптимальные  параметры определяться не реже одного раза в три года. Это правило касается любой развитой страны, в том числе и России.

Важнейшей чертой современного этапа налогового реформирования в  России является проведение правительством политики обеспечения налогового равновесия путем реализации мер, направленных на оптимизацию налогового бремени. Отменены многие неэффективные, малозначимые налоги и сборы, не предусмотренные первой частью Налогового кодекса РФ, а также налоги – источники формирования дорожных фондов (их заменили транспортный налог и часть акцизов на нефтепродукты). Вместо множественных налогов и платежей за пользование недрами и воспроизводство минерально-сырьевой базы введен налог на добычу полезных ископаемых. При этом отменены такие крупные федеральные налоги, как акцизы на нефть и природный газ, а также региональный налог с продаж. Вместо трех поимущественных налогов (налог на землю, налоги на имущество организаций и физических лиц) готовится введение налога на недвижимость. Существенно снижены ставки крупных федеральных налогов: налога на прибыль организаций, НДС, единого социального налога.

Тем не менее, фактическое  налоговое бремя остается завышенным по сравнению с оптимальным его  уровнем, рассчитанным на реализацию эффективной  налоговой политики ускоренного экономического роста в России. Такое оптимальное совокупное налоговое бремя должно составлять сейчас 27–28 % начисленных налогов к чистой добавленной стоимости в рамках следующих границ налогообложения: нижний налоговый предел – 24 %, верхний налоговый предел – 31 % . В пересчете на бремя уплаченных налогов к ВВП (официальный подход) его параметры составят: налоговый оптимум 17 – 18 % в предельных границах от 14 до 21 %. Напомним, что официально доля налоговых поступлений в ВВП за последние 7 лет колеблется в среднем на отметке 30 %. В пересчете на предложенную уточненную методику – это более 40 % начисленных налогов к чистой добавленной стоимости. Последний параметр говорит сам за себя.

Велика в России налоговая  нагрузка на денежные доходы населения. С учетом косвенных налогов она колеблется в среднем около 45 % (по методике, представленной выше). Только прямые начисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога на оплату труда составляют более 49 %, хотя с 2005 г. планируется существенное снижение ставок единого социального налога на 10 %. Если бремя косвенных налогов срыто в розничных ценах, то высокий уровень налоговых начислений на оплату труда подталкивает работодателей к сокрытию от налогообложения этих доходов.

Если опираться на официальные данные, то уровень налогового бремени находится на общемировом уровне.

Однако, ни для кого не секрет, что государственные органы в рамках фискальной функции регулярно недополучают около 30-40 процентов от всех налоговых платежей. Для большинства россиян, получающих зарплаты в конвертах, это, наверное, не новость. Но что это означает в действительности? Большинство предприятий скрывают реальный уровень прибыли (уклоняясь от уплаты части налога на прибыль). Та же ситуация обстоит с фондом оплаты труда (и соответствующим подоходным налогом) и выручкой (и соответствующему ему НДС), несколько лучше ситуация обстоит с налогом на имущество предприятий (и похожим по сущности налогом на игорный бизнес, заменивший в свое время налог на прибыль в размере 70%).

Что мы имеем на выходе? А имеем мы незначительные уровни поступления налогов и иных платежей, уменьшенные на “теневую” составляющую.

Еще одна причина. Для определения уровня налогового бремени нам необходимо знать объем ВВП. Те, кто знаком с азами макроэкономики, прекрасно знает, что считать ВВП мы можем разными способами: по доходам, по расходам, по добавленной стоимости на различных этапах производства. Вроде бы все понятно, однако, что же делать с тем, что не попадает в официальные сводки, в отчеты налоговых органов?

Осознавая весь масштаб  неофициальной деятельности на территории РФ, размер укрывательства от выполнения своих обязанностей как налогоплательщиков большинства хозяйствующих субъектов, государственные органы пришли к  выводу о необходимости учета этой сомнительной составляющей. Таким образом, ежегодно при подсчете основных макроэкономических   показателей учитывается также коэффициент, характеризующий данную нелегальную сферу.

Тут же напрашивается  вопрос: как возможно точным образом  определить данный коэффициент? Считается, что для этого используется количество реально электрифицированных объектов в рамках экономики государства. Логика проста: в отчетности можно уменьшить объем выручки, однако данные о потреблении электричества (и, соответственно, объем выпуска, характерный для данной отрасли) покажут обратное.

Все это выглядит довольно сомнительно и крайне приблизительно. Не говоря уже о том, что такой  подход не учитывает целый ряд  иных способов ухода от налогообложения. В результате, что мы имеем.  На вскидку прикинутый объем ВВП, объем поступления налогов и иных платежей, составляющий 60-70 процентов от потенциальных (а может и меньше). Отсюда выведенный показатель налоговой нагрузки. И вот здесь мы начинаем понимать, почему, если опираться исключительно на официальные данные, мы, вроде бы, подобны западным странам, а по факту предпринимательская деятельность (и прежде всего малый и средний бизнес) почти задушена. Добавьте к этому коррупционную составляющую, и тогда становится совсем неудивительно, почему Россия сами знаете где.

В конечном счете фискальная политика представляет собой конкретный механизм регулирования и стимулирования хозяйственной деятельности. Однако о какой конкретности может идти речь, если сами данные, которые лежат  в основе этого механизма, не отражают реального положения дел? Важно заметить, что эта проблема касается не только сферы налогообложения, но и других сфер жизни общества и государства, но об этом уже в следующих материалах.

Итак, из результатов  анализа налогового бремени в современной России можно сделать ряд выводов, связанных с приоритетами налоговой политики.

Во-первых, необходимо довести  общее налоговое бремя до оптимальных  параметров. Это позволит обеспечить бюджет необходимыми доходными источниками  на базе общего экономического и инвестиционного роста.

Во-вторых, при снижении совокупного налогового бремени  не следует забывать о нижнем его  пределе. Уровень налогообложения  ниже этого предела чреват существенными  невосполнимыми налоговыми потерями государства.

В-третьих, следует оптимизировать структуру общего налогового бремени, особенно это касается налоговых  начислений на оплату труда в форме  единого социального налога. Они  не должны превышать прямых налоговых  начислений на прибыль (20 %), чтобы предотвратить сокрытие доходов налогоплательщиками и искусственный перелив средств из одной формы доходов в другую под влиянием фактора различий в налоговой нагрузке на них.

Информация о работе Государственное налоговое регулирование