Федеральные налоги и сборы с иностранных организаций и физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение условий и особенностей налогообложения иностранных юридических и физических лиц на террито-рии Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие иностранной организации и ее постоянного представительства;
- изучить порядок определения налогового статуса иностранного физического лица и нерезидента;
- изучить особенности налогообложения иностранных организаций в части основных налогов – налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и налога на имущество;
- проанализировать методику налогообложения иностранных физических лиц в части налога на доходы физических лиц, имущественных налогов.

Файлы: 1 файл

курсовой налоги.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

         Актуальность темы работы обусловлена следующими обстоятельствами. Иностранные компании активно инвестируют свой капитал в российскую экономику. Поэтому изменения российского налогового законодательства всегда представляли интерес для инвесторов. 

          Заинтересованность российской экономики в иностранных инвестициях и сложность современного налогового законодательства  обуславливают актуальность и важность вопросов налогообложения иностранных организаций и физических лиц на территории РФ.

          Целью данной работы является изучение условий и особенностей налогообложения иностранных юридических и физических лиц на территории Российской Федерации.  Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие иностранной организации и ее постоянного представительства;

- изучить  порядок определения налогового  статуса иностранного физического лица и нерезидента;

- изучить  особенности налогообложения иностранных  организаций в части основных  налогов – налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и налога на имущество;

- проанализировать  методику налогообложения иностранных  физических лиц в части налога на доходы физических лиц, имущественных налогов.

         Объектом исследования в данной работе является методика налогообложения иностранных юридических и физических лиц как важный элемент налоговой системы РФ.

Предмет исследования – экономические отношения, связанные  с налогообложением иностранных юридических и физических лиц.

          Теоретической основой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие налогообложение в РФ (в первую очередь -  Налоговый кодекс РФ), а также публикации в периодической печати по теме курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Понятие иностранной организации и ее постоянного представительства

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, приобретают обобщающее название «иностранные организации».1

         В международной практике налогообложения  иностранных организаций, извлекающих доходы от источников в третьих странах, выработана система критериев для определения «степени присутствия» иностранной организации в налоговой юрисдикции, с которым законодательство большинства стран связывает обязанность этой организации уплачивать установленные налоги.

         Для характеристики степени присутствия  иностранных организаций в государстве,  налоговыми резидентами которого  они не являются, но с территории которого извлекается доход посредством осуществления деятельности, используется понятие «постоянное представительство».

         Определение термина «постоянное представительство» дано в статье 306 Кодекса, которая устанавливает, что под постоянным представительством для понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности иностранной организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов, осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, если такая деятельность не является подготовительной или вспомогательной в пользу самой же иностранной организации.

         Таким образом, понятие «постоянное представительство» имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.2

 1.2 Правовые основы и порядок определения статуса   иностранного гражданина и нерезидента

 

  Федеральным законом от 25.07.02 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» введены следующие определения:

  1. временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  2. постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;
  3. временно прибывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

          Экономические отношения человека  и государства определяет принцип постоянного местопребывания (резидентства). Согласно данному принципу налогоплательщиков подразделяют:

  • на лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);
  • лиц, не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).3

          Понятие «резидент» используется не только в налоговом, но и, например, валютном, иммиграционном законодательстве. Каждая отрасль имеет свои критерии для определения правового статуса лиц, поэтому лицо, признаваемое резидентом в целях, например, валютного регулирования, может не быть налоговым резидентом.

          Режим налогообложения доходов иностранного физического лица в РФ зависит от налогового статуса этого лица, а именно: является оно налоговым резидентом РФ или нет.

         Налоговыми резидентами признаны физические лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ).

Нередко физическое лицо может быть одновременно признано резидентом двух или более государств. В таком случае его налоговый статус определяется в соответствии с национальным законодательством или в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения, если такой договор заключен между государствами.

          Уточнение налогового статуса  налогоплательщика производится:

  • на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории РФ в текущем календарном году; 
  • на дату отъезда на постоянное местожительство за пределы РФ; 
  • на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в РФ российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства. 4

 

2ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1 Налог на прибыль организаций

В соответствии со статьей 246 Кодекса иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, являются плательщиками налога на прибыль организаций  в той ее части, которая относится к постоянному представительству. Прибыль иностранной организации определяется как доходы, полученные через постоянное представительство, уменьшенные на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

         Объект налогообложения иностранной организации, осуществляющей деятельность в России через постоянные представительства, включает в себя три составляющие (п. 1 ст. 307 Налогового кодекса РФ):

- доход, полученный  через постоянные представительства  на территории России, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

- доход от  владения, пользования и распоряжения  имуществом постоянного представительства этой организации в России за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

- другие доходы  от российских источников, относящиеся  к постоянному представительству.5

         Налоговый учет доходов постоянного представительства иностранной организации не имеет каких-либо особенностей. Доходы признаются в соответствии со статьями 248-251 и иными нормами главы 25 Кодекса, которые устанавливают порядок учета доходов по отдельным операциям.

         Доходы признаются на дату, определяемую  в соответствии со статьями 271 или 273 Кодекса. Зачастую российское  подразделение иностранной организации само не реализует произведенную продукцию. Этим занимается головной офис компании. В такой ситуации у российского постоянного представительства возникает налогооблагаемый доход, если иностранная компания распределяет мировой доход между своими обособленными подразделениями.

         Состав расходов организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянное представительство, указан в статьях 253-269 и иных статьях главы 25 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются расходы, перечисленные в статье 270 Налогового кодекса РФ. Однако у иностранных организаций есть своя специфика. Если в соглашении об избежании двойного налогообложения с соответствующим иностранным государством установлены правила, отличные от норм главы 25 Кодекса, применять следует правила соглашения.

         Следует различать доходы, связанные и не связанные с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации. В ст. 309 Налогового кодекса РФ поименованы в качестве налогооблагаемых доходы иностранных лиц, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, но получены от источников в Российской Федерации. К ним относятся дивиденды, доходы, получаемые в результате распределения прибыли, процентный доход от долговых обязательств, доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности, реализации акций (если более 50% активов состоит из недвижимости в Российской Федерации), реализации недвижимости в Российской Федерации, аренды, перевозок, штрафы и пени, иные аналогичные доходы.

         При этом необходимо различать  понятия «источник выплаты дохода»  и «источник дохода в Российской  Федерации». Они определены в  Методических рекомендациях, утвержденных приказом МНС России от 28.03.03 г. N БГ-3-23/150. Источником дохода в Российской Федерации может являться деятельность иностранной организации в Российской Федерации по выполнению работ, оказанию услуг через ее отделение или иных юридических либо физических лиц.        

Источник  выплаты дохода - лицо, которое непосредственно  производит выплаты другому лицу за поставленные им товары, выполненные работы или оказанные услуги, предоставленные имущественные права. При этом местонахождение источника дохода и источника выплаты дохода может не совпадать.6

         Налоговый агент производит удержание  суммы налога с доходов иностранного лица по налоговым ставкам, приведенным в ст. 284 Налогового кодекса РФ:

0% - проценты  по государственным и муниципальным  ценным бумагам, эмитированным до 20 января 1997 г., а также в иных случаях, поименованных в п.п. 3 п. 4 ст. 284 Налогового кодекса РФ;

10% - доходы  от использования, содержания  или сдачи в аренду (фрахта) судов,  самолетов или других подвижных  транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;

15% - доходы, полученные  в виде дивидендов от российских  организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде процентов по прочим государственным ценным бумагам;

20% - со всех  прочих доходов иностранных компаний, полученных от источников в  Российской Федерации.7

         Удержание налога на доходы  иностранного лица производится  в соответствии со ст. 310 и п. 2 ст. 287 Налогового кодекса РФ. Налоговый агент не исчисляет и не удерживает налог с доходов в следующих ситуациях (п. 2 ст. 310 Налогового кодекса РФ):

1) если доходы  относятся к доходам постоянного  представительства при наличии  нотариальной копии свидетельства о постановке иностранной организации на учет в налоговых органах в случае уведомления об этом получателем дохода;

2) если в  отношении доходов применяется  ставка 0%;

3) если доход получен при выполнении соглашений о разделе продукции;

4) в случае когда такие выплаты не облагаются налогом в соответствии с международными договорами.

         Налоговый агент должен представить в налоговый орган налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме, утвержденной приказом МНС России от 14.04.04 г. N САЭ-3-23/286@. Инструкция по заполнению налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 3.06.02 г. N БГ-3-23/275. Заполнять указанный расчет необходимо, даже если выплаченные доходы освобождены от налогообложения в соответствии с международным соглашением. Непредставление в налоговый орган налогового расчета влечет ответственность налогового агента в виде штрафа в размере 50 руб. (ст. 126 Налогового кодекса РФ). Должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ.8

Информация о работе Федеральные налоги и сборы с иностранных организаций и физических лиц