Анализ текущего состояния налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики

Содержание работы

Введение 3
1 Становление налоговой системы Российской Федерации 5
1.1 История становления налоговой системы в России 5
1.2 Понятие, принципы построения и основные
функции налоговой системы Российской Федерации 13
2 Анализ текущего состояния налоговой системы РФ 19
2.1 Правовое регулирование налоговой системы
Российской Федерации 19
2.2 Изменения в налоговом законодательстве в 2013 году 23
2.3 Структура действующей налоговой системы в РФ 25
2.4 Изменения в налоговом законодательстве в 2014 году 27
2.5 Анализ налоговых поступлений Российской Федерации 30
в 2013 году
Заключение 33
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМФ.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

- степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

- методы формирования налоговой базы.

Можно сделать следующие выводы:

    1. Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов.

    1. Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов.

    1. Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.

 

 

 

2 Анализ текущего состояния  налоговой системы РФ

2.1 Правовое регулирование налоговой  системы Российской Федерации

Состав налогового законодательства включает:

1) федеральное налоговое законодательство;

2) региональное налоговое законодательство;

3) муниципальные налоговые акты.

Федеральное налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, например, Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», а также норм, содержащихся в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных образованиях».

Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК).

Региональное налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).

Муниципальные налоговые акты складываются из актов представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.

Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России.

Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ.

Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.

К налогоплательщикам относятся, в частности:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).

Также должны быть определены элементы налогообложения:

1) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;

2) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

3) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога

4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).

Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Основу эффективности налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам.

 

 

2.2 Структура действующей налоговой  системы в РФ 

 

В состав налоговой системы входят:

- виды налогов, установленные на территории государства;

- субъекты налога (налогоплательщики);

- законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения;

- органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень действующих налогов и сборов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги:

     - налог на имущество организаций;

    - налог на игорный бизнес;

     - транспортный налог.

3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ.

Местные налоги:

    - земельный налог;

    - налог на имущество физических лиц.

При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, например, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы:

    1. Система налогообложения для сельскохозяйственных  товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    2. Упрощённая система налогообложения;
    3. Единый налог на вменённый доход;
    4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Данные специальные налоговые режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность освобождения от уплаты некоторых действующих налогов и сборов.

 

2.3 Изменения в налоговом  законодательстве в 2013 году

С 1 января 2013 года вступает в силу ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который изменяет использование действующих налоговых режимов, при этом в НК РФ отдельной главой выделено положение о патентной системе налогообложения.

В 2013 году УСН для ИП, работающих на основе патента, переведен в самостоятельный режим налогообложения, а его порядок регламентируется в положениях новой главы НК РФ «Патентная система налогообложения».

Данную систему будут вводить и отменять с помощью соответствующих законов субъектов РФ в отношении определенных видов деятельности. Также будут устанавливаться в каждом субъекте РФ и размеры потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от вида предпринимательской деятельности.

Законодательством установлен минимальный размер годового дохода, по которому рассчитывают стоимость патента, он должен быть не меньше 100 тыс. рублей и не больше 1 млн. рублей. Исключением могут быть некоторые виды деятельности, по которых субъектами РФ максимальный размер потенциального дохода может быть увеличен, но не более чем в 3 раза, а в городах, где проживает более 1 млн. человек — не более чем в 5 раз. Размер налоговой ставки – 6%.

В 2013 году изменения в налоговом законодательстве коснутся положения НК РФ, которые регулируют порядок применения УСН, ЕСХН и ЕНВД. Так, внесены изменения в порядок, сроки уплаты налогов на основе спецрежимов, а также скорректирован порядок представления отчетности.

Смотрите также: Налоговый календарь бухгалтера на 2013 год

В частности, ЕНВД теперь перестанет быть обязательным. В соответствии с внесенными поправками, налогоплательщику предоставляется право самостоятельного выбора данного налогового режима наравне с другими спецрежимами.

Изменился срок подачи заявления о переходе на УСН. Теперь, заявление может быть подано до 31 декабря включительно, а не как раньше - с 1 октября по 30 ноября.

Согласно с новыми поправками, внесенными в НК, налогоплательщики, применяющие спецрежимы, обязаны в случае прекращения деятельности, в отношении которой применялись такие налоговые режимы, представить в налоговый орган соответствующее заявление.

В часть первую Налогового кодекса РФ включено положение, раскрывающее понятие «коэффициент-дефлятор». В соответствии с законом, это коэффициент, который устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитывается как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав Налогового кодекса РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен в РФ в предшествующем календарном году.

Информация о работе Анализ текущего состояния налоговой системы РФ