Анализ налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является – анализ налоговой системы России. В ходе работы нужно было решить следующие задачи:
- изучить развитие и принципы построения налоговой системы России;
- провести анализ развития налоговой системы;
- отметить основные направления налоговой политики России.

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.Кур.раб. Налоговая с-ма России.docx

— 68.27 Кб (Скачать файл)

Объектом налогообложения  признаются, в частности, следующие  операции:

  • реализация на территории РФ подакцизных товаров.
  • продажа конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.
  • передача произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров.
  • ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
  • получение (оприходование) денатурированного этилового спирта.
  • получение прямогонного бензина.
  • полный перечень операций, облагаемых акцизом, содержится в ст. 182 НК РФ.

Освобождаются от налогообложения следующие операции:

1) Передача подакцизных  товаров несамостоятельными структурными  подразделениями друг другу для  производства иных подакцизных  товаров.

2) Реализация подакцизных  товаров, помещенных под таможенную  процедуру экспорта, за пределы  территории РФ с учетом потерь  в пределах норм естественной  убыли или ввоз подакцизных  товаров в портовую особую  экономическую зону с остальной  части территории РФ.

3) Первичная реализация (передача) конфискованных и бесхозяйных  подакцизных товаров, которые  подлежат передаче на промышленную  переработку под контролем таможенных и налоговых органов либо уничтожению.

4) Передача в структуре  одной организации:

  • произведенного налогоплательщиком этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
  • ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.

5) Ввоз на территорию  РФ подакцизных товаров, от  которых произошел отказ, и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность, а также в случае их размещения в портовой особой экономической зоне.

Налоговые ставки

Ставки по различным видам  подакцизных товаров указаны  в ст. 193 НК РФ.

С 1 января 2012 г. установлена  единая увеличенная ставка акциза на сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы.

С 1 июля 2012 г. увеличиваются  ставки акциза на алкогольную и табачную продукцию.

Ставка акциза на автомобильный  бензин и дизельное топливо зависит  от класса топлива. Если в отношении подакцизных товаров установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой из них.

Ставки применяются в  зависимости от установленного порядка:

  • твердые в абсолютной сумме (в рублях и копейках) за единицу измерения;
  • адвалорные (в процентах);
  • комбинированные, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной.

Выручка в иностранной  валюте пересчитывается в рубли  по курсу ЦБ РФ на дату реализации подакцизных  товаров.

 

2.3 Налог на доходы физических лиц

 

Налоговые резиденты России уплачивают данный налог как с  доходов от источников в России, так и с доходов от источников за пределами России. Лица, которые  не являются налоговыми резидентами  России, уплачивают налог только с доходов от источников в России.

Налоговыми резидентами  России признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

НК РФ определяет виды доходов, которые не подлежат налогообложению, а также предусматривает систему налоговых вычетов, которые уменьшают налоговую базу.

Например, не подлежат налогообложению  большинство государственных пособий и государственные пенсии, гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России, наследуемое имущество, суммы платы за обучение налогоплательщика, некоторые доходы по вкладам в банках, которые находятся в России, а также другие доходы, которые определены в НК РФ.

Налоговая ставка варьируется  от 9% до 35%. Основная налоговая ставка составляет 13%. Лица, которые не являются налоговыми резидентами России, по общему правилу уплачивают налог по ставке 30%. Иностранные высококвалифицированные специалисты, которые имеют соответствующее разрешение на работу, платят налог по ставке 13% даже в случае, когда они не являются налоговыми резидентами России.

Со многими государствами  Россия заключила соглашения об устранении двойного налогообложения, которые позволяют получать освобождение от уплаты налога в России, если он был уплачен в другом государстве.

 

2.4 Налог на прибыль организаций

 

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также  иностранные организации, которые  осуществляют свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в Российской Федерации.

Участники инновационного проекта  «Сколково» освобождаются от обязанности уплачивать налог в течение 10 лет с момента получения статуса участника проекта.

Объектом налогообложения  являются доходы, которые уменьшены  на величину расходов налогоплательщика, перечисленных в НК РФ.

Основная и максимальная налоговая ставка составляет 20%. В  определенных случаях применяются пониженные налоговые ставки, которые могут достигать 0%.

 

2.5 Страховые взносы

 

Плательщики взносов (страхователи):

1. лица, производящие выплаты  и иные вознаграждения физическим  лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не признаваемые  индивидуальными предпринимателями

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся  частной практикой (не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам)

Федеральными законами о  конкретных видах обязательного  социального страхования могут быть установлены иные категории лиц, признаваемых плательщиками страховых взносов.

Если плательщик относится  одновременно к нескольким категориям, то он исчисляет и уплачивает страховые  взносы по каждому основанию.

Объект обложения страховыми взносами

Выплаты и иные вознаграждения:

  • начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг
  • по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, 
  • издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений) 
  • для организаций - также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования.

Выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, выплачиваемые в пользу физических лиц

Если плательщики начинают/прекращают осуществлять деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству отработанных календарных месяцев.

За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

База для начисления страховых  взносов:

Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, кроме сумм не подлежащих обложению страховыми взносами.

Сумма выплат и иных вознаграждений за расчетный период в пользу физических лиц, кроме сумм не подлежащих обложению.

 

2.6 Налог на имущество  юридических лиц

 

Данный налог относится  к категории ресурсных платежей. Введение налога на имущество преследует ряд целей. Одна из них – фискальная: он обеспечивает постоянные поступления в бюджет. Другая цель – стимулирующая, поскольку его введение заинтересовывает предприятия в повышении эффективности действующего имущества, а также в реализации или современной установке неиспользуемого оборудования, во введении в оборот неиспользуемых земель.   

Налог на имущество широко распространен в мировой практике налогообложения. В Российской Федерации налог на имущество предприятий относится к группе региональных налогов, то есть налогов субъектов Федерации. Он распределяется равными долями между бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами.   

Плательщиками налога являются юридические лица. Из юридических  лиц обязаны платить данный налог  предприятия, фирмы, учреждения (включая банки) и организации, их филиалы и подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные организации, имеющие имущество на территории РФ.   

Объектом обложения данным налогом являются основные средства, нематериальные активы, затраты и  запасы, находящиеся на балансе предприятия. Основные нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Кроме перечисленных элементов  в объект налогообложения включают балансовую оценку имущества, переданного  в совместную деятельность, а также  приобретенного в совместной деятельности.  

Налогооблагаемой базой  в данном случае является среднегодовая  стоимость имущества предприятия  за отчетный год, рассчитываемая как 1/4 от суммы, получаемой от сложения:

  • половины стоимости имущества на 1 января отчетного периода;
  • половины стоимости имущества на 1-ое число месяца следующего за отчетным периодом;
  • стоимости имущества на 1-ое число квартала следующего за отчетным периодом.

 

   Учет одной четвертой части  стоимости имущества обусловлен тем, что бухгалтерии предприятий  сдают отчетность ежеквартально.   

Иногда среднегодовая  стоимость имущества за отчетный период определяется путем деления на число кварталов в году (т.е. на 4) половины суммы стоимости имущества на начало и конец отчетного периода. К результату прибавляются суммы стоимости имущества на 1-ое число следующего квартала.   

Например, среднегодовая  стоимость имущества за первый квартал  определяется как 1/4 от половины суммы  стоимости имущества на 1 января и 1 апреля отчетного года и полной стоимости имущества на 1 апреля. Среднегодовая стоимость основных фондов за полугодие – как 1/4 от половины суммы на 1 января и 1 июля и полной стоимости на 1 июля.   

Законодательством РФ устанавливаются  только предельные размеры ставок налога на имущество для юридических  лиц. Конкретные ставки налога устанавливаются органами законодательной власти субъектов РФ. При отсутствии решений законодательных органов субъектов Федерации устанавливается максимальная ставка налога. Устанавливать ставки для отдельных предприятий не разрешается.    

Первоначально предельный размер ставки был определен в 0,5% от налогооблагаемой базы (т.е. от стоимости имущества). В 1992 г. Он был повышен до 1%. С 1994 г. Предельный размер налоговой ставки составляет 2% стоимости имущества предприятий.   

Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разность между суммой налога, исчисленной  за отчетный период и суммами налога, внесенными в бюджет за предыдущие отчетные периоды текущего года.

 

ГЛАВА 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

 

 

3.1 Единый налог на вмененный доход

 

Специальные налоговые режимы представляют собой особый, установленный Налоговым кодексом порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях. Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.

Информация о работе Анализ налоговой системы России