Сравнительный анализ налоговой системы России и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Налоговые системы России и Германии отличаются друг от друга. В нашей стране применяется дифиринцированная ставка налогообложения по всем видам налога, Германия же отличается прогрессивной страной налогообложения, чем больше доходов получаешь, тем больший налог уплачивается в бюджет.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы налоговой системы…………………………………..4
2. Сравнительный анализ налоговой системы России и Германии
2.1 Общая характеристика налоговых систем………………………………......8
2.2 Сходства и различия налоговых систем России и Германии……………..13
Заключение

Файлы: 1 файл

Сидорович.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы налоговой  системы…………………………………..4

2. Сравнительный анализ налоговой  системы России и Германии

2.1 Общая характеристика налоговых  систем………………………………......8

2.2 Сходства и различия налоговых  систем России и Германии……………..13

Заключение ………………………………………………………………………17 
Введение

 

Для того чтобы государство могло свободно и беспрепятственно осуществлять свою деятельность, ему необходимы денежные средства. Налоги являются одним из основных источников денежных средств государства, которые собираются в его бюджет. В целях обеспечения непрерывного поступления налоговых платежей и удовлетворения финансовых потребностей страны, создана целая налоговая система, которая не только выполняет функции по снабжению финансовыми ресурсами, но и способствует внешней и внутренней безопасности страны, занимается поддержанием развивающихся отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране. В рыночной экономике налоговая система является сильным инструментом, способствующим развитию хозяйства.

От правильной организации налоговой системы зависит развитие страны в целом и отдельных ее групп. Ее применение является методом управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей (предприятий), определения взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, и регулирования внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков. Тема курсовой работы сравнительный анализ налоговой системы России и Германии. Ее целью является сравнение налоговых систем, выявление их особенностей и различий.

 

1. Теоретические основы  налоговой системы

 

Основой законодательной базы для налогообложения являются: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы о налогах и сборах и др.

Налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Налоги следует отличать от сборов, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

В зависимости от видов бюджетов налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Кроме основных налогов, предусмотренных налоговым кодексом, применяются специальные налоговые режимы, которые могут освобождать от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Экономический потенциал страны характеризует состояние производительных сил с количественной стороны, а уровень экономического развития отражает качественную сторону общественного производства. Он измеряется такими показателями:

· производительность труда в целом в экономике или в отраслях;

· уровень потребления и структура потребительских расходов;

· качество жизни в широком смысле слова;

· ВВП на душу населения;

· отраслевая структура ВВП и занятого населения и др.

Существуют следующие классификации налоговых систем:

1) по  уровню налоговой нагрузки на  экономику стран:

- либерально- фискальная система – обеспечивает налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП (США, Австралия, Португалия, Япония)

- умеренно  – фискальная система – уровень  налогового бремени при этой  системе составляет от 30 до 40% ВВП (Швейцария, Россия, Испания, Греция)

- жестко  – фискальная система – позволяет  перераспределять посредством налогов  более 40% ВВП (Норвегия, Нидерланды, Финляндия)

2) по  уровню централизации налоговых  полномочий:

- централизованная  – наделяет федеральный уровень  управления подавляющим большинством  налоговых поступлений (Франция, Нидерланды, Австрия, Россия)

- умеренно  централизованная – наделяет  все уровни управления значимыми  налоговыми полномочиями и обеспечивает  долю налоговых доходов федерального  уровня от 55 до 65 % консолидированных  налоговых поступлений (Австралия, Германия, Индия)

- децентрализованная  – наделяет нижестоящие уровни  правления более значимыми налоговыми  полномочиями и обеспечивает  долю налоговых доходов федерального  уровня до 55% консолидированных налоговых  поступлений (США, Канада, Дания)

3)в зависимости  от доли косвенного налогообложения:

- подоходная  – делает акцент на обложении  доходов и имущества, в которых  доля поступлений от косвенных  налогов не превышает 35% совокупных  налоговых доходов (США, Канада, Великобритания, Австралия)

- умеренно  косвенная – равномерное распределение  налоговой нагрузки на обложение  доходов и потребления, в которых  доля косвенных налогов составляет  от 35 до 50% совокупных налоговых доходов (Германия, Франция, Италия)

- косвенная  – основной акцент делается  на обложении потребления, в котором  косвенные налоги обеспечивают  более 50% совокупных налоговых доходов (Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика)

4) по  уровню неравенства доходов после  обложения:

- прогрессивные - если после уплаты налогов  экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается (сюда входят почти все развитые  и развивающиеся страны)

- регрессивные - если после уплаты налогов  экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает (примеров нет)

- нейтральные - если после уплаты налогов  экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается  неизменным (Россия).

Выделяют следующие организационные принципы:

- принцип  единства налоговой системы –  не допускается как установление  налогов, ограничивающих свободное  перемещение товаров и финансовых  средств в пределах страны, так и введение региональных налогов, позволяющих наполнить бюджеты одних территорий за счет других;

- принцип  подвижности (эластичности) – налоговое  бремя и налоговые отношения  могут быть оперативно изменены  в соответствии с субъективными  нуждами государства; используется  в качестве контрмеры государства  против уклонения от уплаты  налогов;

- принцип  стабильности – налоговая система  должна функционировать в течении многих лет, вплоть до налоговой системы

- принцип  множественности налогов – любая  налоговая система эффективна, только  в том случае, если она предусматривает  множественность налогов

- принцип  исчерпывающего перечня региональных  и местных налогов – ограничение  введения дополнительных налогов  субъектами Федерации и органами  местного самоуправления, а так  же запрет на повышение ставок  налоговых платежей.

Налоговая система налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом:

1) налоги  должны быть по возможности  минимальными;

2) при налогообложении того или  иного объекта должны учитываться  экономическая целесообразность  взимания налога;

3) налоги  не должны препятствовать конкуренции;

4) налоги  должны соответствовать структурной  политике;

5) система налогообложения должна  строиться на уважении частной  жизни налогоплательщика, соблюдении  коммерческой тайны;

6) в системе  должно быть исключено двойное  налогообложение;

7) налоги  должны обеспечивать справедливое  распределение доходов в обществе;

8) величина налогов должна находиться  в соответствии с размером, оказываемых  государством услуг.

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

 

 

2. Сравнительный анализ  налоговой системы России и  Германии

 

2.1 Общая характеристика налоговых  систем

 

В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией, Налоговым кодексом и Федеральными законами о налогах и сборах. Налоговый кодекс - основной законодательный акт о налогах. Он состоит из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

В кодексе зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

- виды  налогов и сборов;

- основания  возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей  по уплате налогов и сборов;

- принципы  установления, введения в действие  и прекращения действия ранее  введенных региональных и местных  налогов;

- права  и обязанности участников соответствующих  правоотношений (налогоплательщиков  и плательщиков сборов, налоговых  агентов, налоговых и таможенных  органов);

- формы  и методы налогового контроля;

- ответственность  за нарушение законодательства  о налогах и сборах;

- порядок  обжалования актов и действий  налоговых органов, а также их  должностных лиц.

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

- Принцип  законности налогообложения - каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК).

- Принцип  справедливости налогообложения - налоги  устанавливаются с учетом фактической  способности налогоплательщика  к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

- Принцип  всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ) - каждое лицо несет равные обязанности перед обществом (ст. 8 Конституции РФ).

- Принцип  экономической обоснованности налогообложения (п. 3 ст. 3 НКРФ) - налоги и сборы  должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.

- Принцип  единства экономического пространства  Российской Федерации (п. 4 ст. 3 НКРФ) - не допускается устанавливать  налоги и сборы, ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

- Принцип  установления налогов и сборов  в должном порядке - ни на кого  не может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы, не  предусмотренные Налоговым кодексом (п. 5 ст. 3 НКРФ).

- Принцип  определенности налоговой обязанности (п. 6 ст. 3 НКРФ)- при установлении  налогов должны быть определены  все элементы налогообложения. Акты  законодательства о налогах и  сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый точно  знал, какие налоги (сборы), когда  и в каком порядке он должен  платить.

Россия по разным показателям занимает различные места и может быть отнесена по некоторым характеристикам к развивающимся странам, а по другим – к промышленно развитым.

1. По  уровню производительности труда  Россия находится в конце списка  промышленно развитых стран. В  среднем ее уровень составляет 20% уровня США (38% в производстве  программного обеспечения и 7% в  цементной промышленности). Производительность труда в России находится на таком же уровне, как в Турции. Для России характерен очень низкий показатель количества отработанных часов в год: 1441 вместо 1945 часов в США. Эти низкие показатели отрицательно влияют на стоимостные результаты отдельных подразделений экономики и на весь объем ВВП.

2. По  уровню второго показателя Россию  можно отнести к развивающимся  странам, так как в структуре  потребительских расходов семей  на продовольствие, алкогольные  напитки и табачные изделия  приходится более 55%, а на товары  длительного пользования, жилье  и услуги – 12%. Для промышленно  развитых стран характерна обратная  пропорция в использовании своих  доходов. Несколько лучше выглядят  показатели обеспечения населения  России жильем, бытовыми приборами, медицинскими услугами. Однако всему  этому сопутствует низкое качество.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговой системы России и Германии