Установление и изменение границ муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение территориальных основ местного самоуправления.
Данная тема актуальна, т.к. вопрос определения территориальной основы местного самоуправления в течение последних лет является темой острых дискуссий, в результате которых сформировались две точки зрения. Сторонники первой считают, что местное самоуправление должно осуществляться на наиболее низком уровне: в поселках и сельских округах. Крупные города и районы - это уровень государственного управления.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................3
1.Понятие и правовое регулирование территориальных основ местного самоуправления 4
2.Установление границ муниципального образования. 7
3.Изменение границ муниципального образования 11
4.Преобразование муниципального образования 15
Заключение ........................................................................................................................16
Список использованных источников и литературы.......................................................17

Файлы: 1 файл

установление и изменение границ муниципального образования.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  в результате установления нового муниципального территориального деления России сформировалось три основных варианта реализация в субъектах РФ правовых норм Федерального закона о территориальной организации местной власти:

1) максимальное сохранение  существующих в субъекте РФ  территориальных границ;

2) избирательное изменение  границ муниципальных образований, основанное на политических, социально-экономических, управленческих, исторических и других мотивах.

3) максимальное изменение  территориальных границ и изменение существующих территорий муниципальных образований. [11]

 

 

      1. Изменение границ муниципального образования

 

Положения Закона о местном самоуправлении 2003г., касающиеся изменения границ муниципальных образований содержат конкретные правовые гарантии учета мнения населения по вопросу изменения границ территории, в которых осуществляется местное самоуправление. В частности, согласие населения при изменении границ муниципальных образований необходимо в следующих случаях:

  1. если изменение границ муниципальных районов связано с отнесением территории поселений и (или) территорий населенных пунктов одного района к территориям другого района (ч.2 ст. 12);
  2. если изменение границ поселений связано с отнесением территорий населенных пунктов, находящихся в границах данного поселения, к территории другого поселения (ч. З ст. 12).

Получение согласия населения  при изменении границ района Законом не предусматривается, если на территориях с низкой плотностью населения изменение границ района не затронуло границ поселений и населенных пунктов, входящих в состав данного района (ч. 4 ст. 12).

В последнем случае решение  об изменении границ района и поселения принимается представительными органами муниципальных образований, вовлеченных в процесс изменения границ.

В целях получения  согласия населения при изменении  границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование граждан по указанным вопросам. В общем случае в голосовании участвуют граждане тех муниципальных образований и населенных пунктов, границы которых подлежат изменению.

С инициативой об изменении границ (ч. 1 ст. 12) и преобразовании (ч. 2 ст. 13) муниципальных образований могут выступить:

    1. Население;
    2. Органы местного самоуправления;
    3. Органы государственной власти субъектов РФ;
    4. Федеральные органы государственной власти.

В Законе определяется, что  население реализует свою инициативу в порядке, установленном для реализации граждан инициативы проведения местного референдума.

Следует обратить внимание, что в Законе о местном самоуправлении 2003г. специально оговорен случай, при  котором не может быть осуществлена инициатива органов местного самоуправления и органов государственной власти по изменению границ поселений. Это невозможно лишь в том случае, если произойдет уменьшение численности населения сельских населенных пунктов до нижнего порогового значения, обеспечивающего получение статуса муниципального образования: 1000 человек для территории с низкой плотностью населения и 3000 человек для территории с высокой плотностью населения.

Таким образом, в Законе о местном самоуправлении 2003г. установлено  единственное основание, при котором  органы государственной власти не могут инициировать процедуру голосования по вопросу изменения границ, преобразование муниципальных образований.

При наличии других оснований  все субъекты права внесения инициативы голосования по вопросам изменения  границ, преобразования муниципальных образований могут прибегнуть к выдвижению указанной инициативы. Такими основаниями например, могут быть: улучшение или ухудшение транспортной и социальной инфраструктуры отдельных поселений и населенных пунктов, изменение экономических условий хозяйствования, строительство или ликвидация крупных промышленных или сельскохозяйственных объектов, изменение профиля деятельности монофункциональных поселений и населенных пунктов и др.[12]

Для реализации инициативы граждан по вопросам изменения границ, преобразования муниципальных образований по аналогии с процедурой реализации инициативы граждан при проведении местного референдума необходимо выполнить следующие действия, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с послед. изм.):

        1. Образовать и зарегистрировать инициативную группу;
        2. Получить регистрационное свидетельство;
        3. Осуществить сбор подписей в поддержку инициативы проведения голосования по изменению границ, которые должны пройти проверку в избирательной комиссии муниципального образования;
        4. Направить представительный орган муниципального образования проверенной подписи для принятия решения о проведении голосования.[13]

Решение о проведении голосования по вопросу изменения границ и преобразованию муниципальных образований принимается представительными органами муниципальных образований, непосредственно вовлеченных в этот процесс.

В Законе о местном  самоуправлении 2003г. предусмотрены механизмы судебной защиты прав граждан при осуществлении инициативы проведения голосования. Непринятие решения представительным органом муниципального образования о назначении голосования по тем или иным основаниям ведет либо к возбуждению судебной процедуры (в случае обращения в суд субъектов, инициирующих проведение голосования), либо к возникающей в этом случае невозможности изменения границ, преобразования муниципального образования ввиду отсутствия согласия населения.

В Законе предусмотрена  также возможность обращения в суд субъектов права инициативы проведения голосования по вопросам изменения границ, преобразования муниципальных образований.

Глава местной администрации, органы государственной власти субъекта РФ, прокурор могут прибегнуть к судебной процедуре назначения голосования, если представительный орган муниципального образования не назначил в 30-дневный срок дату его проведения.

В Законе о местном самоуправлении 2003г. вводятся положения по установлению результатов голосования и подведению его итогов, отличные от процедуры подведения итогов голосования на местном референдуме. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования считается полученным, если за такое изменение проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.[14]

 

4.Преобразование муниципального образования

 

Законом о местном  самоуправлении 2003г. определено понятие  преобразования муниципальных образований, чего не было ранее. Под преобразованием муниципального образования понимаются:

1) объединение муниципальных  образований; 

2) разделение муниципальных образований;

3) изменение статуса  городского поселения в связи  с наделением его статусом  городского округа либо лишением  его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных  образований осуществляется законами субъектов РФ, его инициаторами могут  выступать население, органы местного самоуправления, органы государственной  власти субъектов РФ, федеральные  органы государственной власти. Инициатива населения при этом, так же как и инициатива по изменению границ муниципального образования, осуществляется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. [15]

 

 

Заключение

 

Таким образом, в настоящее время в результате установления нового муниципального территориального деления России сформировалось три основных варианта реализации в субъектах РФ правовых норм Федерального закона о территориальной организации местной власти:

1 максимальное сохранение  существующих в субъекте РФ территориальных границ;

2 избирательное изменение  границ муниципальных образований,  основанное на политических, социально-экономических,  управленческих, исторических и  других мотивах. 

3 максимальное изменение  территориальных границ и изменение существующих территорий муниципальных образований.

При изменении границ муниципальных образований согласие населения необходимо в следующих  случаях:

а) если изменение границ муниципальных районов связано  с отнесением территории поселений  и (или) территорий населенных пунктов одного района к территориям другого района;

б) если изменение границ поселений связано с отнесением территорий населенных пунктов, находящихся  в границах данного поселения, к территории другого поселения.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Источники:

 

    1. Конституция Российской Федерации 1993г.
    2. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
    3. Федеральный закон от 12 июня 2002г. №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
    4. Распоряжение Правительства РФ №707-р от 25 мая 2004г.

 

Литература:

 

    1. Наумов С.Ю. Основы организации муниципального управления. – М.: «ФОРУМ», 2009г. – 352с.
    2. Муниципальное право / Под ред. Конина Н.М. М.:, 2006г. – 381с.
    3. Муниципальное право / Под ред. Чаннова С.Е. М.:, 2008г. – 369с.
    4. Муниципальное право России / Под ред. Кокотова А.Н. М.:, 2008г. – 540с.
    5. Муниципальное право России / Под ред. Постового Н.В. М.:, 2008г. – 480с.

 

[1] Муниципальное право / Под ред. Чаннова С.Е. М.:, 2008г.

[2] Конституция Российской Федерации

[3] Муниципальное право / Под ред. Чаннова С.Е. М.:, 2008г.

[4] Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[5] Муниципальное право России / Под ред. Кокотова А.Н. М.:, 2008г.

[6] Муниципальное право / Под ред. Конина Н.М. М.:, 2006г.

[8] Муниципальное право России / Под ред. Постового Н.В. М.:, 2008г.

[9] Муниципальное право / Под ред. Чаннова С.Е. М.:, 2008г.

[10] Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[11] Муниципальное право / Под ред. Чаннова С.Е. М.:, 2008г.

[12] Муниципальное право / Под ред. Чаннова С.Е. М.:, 2008г.

[13] Федеральный закон от 12 июня 2002г. №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

[14] Муниципальное право / Под ред. Конина Н.М. М.:, 2006г.

[15] Наумов С.Ю. Основы организации муниципального управления. – М.: «ФОРУМ», 2009г. – 352с.


 



Информация о работе Установление и изменение границ муниципального образования